Елена Боброва
Занятие-эксперимент «Такой необычный воздух» (приложение к проекту «Тайна пятого океана»)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие-эксперимент «Такой необычный воздух» (приложение к краткосрочному проекту «Тайна пятого океана»)
Подготовила и провела Боброва Е. С., воспитатель 1 категории, МКДОУ №5, р. п. Охотск, Хабаровский край.
ЦЕЛЬ : Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами. Развивать у детей интерес к миру открытий и изобретений человека,акцентировать внимание на таких качествах изобретателя,как смекалка, сообразительность,любознательность,творческое воображение,оригинальность. Учить делать умозаключения,анализировать, сравнивать,классифицировать.
Публикация «Занятие-эксперимент „Такой необычный воздух“ (приложение к проекту „Тайна пятого океана“)» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Наблюдение за воздухом во время прогулок, Дидактические игры "Живое и неживое". Беседы из цикла" Земля-наш общий дом" ;Чтение экологической литературы ;опыты с водой,снегом, песком и магнитом.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Стакан ; бумага,колбы с водой,цветные карандаши, свечи,баночки,склянки,пипетки, сухой спирт,свеча,спички,чайная ложка,глобус,музыкальное сопровождение.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, я сосуд какой нашла,
Как красив он и чудесен, будто весь из серебра.
Может кто-нибудь из вас, потерял его сейчас?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как же нам с ним поступить? Где хозяина найти?
Посмотрите он закрытый, значит что-то есть внутри.
Все ж попробую взглянуть, что в сосуде скрыто.
Нет, никак. уж очень сильно пробкою закрыто.
Вы тихонько посидите, только чур, не вскакивать,
Я узнаю, как сосуд надо распечатывать (выходит).
Воспитатель: Ну, ребята, вот так чудо у дверей произошло,
Только пробку потянула, дымом все заволокло.
Я увидела, дружок, из сосуда потихоньку вылезает старичок.
Говорит, зовут Хоттабыч, да не знаю уж, друзья,
К нам пустить его на праздник или может быть нельзя?
Ну, кто тут посмелей из вас, в коридор идите,
Старика Хоттабыча в гости пригласите. (Входит старик Хоттабыч).
Хоттабыч: О, любезнейшие дети о, прекрасная звезда!
Вы меня из-за точенья выпустили навсегда!
Двести лет в сосуде этом я без дела просидел,
Карлик злой меня в сосуде, запечатать захотел.
Я ваш раб до самой смерти, я служить вам буду рад
Все желания исполню мне любой из вас как брат
Приказывайте! (падает на колени)
Воспитатель: Что вы, дедушка, вставайте, все в саду у нас равны
У ребят сегодня праздник, гостем будете и вы
Уважаемый Хоттабыч, ты известнейший факир
Очень хочется сегодня, чтоб ребят ты удивил.
Хоттабыч: Я великий джин Хоттабыч и могу я без вранья
проткнуть чудный этот шарик, спицею насквозь я (опыт с шариком)
Воспитатель: удивительное дело, не видала раньше я, чтобы шарик так легонько, вы проткнули с помощью волшебства. Вам понравилось, ребята? Спасибо, Хоттабыч.
А сейчас я вам расскажу одну маленькую историю, хотите?
Жил на свете человек, не сейчас, а очень, очень давно. Когда еще не было на свете ни машин, ни радио, ни пароходов, ни поездов, ни телевизоров. А человека все равно многое удивляло, он был любознателен, старался больше узнать, понять и донести до других людей. Таких людей называли колдунами или волшебниками. Но когда люди узнавали, в чем причина или секрет этих фокусов, тогда этих людей называли исследователями, изобретателями.
Ребята, а как вы понимаете выражение "Что значит удивляться?"
Дети: это значит, что-то открывать новое.
Воспитатель: правильно, дети, а вы хотели бы стать изобретателями или учеными? (Да)
Уважаемый Хоттабыч, мы хотели бы попросить тебя о помощи, ты бы смог превратить нас с ребятами в маленьких ученых, исследователей? (превращённые ребята надевают шапки, значки).
Воспитатель : ребята, я вам загадаю загадку, а вы внимательно слушайте:
-на ноге стоит одной, крутит, вертит головой
нам показывает страны, горы, реки, океаны (глобус)
Правильно, глобус показывает форму нашей планеты Земля. Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
Правильно, посмотрите, как много воды на нашей планете. Ребята, назовите океаны, о которых мы с вами говорили на прошлых занятиях.
Дети: Северо-Ледовитый океан, Тихий океан, Индийский океан, Атлантический океан.
Воспитатель : Сколько океанов омывает сушу? (четыре) Кто живет в океане? (рыбы, дельфины, касатки и т. д.)
- Скажите, а где живут люди? (на суше)
-вот сегодня я хочу раскрыть вам еще одну тайну, Вы хотите эту тайну узнать, вам интересно?
Воспитатель: Так вот мы с вами живем тоже на дне океана-пятого океана. Давайте, проверим, правда, это или нет?
-Что это?
-Стакан.
-В стакане что-то есть?
-Нет, он пустой.
Воспитатель: Вы уверены в правильности своих ответов? Может у вас есть другие предположения?
-В стакане воздух.
Воспитатель: Приятно иметь дело со знающими людьми. Именно так и называется пятый океан, в котором мы с вами живем. Это-ВОЗДУХ.
ОПЫТ 1:Если я сейчас наберу полный стакан воды, плотно его закрою листом бумаги, что произойдет, если стакан перевернуть?
Дети: вода выльется, вытечет.
Воспитатель: Давайте проверим (переворачивает стакан).Почему вода не вытекает?
Дети: Атмосферное давление не позволяет воде вытекать. т. е воздушное давление (показ опыта 2-3 детей самостоятельно).
Воспитатель: А теперь скажите, ребята,какой бывает воздух?
-свежий, морозный, горячий, холодный, невидимый…
-А что такое воздух?
-Это то, чем дышат люди, животные, насекомые, растения.
Воспитатель: Правильно. Но я воздуха не вижу, а вы его видите?
-Нет.
Воспитатель: Давайте поиграем, поймаем воздух руками (дети ловят)
-Его поймать невозможно, он невидим. Нам воздух нужен?
-Да, чтобы дышать!
Воспитатель :Давайте проверим, закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами.
Дети: Трудно дышать, без воздуха можно задохнуться.
Воспитатель : Хорошо, ребята, а сейчас давайте пройдем в лабораторию и будем проводить опыты,а мы Хоттабычем будем вам помогать.
ОПЫТ 2: Возьмите 2 свечи, поставьте удобно на стол, мы сейчас их зажжем (пока зажигают свечи, закрепляют правила безопасности, свечи зажгли, а теперь возьмите пустую баночку и накройте осторожно одну из свечей и понаблюдаем, что же произойдет? (дети наблюдают, одна из свечей гаснет, а другая нет)
-Как вы думаете, почему это произошло?
-Потому что огню нужен был воздух.
Воспитатель: Правильно, чтобы свеча горела, огню необходим воздух,а так как мы плотно закрыли огонь банкой, воздух не поступает и огонь гаснет. А сейчас, ребята,возьмите пиктограммы и сделайте соответствующие отметки (красным карандашом отметьте кому необходим воздух, а синим кому воздух не нужен (дети работают с картами,делают анализ.
Физкультминутка.
Старик Хоттабыч: А вам еще чудо показать?
Это что еще не чудо, чудо будет впереди
Ты мне, свет очей, стаканчики и кувшин с водой найди (опыт)
Воспитатель: Ставит перед Хоттабычем три стакана, он произносит волшебные слова, вода окрашивается.
Ребята, а вы знаете этот секрет? Спасибо, Хоттабыч, ну что, ребята, давайте продолжим нашу работу в лаборатории и проделаем еще один опыт «Упрямый воздух»
ОПЫТ 3:Мы сейчас при помощи вот этих трубочек будем бурлить воздух, и гнать воду по трубочке или даже доставать и двигать предметы. Смотрите: мы сжимаем грушу, там есть воздух, вода бурлит, а теперь отпускаем грушу и вода с силой и быстротой поднимается вверх. Пробуйте теперь сами.
Хорошо, ребята, у вас прекрасно все получается.
А теперь послушайте еще одну интересную историю:
С давних времен живут рядом с человеком, которые были открыты первобытным человеком. Напомните мне загадку, которая напоминает об этом явлении: Накормишь - живет, напоишь - умрет (огонь)
Воспитатель : правильно, игра-ТРИЗ (огонь -хорошо, плохо; вода-хорошо, плохо). Вот так и живут рядом огонь и вода и постоянно ссорятся. Хотите посмотреть, как это происходит, когда один из них оказывается сильнее другого?
ОПЫТ 4 :Свеча горит, дети набирают воду в ложечку и держат над огнем, вода испаряется, а потом наоборот, огонь горит, а из ложечки дети поливают на огонь.
Воспитатель: Вот и подошли к концу наши исследовательские работы. Давайте скажем старику Хоттабычу спасибо. Это он нам помог стать настоящими учеными.
Дети (хором) : СПАСИБО!
Старик Хоттабыч: О, чудеснейшие дети, о, добрейшие друзья,
Ваши умные головки, покорили вмиг меня.
В память вам о нашей встрече, я оставлю книги эти,
Чтоб картинка ожила, вам опять нужна вода.
(Дарит волшебные картинки, дети под музыку разукрашивают их водой).
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, ПУСТЬ ВСЕГДА У ВАС БУДЕТ :
Воздух чтобы дышать,
Огонь чтобы греться,
Вода чтобы пить и
ЗЕМЛЯ чтобы на ней жить.
ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ, МИРА И ДОБРА!