Папки-передвижки

Конспект занятия «Подарок сказителю» (из прошлого ложки)

Глонти Елена Николаевна
Конспект занятия «Подарок сказителю» (из прошлого ложки)

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие.

Возрастная группа: группа старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет

Форма: интегрированное занятие

Тема: «Подарок сказителю» (из прошлого ложки)

Цель: Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа.

Задачи.

Образовательные:

-расширять знания о народных промыслах и ремёслах;

Публикация «Конспект занятия „Подарок сказителю“ (из прошлого ложки)» размещена в разделах

-продолжать учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их;

-продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми предложениями;

-формировать навыки сотрудничества на занятии;

-совершенствовать пространственные ориентировки.

-обогащать и активизировать словарный запас детей.

Словарная работа:

Обогащение: традиции, культура, быт. Промысел, ремесло, фольклор, народное творчество, народные умельцы. Горница, чугунок, ухват, ступа, баклуши, ложкари, пиала, миска.

Активизация: изба, печь, самовар, скалка, поднос, роспись, ложка, заготовка, расписная, деревянная, каменная, костяная, металлическая, музыкальный инструмент, сувенир.

Развивающие:

- развивать положительные эмоции и восхищение, желание бережно хранить предметы старины;

- развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами;

- развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.

- развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

- развивать внимание, речь, наблюдательность, память;

- развивать интерес к уральской росписи.

Воспитательные:

-дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны. -передать свои впечатления через художественное творчество – уральскую роспись.

-воспитывать уважение к русским народным традициям и культуре, прошлому страны.

-воспитывать интерес к занятию через продуктивную деятельность.

-воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении работы;

-воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

-воспитывать у детей сочувствие к старцу-сказителю.

Виды детской деятельности:

-игровая;

-коммуникативная;

- познавательно – исследовательская;

- художественно-эстетическая;

-продуктивная;

-двигательная;

-речевая;

-музыкальная;

-восприятие устного народного творчества.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций ремесел наших предков, предметов быта, устройсва жилища; чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок, рассматривание иллюстраций, пособия «В дружбе народов единство России». Дидактическая игра «Подбери костюмы». Дидактический коврик «Мальчик-девочка»-Д / и «Переодень в Русский народный костюм и назови все его составляющие». Знакомство с Уральской росписью.

Используемые методы и приемы:

Игровые:

-сюрпризный момент – (видиозапись) старец-сказитель рассказывает балладу о себе и обращается к детям с просьбой.

Словесные:

-беседа о предметах старинного быта; использование художественного слова, стихотворения, частушек; объяснение; пояснение.

Наглядные:

- демонстрация происхождения и видов ложек в видео записи.

Практические:

-практическая работа: расписывание деревянных ложек элементами уральской росписи.

Оборудование:

демонстрационное оборудование:

предметы традиционного русского народного быта- имитация горницы с домашней утварью-печка, лавка, сундук, зеркало, стол расписной под хохлому, ухват, скалка, доски, поднос, самовар, пиала, миска, чашка, ступа, матрешки, кувшин, кукла-оберег, чугунок.

раздаточное оборудование:

акриловые краски для росписи по дереву, ватные палочки, влажные салфетки подставки для ватных палочек, не расписанные деревянные ложки- баклуши.

Предполагаемый результат:

- делится своим впечатлением с педагогом и сверстниками;

- проявляет интерес к рассказу педагога;

-имеет представление о предметах старинного быта, куханной утвари, ремесле предков, о русской народной культуре;

- пользуется диалогической формой речи, использует новые слова в речи;

- принимает активное участие в поисковой и исследовательской деятельности;

- доброжелательно относится к своим сверстникам во время занятия.

Длительность занятия : 30 минут.

Вводная часть.

Содержание организованной деятельности

В групповом помещение оборудована небольшая часть старинного быта – «изба». В горнице стоит печка на ней кукла-оберег, чугунок, рядом ухват, лавка, сундук, зеркало, стол расписанный под хохлому. По разным центрам расставлены предметы домашней утвари-чашка, пиала, миска, ступка, разделочная доска, поднос, самовар, скалка, небольшой глиняный кувшин; деревянные стаканы; игрушки сувениры-матрешки. В сундуке внизу укрытые лежат не расписанные деревянные ложки-баклуши, выше расписные ложки под хохлому, на самом верху головные уборы разных национальностей.

Мотивация деятельности

Воспитатель: Ребята подойдите ко мне! скажите, а у вас настроение хорошее? у меня тоже поделимся друг с другом своим хорошим настроением. Возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами.

Что за чудо — чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Ощутили тепло рук ваших друзей, Здорово!

Ход занятия раздается звук гуслей, на экране появляется картинка

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это? (Картинка - Сказитель)

Дети: предположительные ответы.

Голос сказителя (1)

Все хожу я по Земле любимой

И слагаю я баллады и былины,

Чтоб нести народу знания и радость,

Налегке хожу, лишь гусельки со мной.

Стар уж я, носить все остальное в тягость,

Но, а сил набраться надо.

Воспитатель: Ребята, вы знаете кто это?

Дети: предположительные ответы.

Воспитатель: В старые времена мудрые старцы, их называли сказители, ходили по земле и под музыкальный инструмент – гусли, рассказывали разные истории, а называли их балладами или былинами. Люди слушали и узнавали все новости из тех краёв, где побывали эти мудрые старцы.

Голос сказителя (2)

Добрый люд- всех угощают, привечают и встречают.

Нужен мне предмет простой,

Чтоб везде он был со мной.

Воспитатель: Какой же предмет нужен старцу-сказителю?

Дети- книга, ручка и т. д.

Воспитатель - Мудрец сказал в своей былине, что носить ему все в тягость, старенький он. Ему нужен предмет такой, чтобы руки были свободные.

Воспитатель: А обратился он к нам не спроста. Наверно он увидел знакомую горницу, как хорошо, что мы с вами ее не разобрали. Ведь у нас здесь все предметы старины. Может быть, этот предмет есть у нас в горнице? Давайте посмотрим. Что вы видите?

Дети: печка, лавочка, сундук, стол со скатертью…

Воспитатель: Ребята, а еще у нас и в группе в разных центрах есть предметы старины, я предлагаю вам их все найти и поставить аккуратно на стол.

Дети: ищут предметы и ставят на стол.

Воспитатель: - Ребята, внимательно рассмотрите предметы, которые стоят на столе. Когда - то они были частью утвари в старинных, деревянных избах, в которых жили люди. Как вы думаете, для чего они?

Дети: - Самовар для чая; чашка и миска, чтобы раскладывать в них еду; пиала и стаканы, чтобы из них пить; поднос, чтобы приносить блюда на стол; в ступке можно растолочь орехи, семена и т. д. ; скалка, чтобы раскатывать тесто, кувшин для молока, воды, сока, кваса; доска, чтобы что-то порезать- хлеб, сыр, овощи и т. д; матрешки чтобы играть или дарить как сувенир.

Воспитатель: - Правильно, но как все предметы назвать одним словом?

Дети: - Посуда! А матрешка - игрушка и сувенир.

Ну что, давайте посмотрим, есть ли тут предмет, который нужен старцу?

Дети: Выбирают, показывают, определяют.

Воспитатель: Ой, что – то я сомневаюсь, нужны ли ему эти предметы. Ребята, старец нам хочет, что - то сказать (Голос 3)

Угощают все вокруг

Надоело, есть из рук

Воспитатель: Так что же это такое? Никак мы не догадаемся. А где же хранили раньше люди все самое нужно, дорогое? Ведь шкафа и шифоньера не было еще.

Дети: в сундуках

Воспитатель: Попробуйте отгадать, что храниться в этом сундуке?

Дети: (дети дают предположительные ответы).

Воспитатель: Да, что нам думать и гадать, давайте заглянем, и посмотрим что там!

(Открывается сундук, и дети находят головные уборы разных национальностей, что же это такое?

Дети: головные уборы разных национальностей.

Воспитатель: Какие они красивые, хотите примерить?

Дети: Да, примеряют и смотрятся в зеркало. (музыка)

Воспитатель: в ходе описываю каждый головной убор. Зина одела казахскую тюбетейку, кто ты теперь? (Казашка, и т. д

Воспитатель: Какие вы сейчас нарядные. Понравились ли вам головные уборы?

Дети: да, очень красиво

Воспитатель: Теперь снимайте и кладите на нашу полочку красоты, чтобы любой, кто зайдет к нам в группу, мог их сразу увидеть и полюбоваться ими.

Воспитатель: Где же нам найти нужный старцу предмет?

Дети: (дают предположительные ответы) может быть еще раз, заглянем в сундучок?.

Воспитатель: Попробуйте, ведь только там хранились самые нужные, заветные предметы.

Дети: заглядывают и находят нужный предмет. Расписные, деревянные ложки. - Это ложка.

Воспитатель: Ребята, все сходится, ложку раньше носили, при себе в особых футлярах или за поясом, без своей ложки в гости не ходили. А вы все знаете о истории ложки?

Дети: Дают предположительные ответы.

Воспитатель: У меня есть видеоролик из прошлого ложки. Хотите посмотреть?

Дети: Очень хотим.

(Просмотр видеоролика)

Воспитатель: Глаз не отвести от таких ложек!

А для чего еще можно использовать деревянную ложку?

Дети: Ее можно использовать, как музыкальный инструмент. Музыканты постукивают ложками друг о друга, и звучит мелодия.

Воспитатель: Да, мелодия задорная, плясовая. Как же называют этих музыкантов?

Дети: Музыканты-ложечники.

Воспитатель: Возьмите вот эти ложки да попробуйте и вы поиграть на них.

(Дети пробуют играть на ложках под задорную музыку)

Воспитатель: (поет)

При царе да при Горохе

Озорные скоморохи

По дороге в балаган

Потеряли барабан.

Бубен потеряли.

В ложки ударяли!

Ой, жги-говори,

Заиграли ложкари.

Воспитатель: Молодцы, ребятушки, вы еще и музыканты славные! Кладите ложки на стол.

Ну что, как вы думаете, правильно ли мы определили нужный предмет для сказителя?

Дети: Да, правильный - это ложка. И носить ее старец будет за поясом, и руки у него будут свободные, а когда его угощать будут, он будет кушать ложкой, а не руками.

(Слышится звук ложек)

Воспитатель: Ребята, откуда этот звук раздается? Да это же опять из нашего сундучка, вы слышали, что это за звук?

Дети- Это ложки!

Воспитатель:

Наша ложка хоть куда,

Ею можно без труда

Кашу есть и в ложки бить.

Подарю вам, так и быть!

(Достаю не расписанные ложки из сундука)

Воспитатель: Я вам дарю деревянные не расписанные ложки, их называют -баклуши. А вот вам и тесемочки-пояски, завяжите их на талии (дети завязывают на себе пояски, а я помогаю). Ну-ка, попробуйте за свой поясок ложечку просунуть. Ну, что удобно, и руки свободные. Значит мы правильный предмет нашли для сказителя. А чтобы наши ложки были такие -же красивые, как эти, мы сейчас пройдем в мастерскую и начнем их расписывать специальными акриловыми красками и используем для этого нашу Уральскую роспись. Ею украшали дома, горницы, печки, лавки, столы.

Посмотрите, какие цвета использовали для уральской росписи?

(Картинки -росписи)

Дети: перечисляют цвета.

Воспитатель: А вот эту большую ложку мы вместе распишем старцу- сказителю.

Музыкальный фон «Пойду ль я, выйду ль я, да!»

(Дети подходят к столам, каждый со своей баклушей, берут ватные палочки и расписывают их акриловыми красками уральской росписью. По окончании вытирают руки влажными салфетками.)

Воспитатель: Пройдем к столам моей мастерской. А как расписывать ложки – покажу по порядку, слушайте внимательно. (дети встают около воспитателя).

Пошаговое расписывание ложек:

1. Около каждого из вас стоит акриловая краска и ватные палочки.

2. Далее достаем ложку из- за пояса, кладем перед собой, определяем цвет, который нам нужен для росписи. Берем ватную палочку, обмакиваем в краску и наносим несколько тычков на узор. (Посмотрите, как я это делаю)

3. Для каждого цвета краски нужно брать чистую палочку.

- Сейчас вы расписываете свои ложки, кто первый закончит, подходит ко мне и начинает расписывать ложку для старца и так по очереди. Каждый нанесет только небольшой элемент росписи.

Воспитатель:- Какие красивые получились ложки. Они все разные давайте их положим, сушить на подставку, у печки, когда высохнет этот узор, распишем их дальше. А большую ложку подарим сказителю.

Пусть он нас вспоминает добрым словом. Ребята, а как мы можем доставить ложку старцу?

Дети: можно отправить бандероль или посылку по почте.

Воспитатель: Верно, так мы и сделаем, как только она высохнет.

Воспитатель: Вы недавно помогали младшим детям в нашем детском саду, а сейчас помогли пожилому человеку. Я очень довольна вами и вашими работами, вы такие отзывчивые, спасибо вам большое за это!

Дети: - Пожалуйста!

Воспитатель: - Теперь вы знаете, что такое народные традиции, культура, фольклор, кто такие народные умельцы и что такое «народный промысел». Когда вы придёте домой, обязательно расскажите о том, что интересного вы узнали, чему сегодня научились, кому сегодня помогли. Вы - молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Роспись хохломской ложки»Конспект занятия «Роспись хохломской ложки» .

Конспект занятия к Дню деревянной ложки «Ложка, ложка, ложечка, расскажи про себя немножечко»Конспект занятия к Дню деревянной ложки «Ложка, ложка, ложечка, расскажи про себя немножечко» Цель: Познакомить детей с русским народным музыкальным инструментом «деревянные ложки». Задачи: Образовательная: Познакомить детей с русским.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое ложки» (старшая группа) Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком. Дать детям понятие о том, что человек создает предметы.

Конспект интегрированного занятия по развитию творческо-познавательной деятельности «Гости из прошлого» для детей 5–6 летКонспект интегрированного занятия по развитию творческо-познавательной деятельности «Гости из прошлого» для детей 5–6 лет Конспект интегрированного занятия по развитию творческо-познавательной деятельности «Гости из прошлого» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект комплексного занятия в младшей разновозрастной группе «Ай да ложки!» к Дню ложкаряКонспект комплексного занятия в младшей разновозрастной группе «Ай да ложки!» к Дню ложкаря Цель: Расширение представлений детей о предметах ближайшего окружения - ложках. Задачи: 1. Познакомить детей с историей появления ложки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Подарок сказителю» (из прошлого ложки)
Опубликовано: 8 мая 2025 в 15:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Подарок сказителю» (из прошлого ложки)» (включая файлы) размещена пользователем Глонти Елена Николаевна (УИ 3387397) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных