Занятие в старшей группе «Мы и наши имена»

Валентина Фуфаева
Занятие в старшей группе «Мы и наши имена»

Цель: дать понятие о значении имени в жизни людей.

Задачи:

Обучающие: закрепить с детьми значение имени и фамилии, познакомить детей с третьей частью русского имени отчеством. Знать и называть пословицы, русские народные сказки, расширять словарный запас.

Развивающие: развивать навыки работы с иглой, расписывать предметы хохломской росписью, умение плести косички. Развивать логическое мышление, формировать умение у детей грамматически правильно строить предложение.

Воспитывающие: воспитывать трудолюбие и доброжелательность, правила культуры поведения, положительное отношение к добрым поступкам.

Предварительная работа.

Беседа об именах. Рассказывание русских народных сказок с именами. Заучивание пословиц. Знакомство с русским бытом, народными традициями, умельцами на Руси. Посещение краеведческого музея и музея «русской избы» в детском саду. Изготовление попье-машье.

Чтение книги «Что означают ваши имена. Авторы Д. и Н. Зима.

Чтение рассказов:

Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»

С. Маршак «Ежели вы вежливы».

Э. Мошковская «Какие бывают подарки?»

Словарь: отчество, тезки.

Материал. Буквы, наборное полотно, предметы хохломской росписи, книги, гуашь, подставки, попье-машье.

Ход занятия.

Воспитатель загадывает загадку:

Тебе дано, а люди пользуются. (Имя).

-У каждого из вас есть имя, правда? Давайте подумаем, а зачем оно вам? Зачем люди дают друг другу имена?

Дети:

Люди дают имена, чтобы различать людей.

Воспитатель:

Правильно. Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя. Я вот слышала, как иногда вы кричите друг другу: «Эй, ты, поди-ка сюда!» Культурно ли так обращаться к сверстникам? Ребята, а вы отзываетесь, когда вас так зовут?

Дети:

Это обидно, оскорбительно и невежливо. И не надо отзываться на эти слова.

Воспитатель:

Вы помните, что имя дается при рождении и сопровождает человека всю жизнь. Вот послушайте стихотворение. Оно называется «Сколько имен у подружки у Оли. Может быть кто-то из вас догадается, сколько имен?

Ребенок читает стихотворение:

Сколько имен у подружки, у Оли?

Как бы, друзья, не запутаться тут.

Ольга зовут эту девочку в школе,

Олечкой папа и мама зовут.

Олюшкой тетя ее называет.

«Ольга кричит озорник во дворе.

Кто же, скажите мне, подсчитает,

Сколько имен у подружки моей?

Дети:

-Одно имя Ольга, другие формы.

Воспитатель:

Правильно, ребята, имя у Оли одно, а другие формы. Это варианты имени. Можно назвать ласково, строго, озорно, шутливо. В школе девочку называют Ольгой. А почему папа, мама, тетя и родственники называют ее Олечкой, Олюшкой?

Дети:

Потому что они ее любят.

Воспитатель:

Да. Это ласкательные формы. Вспомните как ласково называют вас родители, бабушки, дедушки.

Ответы детей.

Воспитатель:

И так, ребята, вы знаете, что имена бывают полные и неполные. А хорошо ли вы знаете полные и неполные формы одного и того же имени? Давайте поиграем. Я скажу сначала полную форму имени, а вы подберете к нему разные формы. А потом наоборот: я скажу неполную форму имени, а вы подберете к нему полную форму.

Екатерина-Катя, Катюша, Катенька, Катюшка.

Людмила-Люда, Людочка, Мила, Милочка, Людмилка.

Сергей-Сережа, Сереженька, Сережечка.

Владимир-Вова, Вовочка, Володя, Володенька.

Яша, Яшенька – Яков

Тема, Темочка-Артем

Коля, Коленька, Николенька-Николай

Настенька, Настюша-Анастасия

Леша, Лешенька –Алексей

Леня, Ленечка-Леонид

Воспитатель:

В старину люди давали имена, считая, что значение имени может повлиять на судьбу человека. Так, например, называя мальчика именем Василий (царский, родители хотели видеть своего ребенка правителем. Называя ребенка Александром-родители хотели, чтобы он был человеком военным, защитником. Галина-спокойная, жизнь прожила спокойно. Людмила (милая людям, чтобы всем нравилась.

Давайте вспомним, прекрасные русские имена, которые к сожалению сейчас встречаются не часто. В этом нам помогут пословицы.

Дети говорят пословицу и называют полную форму имени.

По Сеньке шапка, по Тимошке кафтан. (Семен, Тимофей.)

Туги орешки Терешке. (Терентий.)

Про горького Егорку поют и песню горьку. (Егор).

Воспитатель:

А кто скажет, какое имя у русских было самое любимое?

Вспомните, как называют главных героев сказок?

Иван-милость божия. Мария-госпожа.

Воспитатель:

-Ребята, скажите какие вы знаете сказки, где встречаются имена?

Дети:

«Мария Моревна», «Про Емелю», «Василиса Прекрасная», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди».

Воспитатель:

Ребята, а теперь давайте поиграем. Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч, называет имена, а ребенок должен назвать имя по звучанию.

Таня-Аня-Ваня-Маня.

Нина-Зина-Дина-Ирина-Алина-Инна

Саша-Наташа-Даша-Глаша-Маша

Оля-Коля-Толя-Поля

Занятие в старшей группе «Мы и наши имена»

Воспитатель:

Мы вспомнили с вами старинные имена. Давайте послушаем ваши имена и что они означают?

Дети встают и говорят:

-Александр-защитник людей

-Антон-вступающий в бой

-Артем-здоровый

Владислав-владеющий славой

Дмитрий-мать-земля

Альбина-белая

Анастасия-воскресение

Анжелика-вестница

Валентина-сильная, крепкая

Диана-божественная

Екатерина-чистая всегда

Маргарита-жемчужина

Оксана-гостья

Воспитатель:

Я предлагаю найти имена, спрятанные в словах.

Разгадывание ребусов с именами.

Кор-зина (Зина, кастр-юля (Юля, пол-яна (Поля, Оля, Ян, Яна).

оспитатель:

Много мы узнали об имени. А как быть если у людей одинаковые имена? Как их называть? Ребята людей с одинаковыми именами называют «тезками». Кто у нас «тезки»?

Дети встают и называют.

Воспитатель:

Как в этом случае различают людей?

Дети: (По фамилии.)

Воспитатель:

Верно. В русское имя входит не только имя, но и фамилия. А чем фамилия отличается от имени?

Дети:

Фамилия одинаковая у родственников: у папы, у мамы, бабушки и т. д.

Воспитатель:

Правильно. Фамилия это семейное имя, оно объединяет родственников.

Ребята, но у русского имени есть еще третья часть отчество. Отчество образовано от слова отец. Это имя отца, включенное в ваше полное имя. А теперь, кто сможет назвать свою фамилию, имя, отчество.

Ответы детей.

Воспитатель:

Ребята, а почему вы улыбаетесь, когда называете свое полное имя? Называют ли маленьких детей по имени и отчеству. А кого называют только по имени и отчеству? Почему?

Дети:

По имени и отчеству называют взрослых, пожилых, уважаемых людей, чтобы выразить им свое почтение.

Воспитатель:

А вот вы чем можете вызвать свое уважение со стороны взрослых, сверстников.

Дети:

Хорошим поведением, отношением друг к другу, к взрослым, умением хорошо трудиться, быть добрым.

Воспитатель:

Какие добрые дела можно сделать?

Дети:

Помочь малышу одеться. Сделать для птиц кормушку и зимой их кормить, маме и бабушке помочь.

Воспитатель:

Ребята, что такое добро?

Дети:

Это когда делаешь, даешь что-то и потом об этом не жалеешь. Делаешь с радостью.

Воспитатель:

Добро это когда что-то хорошее делаешь и ничего не требуешь взамен. Вам приятно, что вы сделали хорошо другим. А теперь давайте мы покажем свое умение трудиться.

Дети расписывают посуду хохломской росписью, шьют, плетут косички.

После выполнения работы воспитатель говорит:

-Молодцы ребята. Вы старались. Пусть сейчас пока вы Катюшки, Валюшки, Антошки, но я надеюсь, что все вы вырастите трудолюбивыми, добрыми, а значит людьми достойными, уважаемыми и к вам будут обращаться только по имени и отчеству. Чтобы ваша фамилия звучала в добрых делах.

Публикации по теме:

«Врачи — наши помощники» (Занятие по ОБЖ в старшей группе) Программные педагогические задачи: - познакомить детей с профессией врача и медицинской сестры; - учить детей не бояться врача, самому.

Занятие с использованием чувашских игр «Наши игры хороши, выходи — игру начни!» в старшей группе Программное содержание: Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе по повышенной опоре с выполнением дополнительного задания, закреплять.

Конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Наши имена» Тема: «Наши имена» (интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

Открытое занятие в старшей группе на тему «Зимующие птицы» (фотоотчёт)Открытое занятие в старшей группе на тему «Зимующие птицы» (фотоотчёт) http://my-files.ru/a1rmo6]Скачать конспект. По данной ссылке вы можете скачать конспект открытого занятия. Хочу сказать, что это мое первое.

Проект «Что означают наши имена» в подготовительной группе (2013 год) Проект «Что означают наши имена» в подготовительной группе (2013 год) Имена, имена  В нашей речи звучат не случайно.   Как загадочна эта.

Итоговое интегрированное занятие в старшей группе «Наши руки не для скуки» Итоговое интегрированное занятие в старшей группе на тему: «Наши руки не для скуки» Воспитательные задачи: 1. Воспитывать уважение к труду.

Занятие в старшей группе на тему «Как появился календарь» Цель: познакомить детей с историей возникновения календаря; рассказать о разных видах календарей и показать их; вызвать у детей стремление.

Занятие в старшей группе на тему: «Наша армия родная»Занятие в старшей группе на тему: «Наша армия родная» Занятие в старшей группе на тему: «Наша армия родная» Цель: продолжить знакомство детей с историей и традициями праздника 23 февраля - День.

Занятие в старшей группе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Цели: - дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле, -расширить знания о.

Занятие в старшей группе по художественному творчеству «Наши эмоции» Программное содержание. Знакомить детей с эмоциональным состоянием радости, злости, страха. • Познакомить с пиктограммами, схематично изображающие.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • День рождения
  • День рождения
Автор публикации:
Занятие в старшей группе «Мы и наши имена»
Опубликовано: 4 мая 2016 в 22:12
+169Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 95.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 февраля. День сказки «Репка» на МААМ

У сказки «Репка» – счастливая судьба. Это произведение устного народного творчества не исчезло в пучине неумолимого времени, а было записано великим исследователем и коллекционером славянского фольклора...

18 февраля. День поделок из синельной проволоки на МААМ

Необычную «пушистую» проволоку теперь часто используют в творчестве. Поделки из нее получаются очень красочные, да и работать с ней не только интересно, но и легко. Эта «пушистая» проволока бывает разных...

План по самообразованию: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста...
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Задачи : - способствовать формированию...
Окружающий мир в дидактических играх дошкольников
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР в дидактических играх дошкольников . Манвелова Мария Степановна Для детей младшего-среднего возраста. Дидактическая игра: «Кто нас лечит?...
Фотоотчет «Международный день дарения книг» в первой младшей группе
ФОТООТЧЕТ " МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ДАРЕНИЯ КНИГ " В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ, ЦЕЛЬ: Привлечь родителей к участию в совместных мероприятиях и...