Лучший педагог года

Конспект занятия в ДОУ для старших дошкольников «Что такое культурное наследие. О русской культуре»

Евгения Добрейкина
Конспект занятия в ДОУ для старших дошкольников «Что такое культурное наследие. О русской культуре»

Цель: становление уважительного отношения к русской традиционной культуре.

Задачи:

Образовательные:обобщать первоначальные представления о культуре и культурном наследии;способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре своего народа; способствовать осознанию роли человека в развитии культуры;

Развивающие: формировать способы самостоятельного применения информации в игровой деятельности.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;

Публикация «Конспект занятия в ДОУ для старших дошкольников „Что такое культурное наследие, О русской культуре“» размещена в разделах

Ход занятия:

1. Организационно - мотивационный этап:

Дети: Дружно строили дома, вместе косили сено, вместе убирали урожай.

Хозяйка: Правильно, вместе делали одно дело. Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда друг другу в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, и жилось в них хорошо.

Как называлась самая лучшая комната в избе?

Дети: Самая лучшая комната в избе – горница.

Хозяйка: Кого в ней принимали?

Дети: В горнице принимали гостей.

Хозяйка: Как в избу входили?

Дети: Кланяясь.

Хозяйка: А почему?

Дети: Дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было набить.

Хозяйка: Что было главным в горнице?

Дети: Печь.

Хозяйка:

Как уютно в нашей горнице!

Спозаранку печка топится…

На дровах огонь, пламя шустрое,

О тебе рассказ, печка русская!

Дети, что вы знаете о русской печке?

Дети:

Вьётся из трубы дым чуть свет,

Печки нет в избе – значит, жизни нет.

Хозяйка: Почему так говорили: «Печи нет – жизни нет»?

Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили валенки, варежки.

Хозяйка: А что ещё сушили?

Дети: Растения от простуды, грибы, ягоды.

Хозяйка: А как печь лечила больного?

Дети: Уложат больного на печь, она его лучше горчичника прогреет.

Хозяйка: Как в старину про печь говорили?

Воспитатель: Наш народ славен своими традициями. Мы с вами уже многое знаем о русских традициях. Давайте их вспомним.

Дети: народные праздники, гостеприимство, хлебосольство, и т. д.

Воспитатель: А ещё есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд – традиционная национальная кухня. И готовили русские люди из того, что сами выращивали.

Что выращивают в России?

Дети: Пшеницу, рожь, разные овощи.

Хозяйка: Да, в России много национальных блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи и пряники (бублики). (Показывает детям).

Воспитатель: Ребята, а назовите кушанья из муки, которые готовят ваши мамы.

Дети: Блины, пироги, оладьи.

Хозяйка: Есть у русского народа такая поговорка: «Щи да каша – пища наша». Что ещё любят готовить в России?

Дети: Кашу и щи.

Хозяйка: Какие каши варят у нас?

Дети: перечисляют (гречневая, манная, овсяная и др.)

Хозяйка: Каши варят из крупы – пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев. Пшено и манку делают из пшеницы, овёс и гречиху выращивают.

2. Содержательно-деятельностный этап:

Ребята, как можно помочь Елене Анатольевне?

Дети. Можно записать наши рассказы, песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки на диктофон и отправить ей, выслать игры, рассказать о танцах, хороводах.

Воспитатель. Молодцы, ребята, как вы все хорошо придумали! А чтобы рассказы получились интересными, предлагаю вспомнить все, что вы знаете о русской культуре. Ребята, вы знаете, что каждый человек принадлежит к определенной культуре. К какой культуре относимся мы?

Дети. К русской.

Воспитатель. Да, ребята, мы относимся к русской культуре. Почему?

Дети. Потому что мы — русские, говорим на русском языке, живем в России.

Воспитатель. Да, ребята, наша национальность — русские. Мы говорим на русском языке, знаем русские народные песни, танцы, любим свою Родину — Россию.

Ребята, Елена Анатольевна попросила нас интересно и увлекательно рассказать о русской культуре. Что мы можем показать на празднике?

Дети. Мы можем спеть русские песни, сыграть на русских народных инструментах, станцевать русский танец «Кадриль», показать театр Петрушки, рассказать и показать русскую народную сказку.

Дети играют на ложках под русскую народную песню «Калинка».

Воспитатель. А какую песню можно спеть на празднике?

Дети. «Во кузнице», «Во сыром бору тропинка», «Пошла млада за водой».

Воспитатель. Давайте подумаем, какой русский танец мы будем танцевать.

Дети. Кадриль.

Воспитатель. Молодцы, вы многое вспомнили из того, что относится к русской культуре. Думаю, что исполненные вами на празднике танцы и песни понравятся всем гостям. Но Елена Анатольевна попросила вас не только подготовить программу для выступления, но и подумать о том, как можно интересно рассказать детям о русской культуре. Давайте вспомним, как называется все, что находится вокруг человека, окружает его.

Дети. Окружающий мир.

Воспитатель. Что в него входит?

Дети. Природа, люди, предметы.

Воспитатель. Окружающий мир очень большой. В него входят живая и неживая природа, люди, предметы, которыми мы пользуемся. Все это не появляется в жизни каждого из нас отдельно, а существует очень давно, передается нам от наших предков (людей, которые жили раньше) в виде наследия. Что такое наследие?

Дети. То, что люди передают друг другу от старших к младшим.

Воспитатель. Наследие бывает разным : природным (растения, животные) и культурным (созданным руками человека). Как относится человек к природному наследию?

Дети. Бережно.

Воспитатель. Почему?

Дети. Чтобы вода в реке всегда была чистой, было много красивых цветов и растений, было много птиц и животных.

Воспитатель. Все верно, если к природному наследию люди будут относиться расточительно, потомкам ничего не останется: ни чистой воды, ни зеленых лесов, ни ярких цветов, ни щебечущих птиц, ни красивых животных. Вспомните, пожалуйста, о том, кто создает культурное наследие.

Дети. Люди.

Воспитатель. Да, ребята, культурное наследие создают и присваивают люди.

Дети. Как относится человек к культурному наследию?

Воспитатель. Бережно, он сам создает разные предметы.

Дети. Да, ребята, человек не только бережет культурное наследие, но и приумножает его, сам создает различные предметы (посуду, картины, песни, сказки).

Воспитатель. Как вы думаете, для чего люди берегут и создают культурное наследие?

Дети. Чтобы знать, как люди жили раньше, что им нравилось.

Воспитатель. Все верно, по культурному наследию, оставленному нашими предками, можно судить о том, как жили люди раньше, что для них было ценным. Ребята, какого человека можно считать культурным?

Дети. Того, кто много знает и умеет, бережно относится ко всему.

Воспитатель. Да, ребята, чем больше человек знает, умеет, чем бережнее относится к окружающему миру, к себе, тем он культурнее. Ребята, стать культурными стремятся не только каждый человек, но и семья, село, город, страна. А чем определяется их культура?

Дети. Культурой людей.

Воспитатель. Да, ребята, культура семьи, села, города, страны определяется культурой отдельного человека. Предлагаю вам поиграть в игру, которая напомнит о том, что русская культура со временем изменяется.

Игра «Разложи по порядку»

Дети раскладывают по порядку картинки с изображением письменных принадлежностей человека в разные времена (палочка, гусиные и металлические перья, карандаш, шариковая ручка, пишущая машинка, компьютер). Если дети выполняют задание правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до конца лента (если какая-то картинка оказывается не на своем месте, лента выходит неровной).

Воспитатель. О чем нам рассказала эта игра?

Дети. О том, как со временем менялось жилище русского человека.

Воспитатель. А еще какие игры, рассказывающие об изменении со временем русской культуры, вы знаете?

Дети. «История русской одежды», «История посуды», «История разных предметов», «История игрушек».

Воспитатель. Как вы думаете, мы можем посоветовать Елене Анатольевне включить эти игры в программу праздника?

Дети. Да.

Воспитатель. Я тоже думаю, что можно, они расскажут детям о том, что культура русских людей изменялась на протяжении своей истории. Ребята, а можно на празднике поиграть с детьми в русские народные игры?

Дети. Да.

Воспитатель. Во все времена дети с удовольствием играют в эти игры. Какие русские народные игры вы знаете?

Дети. «Лапоть», «Горелки», «Дрема», «Лапта», «Долгая Арина», «Плетень».

Русская народная игра «Горелки»

Играющие образуют пары и становятся вереницей. Впереди на два-три шага «горящий» — тот, кто водит. Ему запрещено оглядываться назад. Играющие поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле —

Гляди в поле.

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат —

Гу-гу-гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» должен взглянуть «на небо», а пара играющих, стоящая в веренице последней, разъединяется. Один из них бежит по левую сторону вереницы, а другой — по правую. Оба играющих стараются соединиться впереди водящего. Если это им удается, «горящий» продолжает водить, если нет, он ловит кого-нибудь из них. Оставшийся без пары водит — становится «горящим». Новая пара занимает место за новым «горящим», и игра продолжается.

Воспитатель. Ребята, еще какие интересные задания для детей, рассказывающие о русском народном творчестве, можно включить в программу предстоящего праздника?

Дети. Вопросы о русских народных сказках, кто больше вспомнит пословиц и поговорок, загадок; можно сделать выставку красивых предметов, которые окружали русских людей.

Воспитатель. Молодцы, как много вы всего придумали! Культура русского народа передается нам от наших предков. О ней мы можем судить не только по сказкам, картинам, книгам, строениям, одежде, но и по событиям в истории русского народа, по людям, которые прославили Россию. Как же интересно рассказать о них на празднике?

Дети. Можно провести детский парад костюмов защитников Отечества разных времен. Всем участникам парада нужно не только подняться на сцену для показа, но и рассказать о том, как зовут (в образе богатыря, откуда родом, каких врагов победил, кого спас.

3. Оценочно - рефлексивный этап:

Воспитатель. Молодцы, ребята, как интересно вы предлагаете рассказать детям о знаменитых защитниках нашего Отечества! Этот парад очень украсит праздник. Ребята, ваши интересные рассказы, предложения о том, как провести праздник, описание игр я отправлю Елене Анатольевне. Думаю, все, что вы придумали, поможет сделать праздник красивым, интересным, ярким, увлекательным и запоминающимся.

Публикации по теме:

Конспект ОД по познавательному развитию «Культурное наследие России. Коренные жители Севера — саами»Конспект ОД по познавательному развитию «Культурное наследие России. Коренные жители Севера — саами» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Национальное наследие России - коренные жители Севера - Саами» Цель:.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Конспект занятия по физической культуре в младшей группе по сюжету русской народной сказки «Теремок» Конспект занятия по физической культуре (по сюжету русской народной сказки «Теремок») Программное содержание: *вызвать у детей эмоциональный.

Культурное наследие любимого города в творчестве детей (фотоотчет)Культурное наследие любимого города в творчестве детей (фотоотчет) Бывали ли Вы в Таганроге? Нет? Тогда Вам обязательно надо там побывать. Наш родной Таганрог расположен на юге России, на берегу Азовского.

Фотоотчет о мероприятии «День самовара» по приобщению дошкольников к русской народной культуре в младшей группеФотоотчет о мероприятии «День самовара» по приобщению дошкольников к русской народной культуре в младшей группе В младшей группе «Лучики»прошло мероприятие «День самовара» по приобщению дошкольников к русской народной культуре. Много старинных традиций.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Проект для средней группы «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним»Проект для средней группы «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним» Тип проекта: информационный Вид проекта: фронтальный (дети средней «Б» группы «Игралочка») Продолжительность: долгосрочный (на 2020-2021.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в ДОУ для старших дошкольников «Что такое культурное наследие. О русской культуре»
Опубликовано: 12 ноября 2023 в 13:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД