Екатерина Зубанева
Занятие с элементами тренинга «Мы разные, но мы вместе» для учащихся 7–15 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Целевая аудитория: 7-15 лет
Формы и методы работы: Разминка, игры, упражнения, презентация, притча, мультфильм, аппликация.
Цель: Воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание, внимание к окружающим, создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе, повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы, учить самообладанию в стрессовых условиях и методам снятия психофизического напряжения, исследовать эмоциональные состояния, переживания.
Публикация «Занятие с элементами тренинга „Мы разные, но мы вместе“ для учащихся 7–15 лет» размещена в разделах
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Тренинг на сплочение коллектива
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Ожидаемый результат: установить контакт и доверия с детьми, объединение участников в группу, снизить психофизическое напряжение, познакомить с понятием «Толерантность».
Оборудование: интерактивная доска, веселая музыка, ноутбук, мультимедийное сопровождение к занятию, дерево толерантности, листочки на дерево из бумаги, набор слов, листы А4, ручки, мешочек из ткани, два воздушных шара, бланки (качества личности, игрушки из киндер-сюрприза, цветные карандаши, большое вырезанное сердце, мяч, вырезки из журналов, клей.
План:
1. Ритуал начала - Разминка «Приветственное письмо»
2. Вводная часть – игра «Воздушный шарик», упражнение «ФИО - алфавит»
3. Основная часть. Презентация «Международный день толерантности»
Упражнение «Эксперимент», притча «Толерантность», упражнение. «Пять добрых слов, мультфильм о толерантности, упражнение «Чудесные превращения», упражнение «Волшебный лес чудес», упражнение «Ожерелье», упражнение «Копилка обид», аппликация «Сердце нашей группы».
4. Заключительная часть: Рефлексия.
Педагог-психолог – Здравствуйте ребята! Я рада видеть всех вас. Сегодня у нас «Час толерантности». «Мы разные, но мы вместе».
Ребята, посмотрите на глобус.
Глобус-это макет Земли. Как вы знаете, на Земле очень много стран, где живут люди разных национальностей, они говорят на разных языках, у них свои обычаи и традиции.
Самая большая страна на Земле наша Россия. В России тоже много людей разных национальностей.
Сегодня мы с вами познакомимся с таким понятием, как толерантность. Скажите, пожалуйста, слышали ли вы такое слово, как толерантность? (Ответы детей).
А как вы понимаете это слово? (Ответы детей).
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира. А как своими словами объяснить, что такое толерантность? Давайте подберём близкие по значению слова ( ответы детей: это дружба, уважение, когда люди делятся друг с другом). Близким по значению к слову «толерантность» будет слово терпимость.
1. Ритуал начала. Упражнение «Чем мы похожи».
Психолог приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Анна, выйди, пожалуйста, в центр круга, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос». Анна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом (одинаковый рост, обувь, цвет глаз и т. д.) Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Как вариант этого упражнения можно использовать высказывание друг другу комплиментов. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его и также говорит комплимент другому участнику.
2. Вводная часть. Упражнение «Приветствия разных стран».
Участники получают карточки с приветствиями из разных стран :
сложить руки (как в "молитве") на уровне груди и поклониться (Япония);
потереться носами (Новая Зеландия);
пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
показать язык (Тибет);
очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).
крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
Аплодисменты.
Обсуждение упражнения: какую роль играют приветствия в нашей жизни? попробуйте догадаться, из каких стран пришли ваши приветствия? было ли трудно здороваться каким-то способом? показались ли какие-то из приветствий смешными?
Все люди вокруг нас разные, у них разные привычки, взгляды на жизнь, обычаи, и важно научиться не только высказывать собственное мнение, но и принимать мнение другого. Ведь один из принципов толерантности – это принятие другого человека таким, какой он есть. Нужно научиться признавать многообразие людей разных национальностей, их мнений, религий, убеждений, традиций.
Игра «Воздушный шарик»
Участники группы делятся на 2 подгруппы (по 8 человек, образуют 2 круга и берутся за руки.
Педагог-психолог. Я сейчас подброшу воздушные шарики в центр каждого круга. Задача - выдувая воздух не дать воздушным шарикам упасть или вылететь из круга. Руки расцеплять нельзя. Победят те, у кого дольше продержится шарик в воздухе.
Упражнение «Олимпийский хлопок»
Психолог. Участники стоят в кругу. Ведущий начинает, а стоящие по часовой стрелке от него участники продолжают поддерживать ритм олимпийского хлопка. Должно создаваться ощущение, будто хлопает один человек, а не все члены группы.
Упражнение «ФИО - алфавит».
Психолог. Участники делятся на 2 подгруппы, каждой из которых предлагается построиться по первой букве фамилии в алфавитном порядке.
Мы стоим так близко друг к другу, что чувствуем плечо друга, который всегда поможет, не бросит в трудную минуту, не оставит в беде.
Молодцы, вы не только справились с этим не легким заданием, но и больше узнали друг о друге. Теперь вся наша группа - это единое целое.
Ребята теперь мы должны разобраться в главном понятии нашего занятия.
Что означает слово «толерантность»?
3. Основная часть. Презентация «Международный день толерантности»
Упражнение «Эксперимент».
Педагог-психолог. Перед вами набор слов. Пожалуйста, распределите эти слова по принципу «положительное» - «отрицательное».
В левую часть таблицы занесите слова, имеющие положительный смысл, означающие качества, которые помогли бы построить доброе соседство, а в первую часть таблицы занесите слова с отрицательным смыслом, означающим качества, которые надо постараться искоренить.
Доброжелательность, равнодушие, отзывчивость, сочувствие, бездушие, злость, забота, зависть, внимание, высокомерие, ласка, жадность, сострадание, жестокость, человеколюбие, благотворительность.
Педагог-психолог: «Подведем итог. Чтобы были хорошие отношения с окружающими, надо:
-вежливо и доброжелательно общаться;
-помогать людям, если у них возникли проблемы;
-уважать ценности и взгляды каждого, даже если чувствуешь несогласие с ним».
Анализ: Сразу ли вы справились с заданием? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
Мультфильм о толерантности.
Упражнение «Волшебный лес чудес»
Педагог-психолог: Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: лес - роща и встанем в две шеренги. Наши руки - это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по «лесу». И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по голове, рукам, спине.
Анализ: Что вы испытывали, когда вы проходили по «лесу» и к вам прикасались участники группы? Ваши чувства, когда вы были деревьями? Расскажите о своем состоянии до и после упражнения.
Упражнение «Ожерелье».
Участники стоят в кругу и держатся за руки.
Педагог-психолог: Нам необходимо выбрать ювелира
Давайте представим, что мы - большое прекрасное ожерелье, а каждый из вас - бусинка. Ожерелье переливается разными цветами, а бусинки медленно двигаются на вращаемой витрине, демонстрируя себя покупателям.
Участники ходят по кругу в сменяющемся темпе (под музыку).
Но вдруг ожерелье разорвалось, и все бусинки рассыпались. Все расходятся в разные стороны. Ювелир может взять только одного из участников за руку, каждая бусинка может захватить только одну бусинку и т. д. Образуется цепочка. Ювелир соединяет.
Анализ: С какими трудностями вы столкнулись при выполнении упражнения? Стоял ли остро перед вами вопрос выбора следующего участника? Кому было сложно демонстрировать себя?
Упражнение «Копилка обид».
Педагог-психолог. Участникам предлагается нарисовать «Копилку обид» и поместить в нее все обиды, которые они переживали раньше. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой? Отсутствует смысл накопления обид. Жалость к себе является плохой привычкой. Что же делать с «текущими» обидами? Важно уметь выразить обиду. Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет ее. Как же нужно относиться к обидчику? Давайте вместе примем решение, что делать с обидами? Порвите эти листки с обидами и выбросите их в мусорный пакет.
Педагог-психолог: в процессе обсуждения, приходят к выводу, что нужно уметь прощать обиды.
Упражнение «Я – хороший, ты – хороший».
Участники находятся в кругу, у психолога в руке мяч. Психолог подбрасывает мяч вверх и называет свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Затем кидает мяч другому. Тот делает то же самое. Мяч должен побывать у всех.
Педагог-психолог: Какие чувства вы испытывали, когда мяч оказался у вас в руках и было необходимо назвать свое положительное качество?
4. Заключительная часть. Рефлексия. Дерево толерантности.
Педагог-психолог. Проявлять толерантность - значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга и помогать другим, чтобы вместе строить счастливое будущее.
Упражнение «Пять добрых слов»
Каждый на листе бумаги обводит свою руку и на ладони пишет имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из “пальчиков” полученного чужого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество его обладателя (например, “ты - добрый”, “ты - веселый”, “ты - остроумный” и т. д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Ведущий собирает рисунки и зачитывает качества.