МААМ-картинки

Конспект занятия «В русской избе»

Качалкина Наталья Алексеевна
Конспект занятия «В русской избе»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие «В русской избе»

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре наших предков.

Задачи: - познакомить детей с внутренним убранством русской избы (печь, кухонная утварь, чугунок, ухват, сито, утюг на углях, люлька, лапти вышитые полотенца, подзоры);

- развивать представление об элементах русской народной культуры (народные игрушки, народная музыка, фольклор);

Публикация «Конспект занятия „В русской избе“» размещена в разделах

- формировать национальное самосознание через народную мудрость и потешки;

- расширять у детей словарный запас, используя русский народный фольклор (потешки, заклички, народные игры, загадки и колыбельные песни);

-вызвать чувство гордости за свою родину.

Предварительная работа: Чтение произведений устного народного творчества и рассматривание иллюстраций к произведениям. Разучивание народных игр, потешек, песен, прибауток.

Рассматривание предметов одежды русского народа и предметов быта. Прослушивание русской народной музыки. Инсценировка народной песни «Тень тень-потетень».

Организация мини музея (вышивка, вязание, плетение, поделки из глины и дерева).

Оборудование:

Демонстративный материал: печка, чугунок, люлька, ухват, деревянные ложки, вышитые полотенца, салфетки, самодельные куклы и игрушки из дерева и глины, гребень, иллюстрации, книги, музыкальные инструменты. Музыкальное сопровождение - «Ах вы, сени.».

Раздаточный материал: элементы русского костюма, деревянные ложки, заготовки для росписи балалаек, черные фломастеры, цветы, вырезанные из бумаги, клей, тарелочки с заготовками для украшения балалаек, кленки для клея.

Словарная работа: Гребешок, чугунок, картуз, ухват, кокошник, сарафан, люлька, коромысло, лапти.

Ход занятия.

Входит купец (воспитатель) с товаром.

Купец: Налетайте, покупайте! Есть гребешки и ложки платки и матрешки.

Воспитатель: А сколько стоит твой товар?

Купец: А вы загадки отгадайте и покупки забирайте.

1. Всех лохматых расчесать,

кудри в косы заплетать.

Делать модную прическу, помогает нам… (расческа).

2. В разнаряженной девице, перепрятались сестрицы (матрешка).

3. Не лопата, не совок, что захватит, то в роток.

Кашу, суп или окрошку. Вы узнали? Это (ложка).

Воспитатель: Откуда ты пришел к нам, в таком наряде?

Купец: Я купец – молодец, продаю товар. Давным-давно на Руси люди жили подругому, не так, как сейчас. А вы хотите посмотреть? Вот у меня есть блюдечко с наливным яблочком.

Воспитатель: «Катись, катись, яблочко по блюдечку. Покажи нам Русь – матушку.

Воспитатель: Мы попали с вами избу русскую. Изба – это такой же дом, как у нас с вами? (ответы детей).

Обратить внимание на сундук. А это что такое? Давайте посмотрим. Воспитатель вместе с детьми рассматривает содержимое. Платки, ленточки и т. д. Дети наряжаются. Что за чудо в избе стоит? (печь).

Давайте подумаем, для чего нужна печь? (в печи готовили еду, на ней спали, ею обогревали жилище.)

Про нее народ потешки складывал и загадки. То печет блины, то показывает сны? (печка).

Воспитатель: Посмотрите, необычная кастрюля, без ручек? Как же ее достать из печи? Чтобы достать чугунок (его так называли, люди придумали ухват (металлический обруч с деревянной ручкой, он помогает не обжечься (демонстрируем ухват с чугуном).

Разжигали печь дровами и ставили на угли чугунок с кашей, со щами и ждали, когда сварится, вынимали и кушали всей семьей. А ели ложками. Купец: А вот ложки расписные и маленькие и большие. Красота и внешний вид вызывают аппетит.

Воспитатель: Кушали детки, а матушка приговаривала:

«Умничка, Катенька, ешь кашку сладеньку,

вкусную пушистую, мягкую, душистую».

Еще на ложках умели играть. Давайте попробуем. (Под музыку «Ах вы сени…», дети играют на ложках).

Воспитатель: Семьи были большие. По пять и больше детей. Родители работали в поле. Старшие дети помогали, присматривали за маленькими. Ухаживали за домашними животными. По утрам выгоняли коровушку пастись.

Купец: (выводит коровушку) приговаривает:

«Рано, рано по утру, пастушок ту-ру-ру -ру-ру!

А коровка в лад ему, затянула «Му-му-му!».

Воспитатель: «Ты коровушка ступай, в чисто поле погуляй,

а вернешься вечерком, нас напоишь молочком!

Русские люди умельцы были, мастерили все своими руками. Вышивали, игрушки делали для детей: кукол, свистульки (воспитатель обращает внимание детей на выставку). А вечером, укладывает матушка деточек спать и напевает колыбельные песенки.

1. «Ой, люли люленьки, баеньки – баюшеньки. Сладко спи по ночам, да расти по часам.

2. «Баю, бай, баю, бай. Ты, собачка не лай, белолапа не скули, мою дочку не буди».

Воспитатель: (показывает детям гребешок) Кто запомнил? Что это такое? (ответы).

Чтобы волосы были длинные, матушка расчесывала гребешком и приговаривала:

«Чешу, чешу волосенки, расчесываю косоньку,

Расти коса до пояса, не вырони ни волоса.

Расти косонька до пят, все волосенки в ряд.

Расти коса не путайся, маму дочка слушайся.

А сыночку, приговаривала:

«Ай, лады, лады, не боимся мы воды,

чисто умываемся, маме улыбаемся.

А вам мама говорит, когда умываетесь?

Дети ответы: Водичка, водичка, умой мое личико.

Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели,

чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Воспитатель: В выходные, все ездили на ярмарки. Катались на каруселях, делали покупки, ели сладости, веселились.

Под музыку Калинка малинка дети танцуют, а гости подыгрывают на балалайках.

Воспитатель предлагает детям украсить свою балалайку. (дети садятся за столы, украшают балалайку).

Купец: (угощает сладостями, приговаривает)

- «Любят маленькие детки все возможные конфетки.

Кто грызет, а кто глотает, кто за щечкою катает».

Воспитатель: Пряники печатные, до чего приятные. Мы не сразу их съедим, а сначала разглядим.

После всего дети примеряют на себе русские костюмы, пробуют сварить кашу в чугуне, на коромысле пронести ведерки. И мн. др.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Посиделки в русской избе»Фотоотчет «Посиделки в русской избе» В нашем ДОУ был создан мини-музей «Русская изба», который играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также.

Досуговое мероприятие «Посиделки в русской избе» в разновозрастной группеДосуговое мероприятие «Посиделки в русской избе» в разновозрастной группе Досуговое мероприятие «Посиделки в русской избе» Делимся опытом. Цель: познакомить детей с жизнью и бытом русского народа, приобщать к.

Фотоотчет «Малыши в русской избе»Фотоотчет «Малыши в русской избе» Фотоотчет "Малыши в русской избе" Праздник день России мы с малышами решили провести в музее "Русская изба". В этот музей ребят пригласили.

Фотоотчет «Украшаем елочку в Русской избе»Фотоотчет «Украшаем елочку в Русской избе» Здравствуйте, коллеги и друзья! Приглашаю вас на нашу елочку в музее "Русская изба". Второй год мы с детьми украшаем там елочку игрушками,.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект занятия для разновозрастных групп по русской народной сказке «Репка»Конспект занятия для разновозрастных групп по русской народной сказке «Репка» Конспект занятия по русской народной сказке «Репка» Составил : Новикова Н. А. Цель: способствовать формированию положительного эмоционального.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской». Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные:.

Конспект занятия в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой»Конспект занятия в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой» Цель: продолжать знакомить детей.

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе»Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе» Современное общество стремится понять и познать историю и культуру своего народа. Ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет.

Самоанализ занятия «Путешествие по крестьянской избе» (подготовительная группа)Самоанализ занятия «Путешествие по крестьянской избе» (подготовительная группа) 1. Общие сведения о занятии. Подготовительная группа состоит из 10 воспитанников (5 мальчиков и 5 девочек) 6-7 лет. Дети обучаются и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «В русской избе»
Опубликовано: 6 сентября 2022 в 13:28
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «В русской избе»» (включая файлы) размещена пользователем Качалкина Наталья Алексеевна (УИ 2084432) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД