Папки-передвижки

Познавательная беседа в подготовительной группе «Семеновская матрешка — символ России»

Светлана Мансурова
Познавательная беседа в подготовительной группе «Семеновская матрешка — символ России»

Цель: познакомить детей с развитием нижегородского декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

1. Знакомство с историей возникновения промыслов по изготовлению деревянных кукол-игрушек – матрешек.

2. Формирование образных представлений о русской матрешке, историей её появления.

Часть 1

Педагог, сидя на ковре в центре круга, образованного детьми, обращается к детям:

- Богата Нижегородская земля своими лесами, полями, но самое главное – своими мастерами.

- Ребята, мы с вами уже познакомились с хохломской росписью. Почему она так называется?

Публикация «Познавательная беседа в подготовительной группе „Семеновская матрешка — символ России“» размещена в разделах

Педагог демонстрирует карту Нижегородской области с прикрепленными на ней значками с эмблемами Хохломы и семеновской матрешки.

- Много прошло времени с тех пор, когда деревянную посуду везли на продажу в село Хохлому. Бойко шла торговля, приезжали мастера из окрестных деревень не только свой товар продать, но и чужой товар посмотреть. Рос промысел, теперь уже в Хохлому отправляли гонцов со всех концов, да наказывали им (просили их) заказать посуду деревянную для торжественных случаев, в подарок. Даже сам царь не прочь был отведать квасу из расписного ковша!

- Ехали не просто так, а к своим мастерам, чья работа понравилась больше. Но трудно одному промысел держать, налоги платить, вот и решили мастера объединиться все вместе, в артель.

-Собрались старики на совет, вспомнили сказку о старике и его сыновьях.

Методические рекомендации. Педагог может рассказать детям сказку-притчу о связке прутьев.

Притча о прутьях.

В одной деревне жил старик, было у него семеро сыновей. Старик всю жизнь работал и потому был у него хороший дом, и скотина, и даже маленькая мельница. Целыми днями трудились братья, поднимали хозяйство отца, сам хозяин был уже стар. Вот однажды вышел он прогуляться в сад, сел под яблоней и вдруг услышал разговор братьев.

Старший говорил

-Умрет отец, я возьму себе дом, ты средний брат возьмешь мельницу, другие братья – скотину: корову, коня, овец и каждый заживем своим домом.

Огорчился отец, трудно будет сыновьям поодиночке! Не стал он говорить сыновьям о подслушанном разговоре, только как-то вечером позвал он всех семерых сыновей к себе, раздал каждому по пруту и приказал сломать прутья. Удивились братья, но легко выполнили задачу отца, переломили прутики пополам, тогда раздал отец каждому сыну по три прута и велел сломать их, снова удивились братья, но не решились перечить отцу, переломили прутья, правда, три прута ломались уже труднее. Тогда отец раздал сыновьям по семь прутьев и приказал сломать их, не с первой попытки сломали братья семь прутьев. Под конец подозвал старик к себе старшего сына, подал ему связку прутьев и приказал сломать. Как ни старался старший брат, не справился с задачей! Тогда отец отдал связку следующему брату, но и тот не переломил прутьев. Каждый из братьев попробовал выполнить наказ отца, но никто не справился.

Тогда отец сказал: «Как легко было сломать один прут, так легко будет сломать и одного человека, и как невозможно было сломать пук прутьев - так не сломают и вас невзгоды, пока вы вместе! Поняли тогда братья зачем позвал их отец, молча ушли от него, удивляясь его мудрости.

Вскоре отец умер, завещав старшему - дом, среднему – мельницу, а остальным – скотину. Но не расстались братья, стали жить одним хозяйством и пошла слава о семи братьях по всей земле!

Динамическая игра. Образное перевоплощение по сюжету сказки-притчи.

Часть 2

- Вспомнили мастера сказку про братьев и решили, что вместе работать удобнее, да и веселее!

- И вот появились в городе Семенове, тогда еще в селе Семенове, первые мастерские. В одних мастерских вырезали из дерева заготовки, во вторых-подготавливали заготовки к росписи, в третьих – наносили на заготовки чудесные узоры, а в четвертых – обжигали изделия в печи. Славно пошла работа!

- Позднее в городе Семенова основали фабрику, и сейчас можно приехать туда на экскурсию и понаблюдать за работой чудо-мастеров!

- Но славится эта фабрика не только деревянной посудой… Выпускают на ней ещё и чудо-игрушку с сюрпризом внутри.

-Догадались, что это за игрушка? Конечно же, это матрёшка. Знаменитая матрёшка по всей России, но как же появилась она у нас?

-Вы, наверное, думаете, что её делали еще в глубокой древности?

- На самом деле, ей нет ещё и двухсот лет. Про появление матрешки в России ходит много историй.

- Рассказывают, что в семью Мамонтовых – известных русских купцов и благотворителей – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привёз японскую точеную фигурку, которая оказалась с «Сюрпризом»…она

раскрывалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять.

- Только мастерам не хотелось делать японскую игрушку и они придумали…образ русской девочки, которую назвали Матреной или по-простому Матрешкой.

- Игрушка эта стала очень популярной! Во многих местах России изготавливали мастера матрешек.

- Первых матрешек стали делать недалеко от Москвы в Сергиевом Пасаде.

- Вскоре матрешек повезли в Париж на большую иностранную выставку – за границей матрешку тоже полюбили.

- И тогда стали в России делать много матрешек, раз они так всем нравятся. Теперь непростая деревянная куколка стала одним из символов нашей Родины – везде знают нашу русскую матрешку.

Динамическая игра «Быстрые матрешки». Педагог напоминает, что все матрешки разного размера. Семью матрешек можно расставить по росту. Детям предлагается разделиться на две команды-семьи «матрешек».

По первому сигналу педагога (например, начало музыки, хлопок, свисток и т. д., все дети-матрешки разбегаются по комнате и перепутываются.

По второму сигналу (например, окончание музыки, два хлопка, свистка) каждая команда-семья матрешек должна собраться вместе и построиться по росту в шеренгу.

Побеждает команда, которая первая выполнит предложенное задание.

Игра повторяется несколько раз.

Часть 3

Проводится по желанию педагога – обрисовывание детьми контуров матрешки с трафаретов (рисование заготовок для работы по художественно-творческой деятельности).

Публикации по теме:

«Матрешка» — неофициальный символ России (работы детей подготовительной группы)«Матрешка» — неофициальный символ России (работы детей подготовительной группы) Ни для кого не секрет, что в России кроме официальных государственных символов (флаг, герб, гимн) существуют еще и неофициальные (матрешка,.

Познавательная беседа «Мир растений» Беседа о фруктах. Iчасть. Воспитатель говорит: "Я решила сегодня угостить вас фруктами. (Фрукты детям не показывают.) Я принесла их, но.

Конспект НОД по аппликации «Государственный символ России» Конспект НОД в средней группе по обрывной аппликации. «Государственный символ России - флаг» Цель: Создание условий для расширения формирования.

Конспект НОД в подготовительной группе «Государственный символ России-герб»Конспект НОД в подготовительной группе «Государственный символ России-герб» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,.

Конспект НОД «Береза — символ России» в средней группеКонспект НОД «Береза — символ России» в средней группе Конспект НОД по окружающему миру Тема: «Береза – символ России» в средней группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,.

Конспект НООД в средней группе Тема: «Семеновская матрешка» МБДОУ д/с № 1 «Светлячок» Конспект НООД в средней группе Тема: «Семеновская матрешка» Воспитатель: Жирнова Н. Е. Образовательная область:.

Поделка из бросового материала «Символ России»Поделка из бросового материала «Символ России» Любовь маленького ребенка- дошкольника к Родине начинается с отношений с самыми близкими – отец, мать, дедушка. бабушка, с любовью к своему.

Познавательная беседа «Божья коровка» в средней группе Познавательная Беседа на тему: "божья коровка "в средней группе. Цели: познакомить с образом жизни божьей коровки; объяснить, в чём её.

Познавательная беседа «Прогулка по зоопарку» Клубный час «Прогулка по зоопарку» Цели: 1. Расширить знания детей о диких и домашних животных 2. Развивать внимание, память 3. Способствовать.

Познавательная беседа с использованием презентации «Государственные праздники» СЛАЙД 1. Тема: Государственные праздники СЛАЙД 2. День защитника отечества. 23 февраля очень важный день для нашей страны. Это праздник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательная беседа в подготовительной группе «Семеновская матрешка — символ России»
Опубликовано: 23 ноября 2015 в 12:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД