Марина Иевлева
Занятия по программе «Песочная анимация» в рамках тренингов с применением песочной терапии для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В ГОСТЯХ У ПЕСОЧНОЙ ФЕИ
Занятие 1.
«Знакомство с Песочной Феей»
Цель: ознакомление с работой в песочнице, сплочение группы, развитие тактильных ощущений, формирование положительных эмоций.
Материал: Песочница (деревянный ящик с сухим песком) ,кукла в одежде феи.
Ход занятия
Педагог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг «песочницы», прикрытой тканью.
Публикация «Занятия по программе „Песочная анимация“ в рамках тренингов с применением песочной терапии для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Мультипликация. Конспекты занятий
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная анимация
- Песочная терапия
- Темочки
Педагог: Здравствуйте! Ребята, сегодня к нам пришел песок, чтобы поведать свои тайны, рассказать интересные истории и сказки. Здесь, в нашей песочнице, живет Песочная Фея. Она очень веселая и знает много игр. Но раскрывать свои секреты она сможет только тем, кто готов соблюдать её законы. Песочная Фея редко показывается людям, но если мы настоящие волшебники- сможем её увидеть.
Педагог: Для этого нам необходимо встать вокруг песочницы, взяться за руки. И каждый должен назвать свое имя. ^
Дети. Я - Аня. Я - Рома. Я - Сережа
Педагог: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Мы с вами сегодня начнем знакомство с волшебной страной. Она не обычная, а песочная. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.
^Ритуал «входа» в Песочную страну :
Звучит музыка
Педагог: Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А еще желательно
Делать все внимательно!
Появляется Песочная Фея и приглашает детей к песочнице.
Игра с Песочной феей. Песочная фея приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана, символическое обозначение неба, воды и земли. При работе со старшими дошкольниками можно сразу придумать ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т. п.). Также дети с помощью Песочной феи обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.
Правила поведения в песочнице
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была
Правила:
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.
После игры в песке надо помыть ручки.
Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость. Фея хвалит каждого высказавшегося ребенка и предлагает поиграть с ней в разные игры.
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой, внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С вами захотел поздороваться один из обитателей песка.»
Дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.
Песочная фея. Сегодня мы с вами будем украшать наш песочный дом. Посмотрите, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуйте, как я. Придумайте свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
Упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Ведущий рисует пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Дети должны нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор ведущего. Вариант: ведущий рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Игра-упражнение «Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Предварительно необходимо познакомить ребят с животными, обитающими под землей.
Песочная фея. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Ведущий взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая детям нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хотите превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка ведущий аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотрите и делайте, как мой крот.
Ведущий погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка, а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
Рефлексия.
Ритуал «выхода» из Песочной страны
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
После произнесения этих слов ребята прощаются с Песочной Феей.
Занятие 2.
«Путешествие по песочной стране»
Цель: активизация действий с сухим и влажным песком, снижение психофизического напряжения,развитие тонкой моторики рук, воспитание эмоциональной отзывчивости.
Материал: Песочница (деревянный ящик с сухим песком», лейка с водой, кукла в одежде феи.
Ход занятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю поведать Песочной Фее о наших добрых делах (для младших детей). Но давайте договоримся, что Аня расскажет о том, какие добрые дела совершил Рома, Рома расскажет о Сереже, Сережа — о Кате (вариант для более старших) Так мы докажем Песочной Фее, что мы — настоящие волшебники. Ведь волшебники постоянно совершают добрые дела.
Ритуал «входа» в Песочную страну
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Песочная Фея, приди!
Открывается песочница, появляется Песочная Фея.
Фея приглашает отправиться в путешествие по Песочной стране.
Все вместе вспоминают правила работы в песочнице. (см занятие 1)
Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь ведущего, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Детям можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией. Ребенок вдыхает запах специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующей или расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Прежде чем приступить к игре Песочная Фея нам подсказывает, что песок должен быть влажным. А как это сделать?
Правильно, его нужно полить. Теперь приступайте!
Дети увлажняют песок, поливая из лейки.
Затем приступают к отпечатыванию следов на влажном песке.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
- Молодцы, а сейчас разровняем песок и по очереди нарисуем на песке каждый свое настроение.
По окончании работы ведущий предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья
Рефлексия занятия :
Ведущий: Дети, сегодня мы с вами вновь побывали в волшебной стране, встретились с Песочной Феей. Узнали, какой бывает песок. Чем отличается сухой песок от влажного. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей)
^ Ритуал «выхода» из Песочной страны
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
После произнесения этих слов ребята прощаются с Песочной Феей.