Людмила Виткова
Занятие в старшей группе «Путешествие по Москве»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в старшей группе: «Путешествие по Москве».
Цель: создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России.
Программное содержание:
1) Дать представление о карте России
2) Обогатить и углубить знания детей о стране и столице России
3) Расширить знания детей о достопримечательностях города Москвы
4) Закрепить понятия «Родина, Отечество, столица, россияне»
5) воспитывать патриотические и гражданские чувства
Публикация «Занятие в старшей группе „Путешествие по Москве“» размещена в разделах
Материал: карта России, символика России, презентация «Достопримечательности Москвы», игра «Четвёртый лишний», аудиозапись «Песня о Родине» Исаака Дунаевского.
Предварительная работа: заучивание стихотворений о Москве, выставка рисунков «Москва – Красная площадь», рассматривание иллюстраций с видами Москвы, прослушивание песен о Москве.
Дети стоят в кругу. Ребята, давайте начнём наше занятие с утреннего приветствия:
Станем рядышком по кругу,
Скажем: «Здравствуйте друг другу».
Нам здороваться ни лень:
Всем: «Привет! и Добрый день».
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся!
Все: Доброе утро!
Раздаётся стук в дверь. Воспитателю вручают бандероль, а в ней карта России и российская символика.
-Ребята, что это за карта? (Это карта нашей родины. Это карта России.)
Прослушайте «Песню о Родине» Исаака Дунаевского и Лебедева – Кумача.
-Ребята, где мы все живём (Мы живём в России).
-Что же такое Россия? (Россия-это страна.)
-Как ещё можно назвать страну? (Родина, Отчизна, Отечество.)
-А как называются люди, которые живут вРоссии? (В России живут россияне.)
-Маша, ты кто? (Я россиянка)
-Кирилл, ты кто? (Я россиянин)
Что можно рассказать о России, глядя на карту (Россия огромная, красивая, большая, великая. В ней много полей, рек, озёр, морей.)
-А знаете, что обозначает эта красная линия? Это, граница нашей Родины, нашего государства.
-А что означают кружочки на карте? (это города.)
-Скажите как называется город- сердце нашей Родины? (Это город- Москва. Москва – столица России.)
-А вы бы хотели побывать в Москве?
- На каком виде транспорта можно быстро добраться до Москвы?
-Отгадайте мою загадку. На экране телевизора будет отгадка.
Он гудит и чертит мелом,
Он рисует белым-белым
На бумаге голубой.
Сам рисует, сам поёт.
Что же это? Самолёт.
-Правильно это самолёт. Пройдите в салон, займите места. Чтобы наш самолёт взлетел, надо ответить на несколько вопросов. Готовы?
-Какая символика есть у нашей страны? (Герб, флаг России.)
-Сколько полос у Российского флага? Какие это цвета? (У Российского флага три цвета: белый, синий, красный).
Белый цвет- это цвет мира, он говорит о том, что наша страна миролюбива.
Синий цвет – верность, народ любит свою страну и защищает её.
Красный –цвет силы.
-Кто расскажет о Российском флаге стихотворение?
Ребёнок. Владимир Степанов. Российский флаг.
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска- солнечный рассвет.
-На гербе России двуглавый орёл на красном щите.
-Даша, расскажи о российском гербе.
Ребёнок. Владимир Степанов. Российский герб.
У России величавой на гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток,
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый, он и гордый,
Он России – дух свободный.
-Вы справились с заданиями и наш самолёт готовится к взлёту. Пристегните ремни, мы взлетаем. У-У-У (произносят дети с повышением голоса).Дети имитируют голосом звук самолёта. Пока мы летим Лиза, Ярослав и Кирилл расскажут нам стихотворения о Москве.
Ребенок. Такой большой старинный город.
Гордится им моя страна.
Всем городам он голова,
Столица Родины – Москва.
Ребенок. Валерий Брюсов. Стародавняя Москва.
Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах.
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах.
Ребенок. Михаил Лермонтов. Бородино.
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
- Ребята, а чем Москва отличается от нашего города? (Наш город меньше, чем Москва. В Москве работает правительство, президент.)
-А кто у нас президент? (Наш президент Владимир Владимирович Путин.)
-Где работает наше правительство и президент? (Они работают в Кремле.)
-Наконец наш самолёт идёт на посадку. На улице нас ждёт экскурсия по Москве.
-Вот мы и в Москве,а все экскурсии начинаются с Красной площади. Я - ваш экскурсовод Людмила. (Бейджик). Красная площадь - главная площадь Москвы и всей страны. Давным-давно красная площадь была торговым местом,на ней стояли торговые ряды, сюда приходили москвичи, узнавали новости, здесь оглашались царские указы.
Фото на экране. (Слайд № 1)
-Подумайте, почему площадь называется красной?
-В старину всё самое красивое и дорогое называлось словом красное. Красна – девица, красна – изба. А в Москве Красная – площадь, самая красивая, самая любимая. В наше время на красной площади проходят различные праздники, парад Победы 9 мая, красочные фейерверки. Маша, расскажи нам стихотворение о Москве.
Ребенок. Ирина Токмакова. Красная площадь.
Мы с детства запомнили эти слова,
И нету прекрасней и проще,
Для города имени — город Москва,
Для площади — Красная площадь.
На свете немало других площадей,
Героев на свете немало.
Но сколько здесь было отважных людей,
Пожалуй, нигде не бывало.
Ребенок. Владимир Степанов. Красная площадь.
Москва – это Красная площадь.
Москва – это башня Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
-На красной площади расположены самые важные государственные здания, музеи и храмы. Украшает площадь Храм Василия Блаженного, который сооружён в честь Покрова Богородицы, поэтому его ещё называют Покровский собор. Он кажется кружевной пирамидой, несмотря на массивность, он выглядит лёгким, ажурным, устремлённым ввысь. (Слайд №2)
- Перед вами Кремль. Что же такое Кремль?(Слайд №3)
В древние времена на Москву часто нападали враги, и чтобы защититься от них, построили крепость – Кремль. Сначала стены Кремля были деревянными, затем их сделали из белого известняка-белокаменные. И только спустя много лет возвели красные зубчатые стены и стройные башни, всего сторожевых башен 20, и каждая имеет свое название. На экране появляются фото. Я вам назову несколько:
Набатная – на ней висел огромный колокол;(Слайд №4)
Боровицкая – вокруг нее был дремучий бор (лес); (Слайд №5)
Арсенальная – там был оружейный склад; (Слайд № 6)
Никольская – над ее воротами была размещена икона Николая Чудотворца. (Слайд №7)
А самая главная башня – Спасская (повторите, Спасская, на ней находятся главные часы страны, по которым сверяет время вся страна. (Слайд № 8)
- Как называются часы на Спасской башне (Часы на Спасской башне называются куранты.)
-Ребята, а вам знакома Спасская башня? Посмотрите внимательно, что вы можете рассказать о ней? (В новогоднюю ночь бьют часы 12 раз, а мы загадываем желания).
(весь рассказ сопровождается слайд-показом с видами Кремля и каждой названной башней).
Расскажи, Маша, стихотворение.
На Красной площади столицы,
Вливаюсь я в поток людской.
И чувствую я крылья птицы,
Когда курантов слышу бой.
Анечка тоже расскажет стихотворение.
Аня. Сергей Михалков. Кремлёвские звёзды.
Кремлёвские звёзды над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят.
И лучше той Родины нет!
- Ребята, давайте с вами отдохнём, подойдите ко мне.
Становись скорее в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Физ. минутка. «Кремлёвские звёзды».
Много звёзд на небе - руки вверх, потянуться.
Много на земле - руки вниз, присесть.
Светятся, сияют звёзды на Кремле, -руки перед собой, имитация блеска звёзд.
- Теперь можем продолжить нашу экскурсию. Туристы со всего мира приезжают посмотреть на Кремль, здесь находятся две удивительные достопримечательности – это Царь-Пушка и Царь-Колокол.
Царь-пушка отлита из бронзы на Московском Пушечном дворе. Пушка предназначена для защиты Спасских ворот, но из нее никогда никого не стреляли. (Слайд №9)
Царь-колокол является самым большим колоколом в мире. Когда мастера – литейщики выплавили этот огромный колокол, в то время случился в Кремле пожар. Сгорели все Кремлевские постройки, и огонь уже подбирался к колоколу. Испугались мастера, что от огня колокол может расплавиться, и стали поливать его водой. И от разницы температур от колокола откололся кусок. Царь-Колокол так ни разу и не зазвонил. Вот сколько интересного можно увидеть на территории Кремля. (Слайд №10)
(весь рассказ сопровождается слайд-показом с видами достопримечательностей) .
Наша экскурсия продолжается и у входа вАлександровский парк находится Могила неизвестного солдата. (Слайд №11) Это памятник всем павшим воинам и тем солдатам, чьи имена остались неизвестны. Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен. Вечный огонь на Могиле неизвестного солдата, полыхающий у Кремлёвской стены,-память о тех, кто отстоял Москву, защитил Родину. Сейчас Серёжа расскажет стихотворение.
Сергей. Михаил Исаковский. Куда б ни шёл, ни ехал ты.
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты — рыбак,
шахтёр,
Учёный иль пастух, —
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
-Спасибо, Серёжа. Не хочется расставаться с Москвой, но нам пора возвращаться домой.
-Вы устали? Давайте поиграем.
Интерактивная игра «Четвёртый лишний».
-Посмотрите на экран,это достопримечательности Москвы, с которыми мы познакомились сегодня. Назовите их по порядку и найдите лишнее фото, не относящееся к Москве. (Фото связаны с достопримечательностями Москвы и достопримечательностями нашего города Шахты).
-Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, получите шкатулку с сюрпризом, но она не простая и откроется, когда мы вернёмся в наш город. Сейчас мы полетим на самолете, станьте в круг и возьмитесь за руки.
Игра «Самолётики».
Мы летаем высоко (руки вверх,
Мы летаем низко (присели, руки вниз)
Мы летаем далеко (разошлись,
Мы летаем близко (сошлись близко друг к другу).
На посадку! (присели)
Вот и наш город. Чтобы открыть шкатулку надо из предложенных букв составить слова. Первую букву положу я, а вы последующие. (Дети подходят к столам, на которых разложены буквы и составляют слова Родина, Россия).
Игра по Синквейну.
- Вы справились с заданием. Сейчас мы поиграем. Я говорю вам словоРодина.
А вы мне какая она? (любимая, единственная)
Что делает Родина? (воспитывает, растит, любит)
Составьте предложение из слов :любить, дети, Родина. (Дети любят Родину.)
Наша Родина это – (Россия).
-Открываем сундучок, а здесь разноцветные звёзды, если вам понравилось путешествие, возьмите красную звезду, если нет, то синюю.
-Россия очень большая страна, в ней много городов, мы побывали в Москве. Подумайте, в какой город мы можем отправиться в следующий раз.