Папки-передвижки

Занятие с молодым педагогом «Педагог-наставник». План работы с практикантом

Людмила Кольцова
Занятие с молодым педагогом «Педагог-наставник». План работы с практикантом

В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Воинский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым проходила производственную (преддипломную) практику по программе подготовки специалистов среднего звена специальности «Преподавание в начальных классах»в объеме 144 часа с«20» апреля 2019 года по «17» мая 2019 года Лоханова Надежда Юрьевна, я была у неё наставником.

Публикация «Занятие с молодым педагогом „Педагог-наставник“, План работы с практикантом» размещена в разделах

За время работы в школе, а это 28 лет, у меня накопился богатый опыт профессиональных педагогических умений и навыков. Мною проведены многочисленные открытые уроки, выиграны множество конкурсов, представлен опыт работы на школьных и районных объединениях. Все эти профессиональные умения и навыки в первую очередь присущи, конечно же, мне - учителю с многолетним опытом работы, я не только в теории, но и на практике владею инновационными технологиями обучения и воспитания.

Системно-деятельностный подход в обучении предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт практиканта. Был составлен план работы с Лохановой Н. Ю. с учетом научно-методической проблемы класса, над которой я работаю – это игра как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС.

План работы с практикантом.

1. Оказание помощи практиканту при адаптации в педагогическом коллективе.

2. Оказание психологической поддержки.

3. Обеспечение постоянного освоения современных образовательных технологий.

4. Повышение уровня методической подготовки практиканта.

5. Проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности.

6. Оказание помощи в самообразовательной работе практиканта.

7. Создание условий для саморазвития и самореализации.

Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Я стараюсь использовать в учебном процессе различные методические приемы: дидактические игры, игровые моменты, работу со словарями и схемами. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Количество игр на протяжении урока должно быть разумным и целесообразным:

- игра в начале урока организовывает и заинтересовывает детей

- игра в середине урока нацеливает на усвоение темы

- в конце урока игра чаще носит характер поиска.

На всех этих этапах развивающая игра должна включать разнообразные виды деятельности, увлекать и быть доступной. Очень полезны на уроках физкультминутки, которые желательно проводить по теме урока.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса. В процессе игры у детей формируются общеучебные умения и навыки, в частности умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность.

Познавательный интерес – высший стимул всего учебного процесса, средство активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразие эффективных приемов пробуждает у детей интерес и положительное отношение не только к результатам, но и самому процессу обучения, к учителю, уверенность в преодолении трудностей.

Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, используя для этого различные методы, формы и виды работы : дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения.

Наиболее часто целесообразно применять в практике урок-сказку, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игру. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что в конечном счете облегчает процесс усвоения знаний.

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке необходимо организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Младший школьный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности.

С первых дней практики студентка умело увлекала детей, вызывала их интерес и желание активно работать на уроке, организовывала детей, стремясь осуществить подход к каждому ребенку, своевременно приходила на помощь, подбадривала, заставляла поверить в свои силы, предупреждала конфликтные ситуации, используя игровые технологии, интерактивное обучение, применяла информационно-коммуникационные технологии. Эти технологии позволили добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Системно-деятельностный подход является для меня универсальным средством, предоставляющим инструментарий подготовки и проведения занятий в соответствии с новыми целями образования. Показала серию уроков для Надежды Юрьевны по ФГОС. Обговорили требования к современному уроку, его структуре в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Проанализировали ряд открытых уроков и выработали памятки к структуре урока усвоения новых знаний.

1. Самоопределение к деятельности. На этом этапе организовывала положительное самоопределение обучающихся к деятельности на занятии, использовала различные приёмы психологического настроя обучающихся. Например: урок начинается со слов “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!

Можно использовать следующее рифмованное начало уроков.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

На “отлично” напишу!

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять -

И внимательно считать.

Начинаем наш урок.

Мы уложим его в срок.

Все примеры мы решим и задачи тоже.

Дружно вместе отдохнём.

Своё время сбережём.

2. Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся, на этом этапе проводила каллиграфические минутки, а именно: «Осторожная лисица подошла к ручью напиться», «Не дом хозяина красит, а хозяин - дом». Проводила с обучающимися фронтальную беседу.

– Назовите уже известные вам части речи.

– По каким признакам вы отличаете одну часть речи от другой?

Выполняли проверку домашнего задания и орфографическую разминку. Записывали словосочетания, подчеркивали орфограммы. Проводилась работа и с деформированными текстами в виде игрового задания «Редакторы».Чтобы речь у обучающихся становилась более четкая и правильная на уроке литературного чтения работала над скороговорками. В первую очередь, проговаривая скороговорки, у ребенка значительно улучшается дикция и память. «У нас во дворе – подворье, погода размокропогодилась. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь». А со скороговоркой «В цветнике цветут цветы» проводила следующую работу :

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте сердито.

– Прочитайте с удивлением.

– Прочитайте скороговоркой по три раза.

А этот этап на уроке математики проходил в виде логических задач, блицтурнира, и учащиеся работали по разноуровневым карточкам.

1. Логическая задача.

Ученики пошли в Музей космонавтики. Они построились тройками. Маша, Витя и Коля заметили, что их тройка седьмая спереди и пятая сзади. Сколько учеников пошли в музей?

Варианты ответов:

а) 15; б) 21; в) 30; г) 33; д) 36.

В музее ребята увидели:

1) первый искусственный спутник Земли, преодолевший силу земного тяготения 4 октября 1957 года;

2) второй искусственный спутник Земли, который был запущен 3 ноября 1957 года. В специальном контейнере был первый космический путешественник – собака Лайка.

– Назовите четные числа от 30 до 50.

– Назовите нечетные числа от 30 до 45.

– В сумме 7 слагаемых. Каждое слагаемое равно 3. Чему равна сумма?

2. Блицтурнир.

а) Если на каждую рубашку для космонавта идет по 3 м полотна, то из куска полотна выйдет 9 рубашек. Сколько метров полотна было в куске?

б) На 2 костюма для космонавтов идет 8 м прочной материи. Сколько метров материи надо на 1 костюм?

в) Космический нож стоит 200 р. Сколько заплатили за 3 таких ножа?

3. Индивидуальная работа (во время устного счета).

Карточка 1.

Найдите значения выражений и сравните.

15 : 5 – 2 … 15 : (5 – 2)

3 • 8 – 20 : 4 … (3 • 8 – 20) : 4

48 + 36 + 14 … 48 + (36 + 14)

Карточка 2.

Найдите значения выражений и сравните.

12 : 6 – 2 … 12 : (6 – 2)

73 – 17 + 29 … 73 – (17 + 29)

36 : 9 + 3 – 2 … ( 36 : 9 + 3) – 2

Карточка 3 (3-й уровень).

Найдите значения выражений и сравните.

2 • 10 + 2 … 10 • 5 + 5

70 : 7 + 7 … 30 : 3 + 3

100 : 10 + 10 … 40 : 10 + 4

Данная структура урока предполагает актуализацию знаний, умений и навыков; тренировку соответствующих мыслительных операций, воспроизведение и коррекцию опорных знаний и опыта учащихся.

3. Следующий этап урока- мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников. На этом этапе помогала,организовывала коммуникативную деятельность обучающихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы,поставив вопрос, внимательно, не перебивая, выслушивала ответ, затем обращалась к классу с предложением дополнить или исправить ошибки. В случае, когда ученики затруднялись с ответом или начинали уходить в сторону от правильного пути поиска, с помощью подсказки, которая может быть дополнительным вопросом, направляла мысль учащихся по нужному руслу. Например: Однажды Незнайка написал для компьютера специальную программу и собрал в ней слова всех известных ему частей речи. Компьютер через определё нное время выдал следующее стихотворение:

Мы зимой в снежки….,

Нам …. мороз!

И …. за нами с лаем

Озорной лохматый пес.

- Все ли необходимые слова были учтены в программе?

- Какие слова были пропущены?

- Что мы не можем узнать без них? Давайте попробуем самостоятельно подобрать эти слова.

- Можем ли мы объединить данные слова в одну группу? По каким признакам?

- Как называются такие слова?

И учащиеся сами назвали тему урока «Глагол».

На уроке математики при изучении темы «Сутки» загадывала загадки:

На траву роса ложиться,

Ну а нам пора вставать,

На зарядку становится,

Чтобы лучше день начать.

В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Нашим деткам спать велит.

Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы занятия с обучающимися.

4. Восприятие и первичное осознание материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. Применяла такие виды работ на уроке литературного чтения, как чтение стихотворения с разными интонациями, проводила игру «Кузовок».

Продолжите пословицы:

• Что посеешь… (то и пожнешь).

• Без труда… (не выловить и рыбку из пруда).

• Сделал дело… (гуляй смело).

• С кем поведешься… (от того и наберешься).

• Как аукнется… (так и откликнется).

• За двумя зайцами погонишься… (ни одного не поймаешь).

• Что написано пером… (не вырубишь топором).

• С книгой жить… (век не тужить).

• Любишь кататься… (люби и саночки возить).

• Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).

На уроке русского языка работали с таблицей «Глагол», которую сами составили.

Глагол часть…

Изменяется обозначает….

по числам по временам отвечает на вопросы….

составляли слова-глаголы из слогов,проводилась работа с учебником и словарём, делался сравнительный анализ.

5. Физкультминутки.

– Все ли вы занимались по утрам дома зарядкой? Давайте сделаем её вместе в классе.

а). Одолела вас дремота,

Шевельнуться неохота?

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз, потянись,

Окончательно проснись.

Сбрось с себя ночную лень –

Впереди рабочий день.

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку.

Надо нам присесть и встать,

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

б). «Летает – не летает».

Называла слова и предлагала детям «махать крыльями» в том случае, если называемый им предмет обозначает летающее насекомое или птицу. Слова такие: стрекоза, парта, дом, вертолёт, книга, самолёт, мяч, бабочка, белка, лебеди.

6. Первичная проверка понимания и закрепление усвоенного. На этом этапе обучающиеся работали на уроке русского языка со словарными словамиидти, столица, находили самостоятельно в словаре их лексическое значение, работали в парах по карточкам. Карточка 1. Раскрой скобки и запиши предложения. Подчеркни глаголы со словом не.

Карточка 2. Прочитай пословицы, спиши, раскрывая скобки. Подчеркни глаголы со словом не. Определите и укажите время и число глаголов.

На литературном чтении при изучении А. П. Платонов «Цветок на земле»

проводила следующую работу : 1. Работали с толковым словарем.

– Объясняли значение слов, выражений, записанных на доске. Проверяли свои ответы по толковому словарю.

Нынче – теперь, сейчас.

Уморились – устали.

Глаза смежать – закрывать.

Испить – попить, выпить.

Осерчать – рассердиться.

Глаза жмурятся – сужаются веки. Отвечали на интересные, жизненные вопросы.

– Как вы понимаете выражение «глаза смотрели равнодушно»?

Как вы понимаете строчки: «Без трех девяносто, без трех первый десяток»? Объясните.

– О чем эта строчка «Руки много земли испахали»?

– Каким словом можно заменить «испахали», «трудились»?

– О чем эта строчка «Белый свет пытать»?

– Как вы понимаете смысл слова «пытать?»

2. Читали вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. (Задавались уточняющие вопросы на понимание, проводилась словарная работа).

- Почему Афоне стало “скучно жить на свете”?

- От чего у деда глаза слабые стали?

- Как вы понимаете выражение “глаза смотрели равнодушно”?

- Расскажите: “Какой он есть” – дед Тит.

3. - Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста? (Диалог)

- Как вы думаете, кто с кем там говорит? Давайте прочитаем диалог по ролям.

Чтение текста по ролям

- Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?

- А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам?

- Прочитайте первое предложение последнего абзаца. Как вы понимаете смысл таких слов? О чём подумал дед?

4. Работа с текстом после чтения.

1. Определение главной мысли рассказа.

- Определите, какая же главная мысль рассказа.

(Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.)

2. Восстановление содержания рассказа по деформированному плану.

- Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано.

- Как вы думаете, что это? (План)

- Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)

- Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.

На печи рядом с дедом.

Скучно Афоне жить на свете.

Дед Тит.

Опять скучно жить на свете.

Пошли “белый свет пытать”.

Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…

Проснулся ненадолго.

Гребешок для деда.

- Прочитайте план. Проверяем все у себя. Повторное, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чём совпали и в чём не совпали первоначальные предположения о теме, о содержании.

7. Рефлексия. Итог занятия. На уроке окружающего мира рефлексия проходила в виде игры «Угадай страну».

• Эту страну в древности населяли кельтские племена, называемые белги. (Бельгия.)

• Официальное название этого государства «Великое герцогство.». (Люксембург.)

• Это мировой центр, где продаются и шлифуются алмазы. (Бельгия.)

• Четвертая часть страны находится ниже уровня моря, а столица полностью стоит на сваях. (Нидерланды.)

Жители этой страны говорят на трех языках: немецком, французском и люксембургском. (Люксембург.)

• В столице этого государства находится штаб-квартира НАТО и совет ЕЭС. (Бельгия.)

• Житель этой страны Адольф Сакс изобрел саксофон. (Бельгия.)

• В столице этого государства 1281 мост, а в каждом доме стоит хотя бы один букетик цветов. (Нидерланды.)

• В этой стране производится 220 000 т шоколада в год. (Бельгия.)

• На каждые сто жителей этой страны приходится больше всего мобильных телефонов в мире —151. (Люксембург.)

На данном этапе организовала самооценку обучающихся своей деятельности на занятии и инструктаж по выполнению домашнего задания. Фиксировала степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечала цели последующей деятельности. Оценивала учащихся.

Прохождение практики Надежды Юрьевны было эффективным, так как я подготовила для неё различные «Памятки» : анализ и самоанализ урока; организация работы с неуспевающими учащимися; обязанности классного руководителя; как правильно организовать работу с родителями; методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий.

В заключении хочется сказать, что учитель - это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Доброжелательность, корректность, тактичность учителя-наставника способствуют созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста.

Публикации по теме:

Опыт работы «Ребёнок, родитель, педагог — единое образовательное пространство» Щеплыгина Татьяна Анатольевна Воспитатель МАДОУ детский сад «Огонек» Ребёнок, родитель, педагог - единое образовательное пространство Семья.

Из опыта работы «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через совместную с педагогом деятельность» I. Условия возникновения опыта. Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в XXI веке, особое место занимает.

Опыт работы «Математические игры и упражнения, используемые педагогом в образовательной ситуации на игровой основе по ФЭМП» Я работаю с детьми второй группы раннего возраста. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. В этот период у ребенка закладываются.

Перспективный план работы с молодым специалистом В данной методической разработке представлены, план работы с молодыми специалистами, содержание и цели работы. Цели: развитие профессиональных.

Нарратив «Несколько советов молодым родителям»Нарратив «Несколько советов молодым родителям» Несколько советов молодым родителям. Как быстро растут дети! Первые шаги, первые огорчения, первая любовь… И вот уже вчерашние девочки.

Педагогический совет в ДОУ «Современный педагог-позитивный педагог!» Форма проведения : Квик – настройка (настрой педагога на успешную работу). Вступительное слово старшего воспитателя: - Уважаемые коллеги.

Обобщение опыта работы «Педагогика сотрудничества: педагог-ребёнок-родитель» В современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного.

Эссе «Мой наставник. Выбор профессии» Наставник - это человек, который уже достиг той цели, которую Вы ещё только ставите перед собой. Уже поднялся на ту гору, на которую Вы.

Этика отношений «Педагог-педагог» Этика отношений педагог-педагог Содержание Введение…3 1. Педагогическая этика и ее сущность….….4.

Занятие по математике на городской конкурс «Педагог года» в подготовительной группе "Поможем Незнайке полюбить математику" Занятие по математике в подготовительной группе Цель занятия: Воспитание интереса к математике, закрепление.

Автор публикации:
Занятие с молодым педагогом «Педагог-наставник». План работы с практикантом
Опубликовано: 24 октября 2019 в 23:49
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД