Елена Пащенко
Занятие-экскурсия «Дивные краски осени» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дивные краски осени».
Цель: Формирование у детей эмоционального осознанного отношения к художественному образу осени, воплощенному на полотнах великих художников.
Программные задачи:
Создавать условий для проявления художественно-творческой активности детей;
Закреплять представления детей о художественных жанрах живописи (пейзаж, натюрморт, умение самим составлять картину, располагая изображения на переднем и заднем плане;
Публикация «Занятие-экскурсия „Дивные краски осени“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Формировать умение точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картин, но и придумывать предшествующие и последующие события
Продолжать способствовать участию детей в беседе, поддерживать диалог, отвечать на вопросы взрослого полным предложением, содержательно и логично строить высказывание;
Развивать положительное эмоционально-осознанное отношение к окружающей нас природе, воплощенной на полотнах великих живописцев, эстетические чувства, логическое мышление.
Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Активизация словаря: репродукция, экскурсовод, картинная галерея, пейзаж, натюрморт, передний, задний план картины, красота осенней природы.
Оборудование и материал.
Мольберты, драпировки, музыка П. И. Чайковского альбом «Времена года» - Осень, дидактическая игра «Найди передний и задний план», репродукции картин: В. Д. Поленов «Золотая осень», И. С. Остроухов «Золотая осень», А. Г. Горавский «Грибы», Н. Н. Дубовской «На огороде», Е. Т. Иванов «Натюрморт с овощами», К. Я. Крыжицкий «Ранний снег».
Ход занятия – экскурсии:
Организационный момент.
Коммуникативная игра «Улыбнись». (дети встают в круг, подают друг другу руки и говорят слова: собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся - поворачиваются к друг другу и улыбаются).
Воспитатель: Сегодня, когда я зашла в детский сад, мне передали письмо, но не сказали от кого, на конверте тоже не написали от кого оно или откуда, наверно забыли. Мне очень хочется узнать, что в письме, а вам? (ответы детей)
- Тогда откроем письмо. (достаю из него картину). Кто-то прислал нам картину? Как вы думаете, кто мог прислать картину? (ответы детей)
- Посмотрим, а что же еще есть в конверте? Вот здесь приглашение. Я сейчас прочитаю «Здравствуйте, ребята приглашаю вас в картинную галерею» Экскурсовод. Теперь понятно от кого письмо.
- Кто знает, что такое картинная галерея? (ответы детей)
- Да, это помещение, где собраны работы (картины) разных художников.
- Вы знаете, кто такой экскурсовод? (ответы детей)
- Да, экскурсовод, это человек, который проводит экскурсию в музее или картинной галерее.
А что можно увидеть в картинной галере? (ответы детей, да, разные картины.
- Картины хранятся в разных музеях мира, и чтобы их увидеть, необходимо поехать в другой город и посетить музей или галерею. Но благодаря репродукциям, можно рассматривать картины, никуда не выезжая. А репродукция картины – это вид фотографии, которая может сохранить и точно передать то, что изображено на картине.
- Сегодня экскурсовод приглашает нас на выставку картин, которая называется «Дивные краски осени».
- Как вы думаете, какие картины мы с вами увидим на выставке? (ответы детей)
- Давайте пройдем и посмотрим, какие картины нам приготовил экскурсовод.
Воспитатель: в роли экскурсовода сегодня буду я. (дети встают вокруг картин)
Воспитатель: посмотрите, перед нами репродукция картины Василия
Дмитриевича Поленова «Золотая осень». На картине изображено самое
красивое время года. Спокойно несет свои прозрачные голубые воды река Ока. В ней, как в зеркале, отражаются берега и небо с плывущими облаками. На заднем плане река превращается в маленькую тоненькую ниточку и уходит далеко за горизонт. Высокий берег переходит в равнину, на которой стоит лес в ярком, красивом осеннем уборе. Позади золотых берез, красуясь темно-зеленой листвой, величаво стоит дуб, к которому еще не притронулась осень.
- Что мы видим с вами на переднем плане. (ответы детей). Правильно мы видим тропинку.
- Закройте глаза и представьте, что вы оказались на тропинке. Куда вас может
привести эта тропинка? (ответы детей)
- Да, она может привести в глубину леса.
- Посмотрите на следующую картину.
- Эта картина называется «Золотая осень» и написал её художник Илья
Семёнович Остроухов. На картине слева художник нарисовал протоптанную
тропинку, наверное, полюбоваться красотой сюда приходило множество
туристов. На тропинке нас встречают птицы. Сколько птиц изобразил
художник? Как называются птицы? (сороки) На тропинке нас встречают две
сороки. Они заинтересованно что-то высматривают, как будто прилетели
посплетничать и поделиться последними новостями.
На переднем плане картины стоят два дерева; их кроны уже не такие роскошные, как летом. Часть листьев опала и покрыла землю великолепным золотым ковром. Небо лишь кое- где просвечивается сквозь золотую листву. В левой части полотна видны причудливые формы деревьев. Их стволы напоминают трех богатырей, стоящих на дозоре. Они будто провожают гостей леса взглядом, разрешая продолжить прогулку. Эти две картины относятся к одному жанру живописи.
- Как вы думаете, к какому жанру? (ответы детей)
- Как назвал эту картину художник? (Золотая осень)
- Придумайте свое название картинам?
- Какое настроение у тебя, когда ты смотришь на эту картину?
- да, ребята, когда я смотрю на картину, у меня поднимается настроение, от
ярких красок становится светлее.
Ребята давайте перейдем к следующей картине.
-Что вы видите на картине (ответы детей)
- Почему художник изобразил грибы рядом друг с другом (ответы детей, да
наверно хотел показать, что это семья.
- Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей)
Картина называется «Грибы», а написал ее художник Аполлинарий Горавский.
- Внимательно рассмотрите картину «Грибы».
- сколько грибов изображено на картине?
- Сколько грибов спряталось? (два)
Никто и не сомневается, что это семья: папа - заботливо прикрывший свое
семейство, мама - внимательно осматривает полянку и дети –весело играют в
прятки.
- Какое настроение вам передается от картины? (ответы детей)
Ребята пройдемте дальше, что мы видим? конверт, а здесь задание.
Экскурсовод предлагает поиграть в игру «Составь картину». Дети на фоне раскладывают изображения (составляют пейзаж, соотносят их по величине в зависимости от расположения: на переднем плане и заднем.
Расскажите какие картины получились? Почему одни изображения маленькие другие большие? (ответы детей)
Продолжим нашу экскурсию. Подходим к картине Николая Никаноровича Дубовского «На огороде». На переднем плане художник изобразил деревенских жителей, собирающих урожай. Начиная с весны люди трудятся на огородах: вскапывают землю, сажают семена и рассаду, поливают и
рыхлят грядки. На картине, видно, что урожай выдался богатым. Часть грядок опустела, овощи уложены в большие корзины. Люди торопятся закончить сбор урожая до начала дождя. Сильный ветер гонит тучи на деревню. Видно, клонятся деревья, раскачивается на веревке белье, а солнце прячется за облаками.
- Успеют ли люди убрать урожай? (ответы детей)
Воспитатель: конечно, успеют, ведь помогают все, даже дети. Мальчишки и девчонки ловко выдергивают овощи с грядок и складывают в корзины, а взрослые относят в дом.
На заднем плане картины изображена деревня. Рассмотрите деревенские дома, и скажите, в какой дом люди отнесут урожай? (ответы детей) (- в дом с открытой дверью).
Воспитатель: ребята, давайте мысленно войдем в дом, что мы можем в нем увидеть? (в каждом доме есть стол, на котором могут находиться разные предметы, овощи и фрукты) как на полотне Ефима Тимофеевича Иванова «Натюрморт с овощами».
Воспитатель: рассматривая эту картину, возникает ощущение, что все овощи недавно были собраны с огородных грядок. Художник заметил, как красиво сочетаются между собой все овощи. Зелень словно фон: от светлого оттенка до тёмного заполнила всю картину, а помидоры, морковь и редис - как яркие цветовые пятна.
- Как вы думает какому жанру живописи относится картина? (ответы детей)
- Что в картине самое яркое?
- Как вы думаете в какое время года художник написал картину? (осенью, во время сбора урожая)
Воспитатель: а теперь предлагаю всем присесть на стульчики (дети садятся на стульчики, перед тем как открыть картину Константина Яковлевича Крыжицкого «Ранний снег», задаю вопрос: что может быть изображено на этой картине? (ответы детей)
Открываю картину.
Картину написал Константин Яковлевич Крыжицкий и называется «Ранний снег». На ней художник смог передать восторг от раннего снега, печаль от прощания с уходящей осенью. Смог показать как не обычно в природе встречаются два времени года: осень и зима. Ни кто не знает, когда это произойдет, бывает, просыпаются люди утром, подходят к окну и с радостным криком: «Смотрите, ранний снег!»- зовут всех посмотреть на это удивительное явление.
Главный герой картины – ранний снег. Он, как волшебник, за ночь превратил осенний парк в зимний, но ненадолго. Он растает к вечеру, предупреждая о том, что зима не за горами!
Полдень, городской парк погрузился в объятия зимы, тем самым стал еще красивее. Благодаря белому снегу опавшие листья стали заметнее, оранжевая и желтая листва деревьев на фоне серо-синих туч выделяется ярче. В центре композиции виднеется небольшое кирпичное сооружение округлой формы с конусной крыше и аркой. Оно как маленькая сказочная башенка - так и кажется, что из неё сейчас выйдут семь гномов и будут играть в снежки. Приветствуя ранний снег. К утру снег исчезнет, и только на картине Константина Яковлевича Крыжицкого он останется навсегда и будет радовать, и восхищать взгляд зрителей.
- Ребята мы рассмотрели несколько произведений.
- Какому времени года они посвящены? (ответы детей)
- о каком важном этапе осени мы сегодня узнали? (ответы детей) сборе урожая.
- Каждая увиденная картина вызвала у нас разные чувства: удивление, восхищение, радость, грусть, сочувствие.
Какие чувства вы испытываете, рассматривая последнюю репродукцию, представленную на выставке? (ответы детей)
Какая из представленных картин вам понравилась больше? Почему?
А сейчас поиграем в игру «Картинная галерея».
Ребята вспомните все картины, которые вы видели сегодня. Загадайте каждый ту, которая вам больше понравилась. Мы попробуем ее отгадать, будем задавать вопросы: это пейзаж? На ней нарисован лес? Тропинка? Птицы? И т. д.
Мне сегодня очень понравилось с вами на выставке, я думаю, что мы попросим экскурсовода, организовать нам еще выставку картин другого времени года.