Наталия Кудрявцева
Сказкотерапевтическое занятие «Зимняя сказка» для детей старшей и подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия «Зимняя сказка» : использование приема сказкотерапии на занятии с детьми старшего и подготовительного возраста как терапевтического средства для решения разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, коррекция психической и эмоционально-волевой сферы и т. д.
Актуальность занятия :
В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением.
Публикация «Сказкотерапевтическое занятие „Зимняя сказка“ для детей старшей и подготовительной группы» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Сказка "ВОЛШЕБНЫЙ СОН ДЕДА МОРОЗА"(Приложение № 1, автор Людмила Колесова.
Сруктура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой, основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.
Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием составляющих образа сказки, сказочной атмосферы : образ сказки, образ пространства (технические эффекты - презентация слайдов «Зимняя сказка», собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажа (Дедушка Мороз, Санта – Клаус) и писем от Дедушки Мороза.
Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.
Сказкотерапевтическое занятие из цикла «Зимняя сказка» (авторская разработка).
Вид сказки : Развивающая и обучающая сказка, позволяющая ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, волшебных персонажах (Дед Мороз, Санта – Клаус).
Цель занятия :
• развитие вербального и невербального воображения,
• включение ценностных уровней сказки в эмоциональный опыт ребенка.
Оборудование:
Ноутбук,
Куклы: Дедушка Мороз, Санта – Клаус.
Структура занятия :
1. Ритуал- приветствие.
2. Работа со сказкой на уровне художественного образа.
3. Заключительная игра - викторина.
4. Ритуал – прощание.
Ход занятия
1. Вводная часть – ритуал – приветствие,
подготовка к сказке «Скоро, скоро …Новый год» (обсуждение что это за праздник, чем он интересен).
2. Работа со сказкой на уровне слова.
- «Послушаем, как звучит наша сказка (колокольчик, звонко, как в морозный ясный день зазвенят сосульки, если коснуться их палочкой, как звенят колокольчики на сказочных санях, везущих Деда Мороза на новогодние праздники…».
3. Этап слушания и восприятия сказки.
Вербальный образ сказки, создаваемый педагогом в технике рассказывания, сопровождается демонстрацией сказки на мониторе ноутбука в виде презентации «Зимняя сказка».
Включение в игровую ситуацию сказки главного героя.
4. Игра – викторина. «Кто самый внимательный?» (вопросы по сказке). Беседа по наводящим вопросам по осмыслению сказки и осознанию проблемной ситуации.
5. Коллективное сочинение продолжения сказки «- А теперь, мои маленькие сказочники, помогите продолжить сказку.».
На данном этапе в активную работу включаются дети: коллективное сочинение продолжения сказки по кругу. Подключение психологических ресурсов детей для разрешения проблемной ситуации.
Резюмирование по итогам творческой работы.
- «У вас получилась интересная сказка (перечислить основные моменты коллективного варианта окончания сказки).
6. Ритуал – прощание.
Заключение:
Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке, которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.
Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.
Хорошо ли верить в чудо?
Расставаться с детством, с его атрибутами, привилегиями, символами всегда сложно. А самый главный символ детства – это вера в сказки, вера в чудеса. Даже будучи взрослым, все равно очень хочется верить в сказку. Окунуться в нее на один день или одну ночь. Новогоднюю ночь! И вместе с детьми ждать исполнения всех своих желаний и мечтаний, ждать прихода своего Деда Мороза. Ведь сказка про Деда Мороза — это добрая, светлая история, в которой добро неизменно побеждает зло, где нет обиженных, где счастливы и одарены все. Тот факт, что ребенок получает в подарок именно то, что написал в письме к Деду Морозу, учит его верить в чудо. А способность верить в чудо, между прочим, — это один из важнейших адаптационных механизмов психики, и формируется он в дошкольном возрасте. Вера в Деда Мороза играет в его формировании не последнюю роль. Веря в чудо из года в год, от праздника к празднику, она откладывается глубоко на подкорку головного мозга, уходит в подсознание. И даже когда ребенок вырос и понял, где грань между сказкой и реальностью, механизм веры в чудо сформирован. Спросите, зачем он нужен? Были ли у вас в жизни сложные моменты, когда казалось бы спасет только чудо, когда все реальные способы испробованы. И чудо происходит, все налаживается, все решается, все происходит, так, как вы «заказывали». Не чудо ли? И происходит оно только потому, что вы очень верили, очень хотели. Вера в чудо помогает принять ситуацию, адаптироваться, продолжать искать пути и решения, пережить сложные моменты в жизни, когда, казалось бы, выхода нет. Именно вера в чудо, с точки зрения психологов, является тем якорем, который заставляет людей цепляться за жизнь в критические периоды жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Сказка "ВОЛШЕБНЫЙ СОН ДЕДА МОРОЗА"
Автор Людмила Колесова