Светлана Проплёткина
Занятие с педагогами. Классическая музыка. Джузеппе Верди.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема сегодняшней нашей встречи тесно связана с направлением работы нашего ДОУ: «Художественно – эстетическое развитие». И поговорим мы сегодня о творчестве гениального итальянского композитора Джузеппе Верди.
Для начала я предлагаю послушать «Венский вальс». В наши дни это вальс поют на разных языках. Американцы его вообще переименовали в «свадебный вальс», перепели на свой манер и украсили этим шедевром диснеевский мультфильм «Анастасия»… Мы послушаем первоисточник. Наслаждайтесь.
Звучит «Венский вальс»
Публикация «Занятие с педагогами, Классическая музыка, Джузеппе Верди,» размещена в разделах
Как уже было сказано Джузеппе Верди – великий итальянский композитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века. Это век вообще был самым плодотворным в части создания шедевров, не только музыкальных, но и произведений живописи и литературы. Творческая мощь века XIX может сравниться с мощью научно-технического прогресса века XX. Вот только техника активно развивается и впредь будет развиваться. Человечество обязательно освоит другие планеты, даже если придётся создавать там искусственную атмосферу, но создать шедевры, подобные тем, что были созданы в XIX веке, не дано уже больше никому.
На экране демонстрируются портреты Д. Верди.
Итак, Джузеппе Верди родился в маленькой деревушке на севере Италии в семье крестьянина-трактирщика в 1813г. Не был принят в Миланскую консерваторию из-за отсутствия музыкальных способностей. Верди брал частные уроки у одного из учителей оперного театра Ла Скала. И, естественно, талант взял верх. Как уже было сказано, Верди – гений оперного искусства. Оперы Верди 40-х годов становятся действенным оружием в борьбе Италии за независимость. Верди называли «маэстро итальянской революции», народ пел хоры из его опер как революционные песни. В 50-е годы он пишет лучшие свои оперы «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата». По заказу петербургского Мариинского театра написал оперу «Сила судьбы». Всего он написал 26 опер, одна лучше другой.
Вся жизнь Верди была заполнена музыкальным творчеством, но это не мешало ему принимать активное участие в политической жизни. Много сил и энергии отдал он делу объединения Италии. В 1874 году Верди становится сенатором. В 1895 году он основал в Милане Дом для престарелых музыкантов. Умер в Милане в 1901г. Прожил долгую и плодотворную жизнь – 88 лет.
Послушайте, пожалуйста, ещё одно произведение Джузеппе Верди «Триумфальный марш». Уверена, многие его слышали и не раз.
Звучит «Триумфальный марш» Д. Верди.
Знакомо, правда?
Сейчас я хочу познакомить вас с поистине гениальном произведении Джузеппе Верди – оперой «Травиата».
Один критик отметил, что в этой опере, что ни ария, то шлягер. Потом добавил, что, пожалуй, вся опера целиком являет собой единый шлягер. И это правда.
История создания оперы «Травиата».
Сюжет «Травиаты» заимствован из драмы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Прототипом героини явилась знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, чья красота и незаурядный ум привлекали многих выдающихся людей. Среди ее поклонников был и молодой Дюма-сын, тогда начинающий литератор. Такой интерес сына, естественно, не разделял тогда уже широко известный Александр Дюма-отец. Он сделал всё возможное, чтобы настроить сына против Марии. Молодые люди поссорились, и папа отправил сына подальше от Парижа. Вернувшись домой, молодой Дюма не застал Мари Дюплесси в живых — она умерла от туберкулеза. Молодой человек очень страдал. Когда вскоре после этого появился роман «Дама с камелиями», в главной героине парижская публика узнала Мари Дюплесси, а в юноше, которого она полюбила чистой и беззаветной любовью, склонны были видеть самого автора. Через полгода Дюма переработал роман в пьесу, однако премьера ее состоялась лишь четыре года спустя: цензура долго не разрешала постановку, считая пьесу безнравственной, бросающей вызов моральным устоям буржуазного общества. Получив, наконец, доступ на сцену, «Дама с камелиями» сразу же завоевала шумный успех и обошла все театры Европы. На премьере в Париже присутствовал Джузеппе Верди. Сюжет пьесы произвёл на него огромное впечатление. Композитору потребовался 1 год для написания оперы. Премьера «Травиаты» состоялась в Венеции и потерпела скандальный провал.
Верди сделал героиней своей оперы женщину, отвергнутую обществом; он специально подчеркнул это названием («Травиата» — по-итальянски падшая, заблудшая). Композитор показал благородство и душевную красоту парижской куртизанки (в опере её зовут Виолетта, ее превосходство над легкомысленной средой, которая ее окружает, над добродетельным представителем светского общества. Беспощадное осуждение лицемерной буржуазной морали было главной причиной провала оперы.
Однако Верди твердо верил, что «Травиата» добьется признания. Через год опера вновь была поставлена в Венеции и имела огромный успех. Для этой постановки Верди согласился убрать современные костюмы: действие было перенесено в более отдаленную эпоху, на полтора столетия назад. Спустя некоторое время «Травиата» стала одной из самых знаменитых опер в репертуаре мирового музыкального театра. Дюма, познакомившись с «Травиатой», сказал: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил ее».
Краткое содержание оперы.
Состоятельный молодой парижанин Альфред Жермон попадает на праздник в доме Виолетты Валери, знаменитой куртизанки. Она удивлена, узнав о его увлеченности ею. Виолетта недавно перенесла болезнь. Почувствовав слабость, она удаляется отдохнуть. Последовав за ней, Альфред умоляет ее позволить ему любить ее и заботиться о ней. Она отвечает, что не нуждается в такой преданности, но приглашает его прийти на следующий день. Оставшись одна, Виолетта размышляет, способна ли она испытывать настоящую любовь. Сначала она отвергает эту идею как безрассудную и решает вести свободную жизнь, полную лишь удовольствий.
Но позже решает оставить свою взбалмошную парижскую жизнь ради Альфреда. Молодые люди решают поселиться в поместье за городом. Виолетта собирается продать свое имущество, чтобы обеспечить их загородную идиллию. В отсутствие Альфреда Виолетту навещает его отец Жорж Жермон. Он сообщает, что Альфред, его сын, намеревается передать ей все свое состояние. Виолетта отвечает старшему Жермону, что никогда бы не приняла этого дара, и открывает ему, что жертвует собственное имущество на то, чтобы обеспечить их жизнь с Альфредом. Жермон впечатлен ее благородством, однако умоляет ее оставить его сына, поскольку их связь может разрушить его будущее. Виолетта наконец соглашается и просит лишь о том, чтобы после ее смерти Жермон рассказал сыну всю правду…
И вот Альфред получает письмо от Виолетты с известием о том, что она его больше не любит. Он совершенно раздавлен.
Виолетта приходит на бал со своим новым покровителем, бароном Дюфолем. Альфред и Дюфоль играют в карты. Альфред выигрывает. Виолетта умоляет Альфреда уйти. Он отказывается, угрожая вызвать барона на дуэль. Чтобы не нарушить обещание, данное ею старшему Жермону, Виолетта утверждает, что любит барона. Ослепленный болью и яростью, Альфред созывает гостей и прилюдно оскорбляет Виолетту.
На смертном одре Виолетта перечитывает письмо от Жоржа Жермона. Там говорится, что Альфред после дуэли с бароном уехал за границу. Отец написал ему, рассказав о самопожертвовании Виолетты. Альфред возвращается, умоляет о прощении и клянётся в вечной любви. Виолетта надеется, что они будут вместе, но она очень слаба. Появляется отец Альфреда Жорж Жермон. Он мучительно раскаивается в своем прежнем поведении по отношению к Виолетте. Он просит прощения, обещает принять ее, как дочь, но уже слишком поздно. Виолетта умирает.
… Да, настоящая драма. Причем, основанная на реальных событиях, а это всегда обостряет силу восприятия, добавляет энергетики.
Сейчас мы послушаем хор, который звучит на празднике у Виолетты в начале оперы. Он называется «Застольная»
Звучит «Застольная» из оперы «Травиата».
Знакомо, правда?
И ещё одна музыкальная партия – «Прелюдия». Она проходит незримой нитью через всю оперу. В ней заложена огромная драматургия, необычайная мощь по силе эмоционального воздействия. Помните фильм «Красотка» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром? Миллионер возил свою подругу именно на Травиату. И в фильме звучал фрагмент арии Виолетты, лейтмотив которой слышится в прелюдии. Кстати, в конце фильма, когда Ричард едет в кабриолете с открытым верхом, а потом поднимается по лестнице с цветами в зубах, звучит эта же прелюдия… Послушаем.
Звучит «Прелюдия».
На экране демонстрируются фотографии и иллюстрации сцен из постановок Травиаты самых разных времён.
Что касается костюмов и интерьеров самых разных эпох, то это лишний раз доказывает, что сюжет оперы современен во все времена… Конечно, опера – один из самых сложных для восприятия видов музыкального искусства. Непосредственно арии я вам слушать не предлагала, это требует специальной подготовки. Более того мне знакомо немало людей, которым этот вид искусства не понравится никогда. Но и полностью отрицать значимость классической музыки в нашей жизни я считаю неправильным.