МААМ-картинки

Занятие «Учимся общаться»

Тамара Медведева
Занятие «Учимся общаться»
▼ Скачать + Заказать документы

Целевая аудитория: от 13 до 18 лет.

Форма и методы работы: работа в упражнениях, обсуждение вопросов.

Цель: сформировать у детей представление об общении как о важном факторе построения дружеских отношений.

Задачи:

- познакомить детей с понятием «общение», структурой и средствами общения, а так же факторами, определяющими его успешность;

- развивать способность искренно делиться в процессе общения тем, что чувствуют, думают и осознают;

- формировать у участников навык безусловного принятия друг друга;

- развивать у детей способность сопереживать, видеть ситуацию глазами другого человека;

Публикация «Занятие „Учимся общаться“» размещена в разделах

- обсудить проделанную на занятии работу.

Ожидаемый результат: научить воспитанников общаться без конфликтов.

Оборудование: магнитофон, бумага А-3, фломастеры, карандаши, краски, кисти, вода, булавки, шляпа, парные карточки, карточки с заданием, секундомер, колокольчик, мяч.

План:

1. Ритуал начала занятия. Упражнение «Рукопожатие по-разному»

2. Вводная часть:

Беседа;

Упражнение «Имя + любимое имя + нелюбимое имя»;

Упражнение «Рисуем имя»;

Упражнение «Имя - движения»;

Упражнение «Представляем партнёра»;

Упражнение «Привет себе»;

3. Информационный блок

Упражнение «Продолжи искренне»;

Упражнение «Безусловное принятие»;

Упражнение «Почувствуй настроение»;

4. Подведение итогов. Обсуждение темы в кругу.

1. Ритуал начала.

Ребята собрались и сели в круг.

- «Здравствуйте. Я рада вас здесь видеть. Давайте поздороваемся друг с другом».

Упражнение-разминка «Рукопожатие по-разному».

- «Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга как европейцы, японцы и африканцы. Европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами. Встаньте (ведущий тоже встает). Сначала мы будем ходить по аудитории, и здороваться как европейцы: пожимать друг другу ладонь. Дать участникам некоторое время. Теперь мы будем здороваться как японцы: будем кланяться друг другу. Дать участникам некоторое время. А сейчас мы будем здороваться как африканцы: будем тереться ногами (коленками). Дать участникам некоторое время».

После выполнения упражнения участники вновь садятся в круг.

2. Вводная часть.

Беседа.

- «Наверное, у всех возникают вопросы: «Для чего мы здесь все вместе собрались?», «А что мы здесь будем делать?», «Что измениться во мне и в моей жизни после занятия в этой группе?». На сегодняшнем занятии мы будем говорить с вами об общении, а точнее – об эффективном общении.

Общение – это многогранная категория. Общение – это и условие человеческой жизни, и одна из основных потребностей человека, и вид психической деятельности человека, и процесс реализации тех или иных человеческих отношений.

На сегодняшнем занятии мы узнаем, что такое общение, из чего оно состоит. Поговорим о важности умения правильно общаться для построения оптимальных дружеских отношений».

Вопрос для обсуждения:

- Как вы считаете, как умение правильно общаться влияет на формирование дружеских отношений?

Упражнение «Имя + любимое имя + нелюбимое имя».

Участники сидят в кругу.

- «Для того, чтобы работать конструктивно и продуктивно нам с вами нужно познакомиться. Сейчас каждый из вас по кругу должен представиться, назвав свое имя, которым его называют близкие люди (ласковый вариант имени) и тот вариант имени, который ему не нравится, когда его называют. В конце вы должны озвучить имя, которым бы вы хотели, чтобы вас называли в ходе проведения занятия».

После того, как все ребята представятся, воспитатель предлагает им оформить бейджики, написав имя, которым каждого из них будут называть в ходе занятий.

Упражнение «Рисуем имя» .

Для проведения этого упражнения потребуются: бумага (формат А3, цветные карандаши, краски, кисти, вода.

Дети сидят в общем кругу.

- «Давайте закроем глаза, тихонечко посидим. А теперь каждый попробует представить свое имя, написанное на листе бумаги. Попробуйте получше рассмотреть свое имя, увидеть, какого цвета буквы, какие они, высокие или низкие, на что они походи. А теперь откройте глаза и нарисуйте свое имя так, как вам захочется. Если рядом с именем вам захочется нарисовать что-нибудь еще, то это можно сделать».

Когда дети закончат рисование, они показывают свои рисунки друг другу. Воспитатель просит детей по кругу объяснить выбор цветов и имени.

Упражнение «Имя – движение».

Участники встают в круг.

- «Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить на шаг вперед, произносить свое имя и делать какое-нибудь движение, дающее возможность выразить себя. Группа должна хором повторить имя и движение».

После проведения упражнения с ребятами проводится обсуждение.

Примерные вопросы для обсуждения:

- Трудно ли было определиться с движением?

-Легко ли было повторять движения за другими?

Упражнение «Представляем партнера».

Для проведения этого упражнения потребуются: шляпа, парные картинки, секундомер, колокольчик.

- «Сейчас вы будете знакомиться друг с другом поближе. (Достает шляпу с парными картинками). Каждый из вас должен подойти ко мне и вытащить из шляпы ту или иную картинку, затем вы находите свою пару. В парах вам будет нужно по очереди рассказать друг другу о себе то, что вы хотите рассказать (на каждого участника дается две минуты)».

После того, как участники поработали в парах, собирается общий круг. Ребята по очереди рассказывают то, что они узнали друг о друге, представляя, таким образом, своего партнера.

Обсуждение по вопросам:

- Понравилось ли тебе, как тебя представили?

-Что понравилось больше: представлять или слушать, как тебя представляют?

-Было ли то, что партнер забыл о тебе сказать?

- Легко или трудно было представлять партнера?

Упражнение «Привет себе».

Участники стоят в кругу, спинами к его центру.

- «Сейчас мы с вами будем шепотом передавать сообщение по кругу, а точнее, мы будем шептать соседу тот привет, который сами хотели бы сегодня услышать. Сосед шепотом передает сообщение другому участнику, тот – третьему, и т. д., пока оно не вернется к отправителю. При этом каждый будет отправлять не только сообщение, которое он получил, но еще и свое сообщение, когда послание предыдущего участника отойдет от него на 2-3 человека».

Упражнение лучше выполнять под музыку, громкость которой подобрать с таким расчетом, чтобы сказанную шепотом фразу мог расслышать только тот подросток, кому она непосредственно адресована.

Обсуждение по вопросам:

-Что вы чувствовали, когда получали собственные послания?

-Насколько приходящие сообщения были похожи на исходные?

-Что привело к их искажению?

-А что можно было бы сделать, чтобы эти искажения уменьшить?

При выполнении данного упражнения включается эффект «испорченного телефона» и «послания» приходят почти в неузнаваемом виде. Это позволяет продемонстрировать искажения информации при ее передачи от человека к человеку и выйти на беседу об эффективности общения.

2. Информационный блок.

Участники сидят в кругу.

Беседа.

- «Итак, что же такое общение. Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Существует много видов общения. Мы будем изучать личностное общение, т. к. именно оно наиболее важно для дружеских отношений, и влияет на развитие человека как личности, формирует черты характера, интересы и склонности, жизненные цели и принципы, мировоззрение и т. п.

Структура общения предполагает выделение трех взаимосвязанных сторон этого процесса: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона – обмен информацией. Интерактивная сторона – обмен действиями. Перцептивная сторона – восприятие и понимание партнера.

Средства общения – способы, посредством которых передается, перерабаты-вается и расшифровывается передаваемая информация. Выделяют вербальные (речевые) : темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз и т. д. и невербальные (жесты, поза, мимика и т. д.) средства общения.

Факторы, определяющие успешность общения:

1. Искренность: то, что я чувствую, я осознаю, и выражаю в общении.

2. Безусловное принятие другого человека – принятие без предупреждений, без «наклеивания ярлыков».

3. Эмпатия – сопереживание, настроенность на другого человека, способность его глазами увидеть ситуацию.

4. Умение внимательно слушать партнера, при необходимости задавать уточняющие вопросы.

5. Умение понимать не только значение слов, но и жестов, выражений лица и т. д.

6. Учет ситуации, в которой происходит общение.

7. Разборчивая и грамотная речь.

8. Обратная связь (диалог более эффективен, чем монолог).

Упражнение «Продолжи искренне».

Участники сидят в кругу.

Для выполнения данного упражнения потребуются заранее подготовленные карточки со следующими фразами:

1. В обществе ли противоположного пола я обычно чувствую себя…

2. У меня немало недостатков. Например …

3. Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды …

4. Мне случалось проявлять трусость. Однажды, помню …

5. Я знаю за собой хорошие, привлекательные черты. Например …

6. Я помню случай, когда мне было невыносимо стыдно. Я …

7. Что мне по-настоящему хочется, так это …

8. Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню …

9. Однажды мне было обидно и больно, когда родители …

10. Когда я в первый раз влюбился, я …

11. Когда меня обижают, я готов …

12. Бывает, что я ссорюсь с родителями, когда …

13. Честно говоря, учеба мне …

14. Мои одноклассники …

15. Учителя в школе …

16. Пустая карточка. Надо что-то сказать искренне на произвольную тему.

- «Сейчас я буду подходить к каждому из вас с набором карточек. Ваша задача – вытянуть одну карточку и, стараясь раздумывать как можно меньше, продолжить написанную на ней фразу максимально искреннее. А остальные про себя решают, насколько человек искренен. Когда участник закончит говорить, те, кто сочтут его речь искренней, должны молча поднять руку. Если большинство (хотя бы в один голос) высказывание признают искренним, то говорящему разрешается на один шаг сместить свой стул вглубь круга (сближение). Тому, чье высказывание не признано как искреннее, дается еще одна попытка «вытянуть карточку и продолжить высказывание». У каждого подростка должна быть возможность высказаться искренне.

Вопросы для обсуждения:

-Что чувствовали, когда читали начало фразы про себя?

-Трудно ли было продолжить фразу искренне?

-Волновало ли вас, как отнесутся к продолжению фразы другие участники (примут ее как искреннюю или нет? Как искренность влияет общение?

Упражнение «Безусловное принятие».

Дети сидят в кругу.

Для проведения данного упражнения потребуется мячик.

- «Сейчас мы будем бросать друг другу мячик. Но бросать мы будем его не просто так, а говоря тому, кому мы бросили мяч, каким безусловным достоинством или сильной стороной обладает этот человек. Тот, кому бросили мяч. Передаст его следующему и скажет о его сильной стороне или безусловном достоинстве и так далее до тех пор, пока мяч не побывает у каждого. Каждый должен узнать о своих сильных сторонах».

Воспитатель участвует вместе с детьми в данном упражнении и следит за тем, чтобы мяч обязательно побывал хотя бы один раз у каждого участника группы.

Вопросы для обсуждения:

-Что чувствовали, когда вам говорили о вашем безусловном достоинстве?

-Трудно ли было сказать другому о его сильной стороне?

-Что было приятнее: когда вы говорили человеку о его хороших качествах или, когда говорили о ваших достоинствах?

- Как безусловное принятие партнер влияет процесс общения?

Упражнение «Почувствуй настроение».

Участники сидят в тесном кругу.

- «Возьмитесь за руки, закройте глаза и постарайтесь почувствовать по руке настроение своего соседа справа и слева. Дать участникам некоторое время. Откройте глаза».

После проведения упражнения участники делятся впечатлениями и отвечают на вопросы: Важно ли уметь чувствовать своего партнера по общению: его настроение и самочувствие? Как это влияет на процесс общения?

3. Подведение итогов.

Участники сидят в общем кругу.

Обсуждаются следующие вопросы:

Как вы себя чувствовали на сегодняшнем занятии?

Что вам сегодня понравилось, а что не очень?

Что вам запомнилось больше всего?

Что для вас было наиболее значимым и важным?

Какое из упражнений было самым трудным? Какое – самым легким?

Почему общение важно для построения эффективных дружеских отношений?

Что важно для успешного общения?

Почему в процессе общения важно искренно делиться тем, что чувствуешь, о чем думаешь и мыслишь?

Почему в процессе общения очень важно безусловно принимать того, с кем общаешься?

Почему в процессе общения важно уметь сочувствовать и сопереживать другому человеку?

Как умение правильно общаться влияет на формирование дружеских отношений?

Список литературы

1. Грецов А. Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. СПб. : Питер. 2011. 416 с.

2. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения: учебное пособие. Авт. -сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. 2008. 144 с.

3. Рязанова Д. В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для психолога и педагога. М. : Генезис. 2003. 138 с.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М. : Генезис. 2010. 541 с.

Публикации по теме:

Консультация «Как общаться с ребёнком?» Родители и дети, семья, при виде этих слов, я думаю, у многих людей возникает чувство теплоты и заботы, защищенности. Человек не может жить.

Консультация для родителей «Учим ребёнка общаться и… учимся вместе с ним!» (дети от 3 до 7 лет) Не всегда то, как общается ребенок кажется нам правильными. Что-то (со «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием.

НОД «Учимся быть здоровыми». Занятие по познавательному развитию в средней группе Цель: формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни. Задачи: 1. Продолжать.

Проект «Учимся общаться» Пояснительная записка к презентации проекта «Учимся общаться» Речь – одна из важных линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш.

Проект по социально-коммуникативному развитию «Учимся играть и общаться» Название проекта: «Учимся играть и общаться» Возрастная группа: старшая Тип проекта: ролево - игровой; По количеству участников: коллективный.

Проект «Учимся общаться» Актуальность проекта. Формирование навыков речевого общения у детей дошкольного возраста относится к числу важнейших проблем педагогики.

Проект в старшей группе «Учимся общаться» ПРОЕКТ «Учимся общаться!» Разработала : Гузь Галина Васильевна Актуальность. На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании.

Тренинг для родителей «Умеем ли мы общаться?» Цель: дать возможность родителям поделиться друг с другом опытом о том, как надо воспитывать своего ребенка. 1. Мини – сочинение «Я в детстве»С.

Занятие психолога для детей и родителей «Учимся слышать друг друга»Занятие психолога для детей и родителей «Учимся слышать друг друга» Работа с родителями - одно из важнейших направлений работы психолога в детском саду. Именно поэтому с сентября, каждый месяц я организовываю.

«Учимся вместе». Занятие дома с ребёнком (5–7 лет) по теме «Космос»«Учимся вместе». Занятие дома с ребёнком (5–7 лет) по теме «Космос» Задачи: Закрепление знаний и словаря детей по лексической теме «Космос» Усвоение лексико - грамматических конструкций Совершенствование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «Учимся общаться»
Опубликовано: 15 июля 2016 в 19:29
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие «Учимся общаться»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Медведева (УИ 741267) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД