Людмила Назарова
Занятие в средней группе по познавательному развитию «Путешествие по станциям знаний»
Цель: выявить у детей сформированность знаний, умений и навыков по ФЭМП, ознакомлению с окружающим миром.
Задачи:
• Закрепить представления о геометрических фигурах: умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
• Упражнять в умении ориентироваться в пространстве, цвете, форме, размере;
• Повторить времена года и их признаки, части суток;
• Закрепить с детьми виды транспорта;
• Закрепить знания детей о диких животных и их детенышей;
• Закреплять навык образованию прилагательных, уменьшительно-ласкательных слов от существительных;
• Развивать связную речь, мелкую и крупную моторику, память, внимание, слуховое восприятие, координацию движений;
• Повышать познавательную активность детей.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное.
Демонстрационный материал: сюжетные картинки "Времена года", мяч.
Раздаточный материал: набор геометрических фигур (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, счетные палочки.
Ход занятия
Дети выстраиваются на краю ковра полукругом.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте их поприветствуем.
- Любите ли вы путешествовать? (да) На каком виде транспорта можно отправится в путешествие? (ответы детей) А какой вид транспорта ходит по рельсам? (поезд, трамвай, электровоз)
- Я приглашаю вас отправится в путешествие на поезде. Повернитесь налево, положите руки на плечи друг другу. Поехали!
1 остановка "Природная"
1. Загадки о временах года
- Вот мы с вами прибыли на станцию "Природная". Здесь нас ждут загадки о временах года. Постарайтесь их отгадать.
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (летом)
Пустые поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (осенью)
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (зимой)
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (весной)
Игра «Части суток» (Закончи предложение»)
- Если спим мы ночью, то зарядку делаем … (утром)
- Если завтракаем мы утром, то обедаем … (днём)
- Если обедаем мы днём, то ужинаем … (вечером)
- Если ужинаем мы вечером, то спим … (ночью)
- Скажите, сколько частей в сутках? (четыре).
- Назовите их. (утор, день, вечер, ночь)
- Скажите, а когда начинается наше путешествие, в какое время суток? (утром).
- Молодцы! Вы знаете времена года и части суток. А наше путешествие продолжается. И дальше мы отправимся на воздушном транспорте.
- Какой воздушный транспорт вы знаете? (самолет, вертолет, воздушный шар)
- Я предлагаю полететь на самолетах. Расправьте руки в стороны, заводите моторы. Полетели!
2 остановка "Математическая"
- Ну, а теперь присаживаемся за столы. Перед вами на столах счетные палочки. Отсчитайте 3 палочки и выложите треугольник. Теперь отсчитайте 4 палочки и выложите квадрат. Чем эти фигуры похожи? (У них есть углы). А чем они отличаются? (У треугольника 3 угла и три стороны, а у квадрата 4 угла и 4 стороны).
- Какой наземный вид транспорта вы знаете? (автобус, машина, бетономешалка, молоковоз)
- Возьмем в руки руль и поедем на машинах.
3 остановка «Лесная»
- Вот мы и приехали в лес. Какие животные живут в лесу? (Лисы, волки, зайцы, медведи, белки и тд). Как их называют? (дикие животные).
Игра с мячом «Назови детеныша»
У зайчихи - зайчонок;
У белки - бельчонок;
У медведицы - медвежонок;
У лисицы - лисенок
Игра с мячом «Назови ласково»
Заяц - зайчик;
Волк - волчок;
Медведь - медвежонок;
Лиса – лисёнок.
-Молодцы, ребята! Вы все знаете диких животных и их детёнышей, умеете называть их ласково. А наше путешествие продолжается.
- Вспомните, какие виды водного транспорта вы знаете? (лодка, паром, пароход). - Мы поплывем на лодках. Приготовили весла? Отправляемся!
Мы приплыли на остановку "Знатоки". Выходите из машин.
4 остановка "Знатоки"
Игра «Найди свой домик». Раздать детям геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). По сигналу воспитателя дети начинают двигаться по группе под музыку, по сигналу «Найди свой домик» дети бегут к своему домику: те, у кого в руках круг, бегут к кругу и т. д. Затем дети обосновывают свой выбор. Игра повторяется 3-4 раза.
Игра «Скажи одним словом».
- Персик, яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты).
- Стол, кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель).
- Лошадь, собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные).
- Мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка – … (родственники - семья).
- Неваляшка, кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки).
- Сланцы, тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь).
-Муравей, пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые).
- Дирижабль, самолёт, вертолёт, ракета – … (воздушный транспорт).
Итог занятия
-Вспомните, какие виды космического транспорта вы знаете? (ракета)
- В детский сад мы полетим на ракете. Приготовили руки? Отправляемся! Пошёл отчет.
- Вот и закончилось наше путешествие, на ракете мы прилетели в детский сад. Сегодня мы с вами попутешествовали на разных видах транспорта. Побывали на остановке "Природной", где вспомнили все времена года; в аэропорту "Математическом" мы складывали геометрические фигуры из счетных палочек, ; на "Лесной" остановке мы вспомнили диких животных и их детенышей, назвали их ласково ; на остановке «Знатоки» мы играли в игру «Найди свой домик» с геометрическими фигурами.
- А что вам понравилось больше всего,