Занятие с элементами ТРИЗ в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»

Айна Муслимова
Занятие с элементами ТРИЗ в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»

Цель: формировать познавательные способности у дошкольников, интерес детей к экспериментированию в процессе исследовательской деятельности

Задачи.

Закрепить элементарные знания детей о «круговороте воды в природе» (в игровой форме).

Формировать:

- представление о круговороте воды в природе;

- умение раскрывать понятия множественных истин (аргументировать понятие «хорошо – плохо»);

- способность самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи;

- знания об изменениях агрегатного состояния воды при решении творческих, игровых, бытовых задач.

Развивать:

- знания о закономерностях развития окружающего мира, навыки диалектического подхода к проблемам (изменяемость, переходимость, зависимость).

- основные психические процессы (внимание, память, логическое мышление, воображение, сообразительность);

- связную речь детей, способность доказательно строить свои суждения, отвечая на вопросы взрослого полными развернутыми предложениями (5-6 слов в предложении, делать простейшие выводы, умозаключения, отстаивать свою точку зрения.

Воспитывать:

- способность выслушивать сверстников при обсуждении какой-либо проблемной ситуации;

- бережное отношение к природным объектам к (воде);

- усидчивость и познавательный интерес к окружающему миру;

- доброжелательное отношение к сверстникам, желание помочь друг другу.

Обогащение словаря: экспедиция, научная станция, младший научный работник, научный работник,

Активизация словаря: морская, болотная, океаническая, газированная, штормить, бушевать, капать и т. д.

Материалы к НОД.

- Картины с изображением шторма, водопада, дождя, половодья, штиль.

- Конверты с заданиями (1. Как помочь Иванушке? 2. Посуда Снежной Королевы. 3. Узнай по схемам).

- Оборудование для экспериментов: чайник для эксперимента, снег, колбы, баночки, карандаши, глобус, блокноты (для фиксирования этапов эксперимента, плащ научного работника, шляпа.

Предварительная работа:

Работа с детьми.

Чтение художественной литературы:

«Детская литература» (Хрестоматия. Автор Табенкина А. Л., Боголюбская М. К., издательство «Просвещение», г. Москва, 1989г.) (Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», Г. Х. Андерсен сказка «Снежная Королева», А. С. Пушкин сказка «О рыбаке и рыбки», стихотворение З. Александровой «Салют весне», рассказ В. Бианки «Купание медвежат», и т. д. пословицы и поговорки о воде, загадки о разных состояниях воды).

Проведение опытническо - исследовательской деятельности:

полив цветов (в уголке природы, цветнике, огородных культур, превращение снега в воду, воды - в лёд, с последующим фиксированием результатов в альбомах наблюдений (вода льётся, впитывается в почву, под влиянием холода – превращается в лёд, под влиянием тепла – нагревается, превращается в воду и т. д.);

- наблюдения в природе (за погодными явлениями).

Проведение бесед на темы:

«Где можно встретить воду»; «Кто живёт в воде?».

Просмотр видео: «Прогулки под водой», «PRESS CENTERBUTTON TO RELEASE».

Слушание звуков природы (аудио): «Голоса природы», «ВЕСТЬ-ТДА».

Рассматривание: серии демонстрационных картин из цикла «ознакомление с окружающим» - «Наш детский сад» (автор-составитель Н. В. Нищева, художник О. Р. Гофман). Д/и. «Что сначала, что потом», «Что лишнее?», дидактические цифровые игры триггер «Четвертый лишний», «Водные животные», «Воздух, вода, огонь», «Кто живёт в озере, в реке?». М/п. игры: «Ходят капельки по кругу» (или «Круговорот воды в природе», «Дождик». С/р. игра»Морское путешествие».

Работа с родителями.

- Консультация на тему: «Берегите воду

- Совместная работа по составлению памятки: «Опасные ситуации на воде».

Практическая работа (совместная работа педагога и детей).

- Изготовление коллажа «Круговорот воды в природе»; Коллективная работа «Серебряный дождь».

- Масок для м/п. игры «Ходят капельки по кругу», «Караси и щука».

- Рисование на темы: «Дождик», «Облака», «Снегопад», «Реки и озера Сургута» (с последующей организацией выставки работ).

Ход занятия.

- Организационный момент. Играет музыка «Ручеек» (муз. Э. Грига). Заходит в группу Капитошкин.

Капитошкин - Здравствуйте Ребята, вы не проверяли электронную почту?

-Дети. Нет, не проверяли.

-Капитошкин. Так давайте проверим нашу почту. Посмотрите, кто–то нам прислал видеописьмо. Это наш друг Водяной.

Вводная беседа («видеописьмо»)

- Водяной

Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Водяной.

Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте.

В морях и реках обитает, но часто по небу летает,

а как наскучит ей летать, на землю падает опять.

- Кто знает, о чем это загадка? Предположительные ответы детей.

- О воде.

Капитошкин

- Вы хотите узнать, много интересного о воде?

Дети. (Да).

-Тогда отправляемся в научную экспедицию.

(Элемент волшебства)

(звучит волшебная музыка)

- Я научный работник Капитошкин, сейчас вы все закроете глаза, повернетесь вокруг себя три раза, откроете глаза. … О чудо, вы все превратились в моих помощников, в младших научных работников.

Капитошка.

Наше исследование непростое, чтобы узнать много интересного о воде, о пользе воды для природы надо пройти через препятствие.

- Вы готовы? Дети. Да.

Основная часть.

- Первая научная станция «Для чего нужна вода»

Капитошкин

-Какие живые объекты вы знаете?

Дети.

растения, животные, человек.

-Зачем нужна вода живым объектам?

Растениям вода нужна, чтобы питаться, расти, размножаться, чтобы пробуждаться после зимнего сна весной, без воды не может расти самая маленькая травка.

Для животных вода имеет большое значение, без воды животные погибнут, без воды не может жить даже маленькое насекомое.

-Человеку тоже нужна вода, чтобы питаться, наводить чистоту, чтобы быть здоровым.

-Вода сохраняет жизнь на планете земля, без нее не может жить не одно существо.

Капитошкин

-А вы сегодня пользовались водой?

Дети.

Мыли руки. Чистили зубы. Пили чай.

-Молодцы ребята!

Капитошкин

- Беседа: «Какая бывает вода»

-Как, вы думаете, ребята, какая бывает вода?

Дети.

жидкая, пресная, морская, холодная, океаническая, газированная, речная, болотная, колодезная, родниковая, минеральная.

Капитошкин.

Что умеет делать вода?

Дети.

Брызгаться, плескаться, капать, течь, бежать, мыть, стучать, переливаться, волноваться, бушевать, штормить.

Игра «Хорошо – плохо»

Капитошка.

Как вы думаете ребята, вода это хорошо или плохо.

Дети.

(Предположительные ответы детей).

-Вода это хорошо, потому что можно умыться, почистить зубы, помыть фрукты, и. т. д.

-Вода, плохо, когда шторм, цунами, вода может все уничтожить. Еще дожди могут затопить и. т. д.

Капитошкин

-Наша научная экспедиция продолжает свой путь (под веселую музыку дети шагают. Встречают на пути препятствия кочки, мосты и т. д.).

Конверт от «Водичкина»

Капитошкин

- Ребята посмотрите сюда, конверт, давайте посмотрим, что же в нем и кто мог его оставить.

- Его оставил ученый Водичкин, видимо, он тоже проходил по этой тропе. Он пишет, что мы можем передвигаться только после того, как отгадаем следующие задания.

Капитошка (читает задание)

Первое задание

Как помочь Иванушке из сказки напиться в пути воды и не остаться козленочком?

Дети.

- Напиться воды из лужи там, где нет следа.

- Иванушка подождет пока, сестрица Аленушка принесет воды.

- Выпить из человеческого следа.

Второе задание

Капитошкин (читает второе задание)

У Снежной Королевы была очень красивая посуда, на новогоднем празднике она подарила ее своим гостям, когда гости вернулись, посуда начала исчезать.

-Почему?

Дети.

-Посуда была ледяная и начала таять, и. т. д.

-Как сохранить посуду?

Можно поместить ее в холодильник, и др.

Третье задание

Капитошкин

(показывает детям схему)

Что здесь зашифровано?

(использование метода маленькие человечки)

Дети.

Банка с водой, кружка с чаем и т. д.

Третье задание

Капитошка.

В каких произведениях говорится о разных агрегатных состояниях воды? Дети.

«Дед Мазай и зайцы», «Снежная Королева», «Сказка о рыбаке и рыбке», др.

Четвертое задание

Капитошка.

Какие пословицы и поговорки вы знаете о воде?

Дети.

Куда река пошла там и русло будет

Большому кораблю большое плавание

Воду жалеть кашу не сварить

Капитошка.

-Кто написал картину «Весна – большая вода»

Дети.

И. Левитан.

Капитошка. Молодцы, ребята!

Мы выполнили все задания ученого Водичкина и пришли к станции

«Планета земля»

Капитошкин

-Ребята, кто знает что это?

Дети.

-Модель земли, глобус.

Капитошка

Что изображено на глобусе синим цветом?

Дети

моря, океаны, реки.

Капитошкин.

-Как образуется большая река?

-Давайте вместе с вами превратимся в большую реку

Физминутка

Игра пантомима «Сугроб»

Капитошкин

На поляне вырос сугроб большой – пребольшой, ну вот пригрело солнышко, сугроб тихонько стал оседать под лучами теплого солнца и медленно из сугроба потекли ручейки они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и побежали быстрее, огибая камешки, кустики, деревья, вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река, увлекая за собой прошлогодние листья и ветки, а вскоре река стала вливаться в озеро.

Станция «Круговорот воды в природе»

Капитошкин

-А вы знаете, как капли воды попадают в реку

-Да.

Дети.

В речке жили маленькие капельки. Плыли капельки в реке, путешествовали. Вот выглянуло солнце и начало пригревать, капельки потянулись вверх к солнышку и превратились в пар, испарились и оказались на небе. А там было холодно, собрались капельки вместе и образовали тучку, капелек много, тучка не выдержала их тяжести и уронила их на землю.

Опять они попали в реки, на землю в виде дождя, града, снега.

И каждый раз это история повторялось.

Капитошкин

Что было бы, если бы капельки не возвращались на землю?

Дети

На земле совсем не осталось бы воды, и т. д.

Станция «Исследовательская лаборатория»

Наша экспедиция продолжается.

Чтобы дойти, до следующей станции нам надо перейти, через мостик. По мостику мы пройдем и до станции дойдем.

-Ой, ребята, посмотрите, нам прислали телеграмму.

Откроем и прочтем.

Здравствуйте ребята, пишут вам три сестрички капельки, мы жили дружно никогда не ссорились, однажды солнышко грело так сильно, что одна из них нас превратилось в пар, а потом нагрянул страшный мороз, вторая в эту минуту расчесывала косу, да так и застыла, превратилась в красивую снежинку. А третья успела спрятаться, и осталось капелькой. Снежинка очень стала важной, стала собой любоваться и не захотела признавать в своих родных сестер.

-Ребята помогите, докажите, что мы снежинка, паринка, и капелька родные сестры.

-Чтобы доказать нам нужно исследовать свойства воды, и сейчас проведем опыты

Опыт №1. Снег превратился в воду, а вода превратилась посредством кипения в пар.

Задание

Составить схему трех родных сестер.

(дети в блокнотах фиксируют схему круговорота воды в природе)

Хорошо поработали, можем ли мы сказать, что снежинка, паринка, и капелька родные сестры?

-Да

-Почему капли воды в природе «ходят» по кругу.

Они выпадают из туч в виде дождя, снега, путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно.

Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другой.

-Молодцы ребята.

-Наша экспедиция закончилось.

- Вы были хорошими помощниками.

А сейчас пора возвращаться в детский сад.

Давайте закроем глаза и покружимся.

-Вот мы и в детском саду.

Заключительная часть

«Штриховка тучки и облачка»

-Ребята понравилось вам путешествие?

-Что понравилось?

- Какие задания были самыми интересными?

Что было сложным в исследовании воды?

Вы теперь сможете доказать, что паринка, снежинка, капелька родные сестра.

Дети.

Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другую.

Чтобы вы это помнили всегда, мы с вами поиграем игру «Штриховка».

(практическая часть)

Штриховать будем тучки и облака. Дождевые тучки - наклонными линиями, снеговые тучи - ломаными линиями, а облака - волнистыми линиями.

Перекрёстное оценивание работ

По окончанию практической работы воспитатель предлагает детям обменяться схемами и оценить работу сверстника (зелёный овал - работа выполнена отлично; синий квадрат - хорошо; красный треугольник - нужно дополнительно потренироваться).

- Молодцы, ребята!

Публикации по теме:

«Круговорот воды в природе». НОД в подготовительной к школе группе Воспитатель Мансурова Виктория Вячеславовна Актуальность. В образовательную программу ДОУ входит изучение разнообразного состояния воды,.

Интегрированное занятие по музыке, с элементами экологии и рисования для детей подготовительной группы «Музыка в природе» ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МУЗЫКЕ, С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ И РИСОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ. ТЕМА: «МУЗЫКА В ПРИРОДЕ». Подготовила.

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Круговорот воды в природе» Ольга Мамровская Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Познание (формирование целостной картины мира). Муниципальное бюджетное.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе» Интегрированные области: Познание, Коммуникация, Социализация. Форма деятельности: совместная деятельность педагога и детей Виды деятельности:.

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Свойства воды» Цели: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе.

Непосредственно-образовательная деятельность «Круговорот воды в природе» Цель: Познакомить с круговоротом воды в природе; Расширить представления детей о значении воды в жизни человека, свойствах воды, словарный.

НОД по естествознанию для детей подготовительной группы «Круговорот воды в природе» Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе. Задачи: 1. показать значимость воды для всего живого на земле; 2. показать в каком.

Конспект занятия по окружающему миру для 4 класса «Вода. Круговорот воды в природе» Урок №14 Дата: Тема: Вода. Круговорот воды в природе. Цели и задачи: Определение роли круговорота воды в природе, введение понятия «подземные.

Экологический проект «Круговорот воды в природе» Автор проекта: Глухова Светлана Валентиновна, воспитатель первой квалификационной категории. Регион, область, населенный пункт: Республика.

Занятие по экспериментальной деятельности «Свойства воды. Круговорот воды в природе» Образовательные задачи: - Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Развивающие задачи: -Способствовать накоплению.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Растения
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Занятие с элементами ТРИЗ в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»
Опубликовано: 9 февраля 2016 в 19:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект открытого занятия по трудовому воспитанию и профориентации «Салон красоты»...
Конспект открытого занятия по трудовому воспитанию и профориентации «Салон красоты» Эпиграф «Все работы хороши выбирай на вкус» Общая цель: Закреплять...
Мастер-класс «Медовые пряники в северном стиле»
Пряники являются одним из популярнейших лакомств, ведь они очень вкусные, ароматные и могут долго храниться при обычной комнатной температуре. Медовые...
Наблюдения и беседы «Март зиму кончает, да весну начинает». Часть вторая «Март не...
Улеглись в полях метели В белоснежные постели. Отдохнуть пришла пора! У крыльца звенят капели, Воробьи повеселели, Гонят зиму со двора! П....
Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1
Игра в шашки помогает формировать у детей такие важные качества как сосредоточенность, внимание и усидчивость. Ведь именно эти качества понадобятся...
Конспект урока математики в 6 классе «Умножение рациональных чисел»
Тема урока: Умножение положительных и отрицательных чисел. 6 класс Цели урока: создать условия для вывода правила умножения рациональных чисел....