Интегрированное занятие «Знакомство с деревянным зодчеством Иркутска. История строительства деревянных домов»

Светлана Устиненко
Интегрированное занятие «Знакомство с деревянным зодчеством Иркутска. История строительства деревянных домов»

Конспект комплексного занятия в старшей группе

«Деревянная сказка. Знакомство с искусством резьбы

по дереву»

Задачи:

Продолжать знакомить детей с деревянным зодчеством города Иркутска. Познакомить с искусством резьбы по дереву и мастерами, выполняющими эту работу.

Дать знания о многообразии элементов деревянных узоров, основанных на изображении цветка и листка.

Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к историческим памятникам архитектуры родного города.

Активизация словаря: орнамент (рисунок, резьба (пропильная, рельефная, зодчий, розетка, лобзик.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с деревянными домами,

изготовление бревен (бумажных) для макетов старинных домов; целевая прогулка по ближайшему району «Дома в которых мы живем».

Оборудование и материалы:

Фото и иллюстрации с изображением деревянных домов,

аудиозапись песни про Иркутск, модель дома с элементами

узоров на окнах и без узоров на карнизе дома, трафареты узоров для изготовления орнамента, материал для аппликации.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стих - е:

Где зеленой тучей тополя

Застилают неба голубой простор,

С ясным солнцем повстречался я,

С ясными солнцем начал разговор:

- Солнышко, ты в блеске и тепле

Проплываешь у любых ворот,

Где всего прекрасней на земле

И какой понравился народ?

Каждый,- шепчет солнышко,- хорош,

Не могу обидеть никого,

А где ты родился и растешь,

Там дружок, прекраснее всего.

Вопросы к детям:

- Как называется наш родной город?

- За что вы любите свой город?

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с историей нашего родного города Иркутска, с его незабываемой стариной и деревянным зодчеством. Посмотрите на замечательные снимки деревянных домов, которым уже больше сотни лет. С любовью украшали хозяева свои деревянные дома затейливой резьбой. Вот об этом мы и поговорим сейчас.

2. Рассказ воспитателя о деревянной резьбе и о мастерах,

которые её делали. Показ иллюстраций с элементами разных узоров.

- С самого основания – Иркутск называли «рубленным городом». Таковым он был в течение нескольких столетий.

Неповторимое впечатление определялось его деревянным зодчеством. У нас еще сохранились деревянные кружева на иркутских домах, которые безропотно хранят историю веков. Мы постоянно восхищаемся искусством безвестных мастеров резьбы по дереву.

Мастера делали по шаблонам – пропильную резьбу: на доску по трафарету наносили узор, в нужных местах просверливались дырочки и по рисунку при помощи узкой

лучковой пилы (лобзика) эти отверстия соединялись в нужный орнамент. Эту резьбу мог выполнить всякий, кто владел пилой. А рельефную резьбу – только мастер.

Мастера по дереву украшали орнаментом наличники окон,

карнизы и крыши домов. Украшая дома мастера всегда подражали природе. Они создавали детали орнамента в виде пышных букетов цветов – ирисов, тюльпанов, гладиолусов, колокольчиков.

Иногда мастера применяли в работе все три типа резьбы:

рельефную, накладную и сквозную. И это создавало впечатление особой пышности и богатства.

Благодаря работе мастеров у нас сохранились старинные дома с деревянными узорами. Это памятники архитектуры и их нужно охранять и беречь. Каждый человек – и взрослый

и малыш – должен знать и ценить свою культуру, уважать свое прошлое.

Мы так много узнали, пора и отдохнуть (физкультминутка)

«Наши алые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит- лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают».

3. Предлагаю поиграть в дидактическую игру «Что забыл мастер?» Показ модели дома с украшенным окном, но без недостающих узоров на крыше и карнизе дома.

- Дети, что забыл сделать мастер? (ответы детей)

- Давайте поможем мастеру украсить дом орнаментом.

Дети обводят трафареты и вырезают узоры для крыши и карниза дома, коллективно украшают модель деревянного дома. По окончанию работы рассмотреть готовый дом и повторить название частей дома которые украшали (крыша, карниз, наличники, ставни, элементы узоров (листочки, бутоны цветов, дуги).

Прослушивание аудиозаписи песни про Иркутск.

4. Итог занятия.

Конспект комплексного занятия в старшей группе

«Знакомство с деревянным зодчеством Иркутска.

История строительства деревянных домов».

Задачи:

Познакомить детей с искусством деревянного зодчества

родного города Иркутска. Дать представление об особенностях архитектурного наследия деревянных домов.

Показать характерные и отличительные особенности деревянных строений (бревна, кровля, крыша, ставни на окнах, резные столбы, крыльцо, перила, фасад дома, конек)

Прививать любовь и уважение к народным ценностям своего родного города.

Предварительная работа:

Целевая прогулка «Дома в которых мы живем».

Конструирование домов из конструктора.

Свободное рисование эскизов домов.

Чтение художественной литературы: сказки –

«Теремок», «Заюшкина избушка», «Три поросенка».

Материалы и оборудование:

Иллюстрации разных домов (кирпичные, деревянные, панельные); репродукция картин И. Шишкина «Лес с горы» или «Зима»; рабочая тетрадь «как жили люди на Руси»; репродукции старого города Иркутска.

Ход занятия:

1. Воспитатель предлагает вопросы детям:

- В каком городе вы живете?

- Что интересного есть у нас в городе?

- Докажите, что вы живете в городе, а не в деревне?

- Какие дома стоят на улицах города?

- Какие части дома вы знаете? (стены, окна, двери,

двери, балконы)

Проводим игру «Четвертый лишний» по картинкам

(многоэтажные дома и одноэтажные, жилые дома и магазин, современные дома и деревянные дома)

2. ТРИЗ «Хорошо-плохо»

про деревянный дом - ПЛОХО: трудоемкая работа, может сгореть или сгнить,

всегда нужны дрова.

ХОРОШО: экологически чистый, доступный материал

(много леса, красивые деревянные узоры.

Рассказ воспитателя о строительстве деревянных домов:

- Лесов в Сибири всегда было много, поэтому изначально дома в Иркутске строили из дерева – «рубили срубы»,

«строили избы». Избы ставили из толстых бревен с помощью топора.

- Как вы думаете, какие деревья выбирали для строительства дома? (предположения детей)

- Для строительства выбирали ель и сосну, потому что древесина у них крепкая, надежная. (показ картин И. Шишкина). Дома строили большие для большой семьи.

Наши предки считали «Семья сильна, когда над ней крыша одна». Но не каждая семья самостоятельно справлялась с возведением родового дома, вот и приглашали мастеров

(плотников). Их главным инструментом был топор.

Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней,

украшали кровлю, ставни, наличники на окнах.

(выставить картинки с деревянным домом и его частями)

воспитатель продолжает рассказ с показом.

- Как же строили дома, с чего начинали и как все делали?

Давайте поиграем, отдохнем и продолжим наш разговор про дома с новыми силами. (физминутка)

- Для дома сначала заготавливали бревна: рубили деревья,

очищали их от коры и сучьев. Потом прикладывали бревнышко к бревнышку – возводили стены. Для крыши-

доски чесали топором. Два ската крыши сверху соединяли бревном, на конце которого выстругивали голову коня – делали конек. Скаты крыши напоминали крылья, а окна-

глаза дома. Над окнами крепились резные козырьки – наличники с резными ставнями. Как правило с южной стороны дома ставилось крыльцо. Его поддерживали резные столбы. Все крыльцо украшалось ажурными подзорами. На крыльцо вели ступеньки, для удобства делались перила. Люди называли крыльцо – «распахнутые руки дома», оно связывало его с улицей и соседями.

Русская изба действительно очень красивая. (показ макета

деревянного дома).

Стоит перед нами рубленая изба,

Светится на солнце.

- Сколько в ней красоты! Как талантливо все придумано и хитро сделано!

3. - Давайте вместе попробуем построить русскую избу,

я предлагаю вам научиться изготавливать части сруба – бревна- из бумаги. Эта работа очень трудоемкая и требует ловкости ваших пальчиков, давайте разомнем их.

(пальчиковая гимнастика)

Работа детей по изготовлению бревен (бумажные трубочки)

Обматывание на карандаши и приклеивание.

4. Итог занятия: Что мы нового узнали? Что научились делать? Что интересного запомнили? Как продолжим строить дом из приготовленных бревен?

Публикации по теме:

Конспект НОД «Томские резные терема» Тема " Томские - резные терема" Цель: Продолжать знакомить детей с достопримечательностями малой Родины - г. Томска. Познакомить детей.

«Тайны нашего города». Краеведение. Конспект занятия Конспект совместной познавательной деятельности в старшей группе: "Тайны нашего города" Программное содержание:I.1. познакомить детей с.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Интегрированное занятие «Знакомство с деревянным зодчеством Иркутска. История строительства деревянных домов»
Опубликовано: 26 февраля 2015 в 18:13
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Мультик в гости к нам пришёл» «Мультик в гости к нам пришёл» «Мультик в гости к нам...
Предлагаю Вашему вниманию занятие на тему мультипликации для детей 1 младшей группы. «Мультик в гости к нам пришел» составлен для детей 1 младшей группы,...
«Звёздная встреча»
Здравствуйте гости дорогие. Я рада приветствовать вас на нашей встрече, и сегодня она у нас сказочная. Я приглашаю Вас в очень добрую, волшебную сказку....
Картотека игр по речевому развитию детей на прогулке
МБДОУ детский сад № 2 «Журавушка» г. Шарья Костромская область КАРТОТЕКА ИГР ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРОГУЛКЕ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в старшей...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в старшей группе №2 ДОУ. Модель собачки. Выполнила: Токарева Дарья Николаевна....
Познавательно-творческий проект «Берегите елку»
«Берегите елку» Посмотрите как красив лес! И каждая ёлочка в нем – часть этой красоты! Ей понадобились годы, чтобы стать такой красавицей! И теперь вы...