Получи документы

Интегрированное занятие «Знакомство с деревянным зодчеством Иркутска. История строительства деревянных домов»

Светлана Устиненко
Интегрированное занятие «Знакомство с деревянным зодчеством Иркутска. История строительства деревянных домов»

Конспект комплексного занятия в старшей группе

«Деревянная сказка. Знакомство с искусством резьбы

по дереву»

Задачи:

Продолжать знакомить детей с деревянным зодчеством города Иркутска. Познакомить с искусством резьбы по дереву и мастерами, выполняющими эту работу.

Дать знания о многообразии элементов деревянных узоров, основанных на изображении цветка и листка.

Публикация «Интегрированное занятие „Знакомство с деревянным зодчеством Иркутска, История строительства деревянных домов“» размещена в разделах

Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к историческим памятникам архитектуры родного города.

Активизация словаря: орнамент (рисунок, резьба (пропильная, рельефная, зодчий, розетка, лобзик.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с деревянными домами,

изготовление бревен (бумажных) для макетов старинных домов; целевая прогулка по ближайшему району «Дома в которых мы живем».

Оборудование и материалы:

Фото и иллюстрации с изображением деревянных домов,

аудиозапись песни про Иркутск, модель дома с элементами

узоров на окнах и без узоров на карнизе дома, трафареты узоров для изготовления орнамента, материал для аппликации.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стих - е:

Где зеленой тучей тополя

Застилают неба голубой простор,

С ясным солнцем повстречался я,

С ясными солнцем начал разговор:

- Солнышко, ты в блеске и тепле

Проплываешь у любых ворот,

Где всего прекрасней на земле

И какой понравился народ?

Каждый,- шепчет солнышко,- хорош,

Не могу обидеть никого,

А где ты родился и растешь,

Там дружок, прекраснее всего.

Вопросы к детям:

- Как называется наш родной город?

- За что вы любите свой город?

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с историей нашего родного города Иркутска, с его незабываемой стариной и деревянным зодчеством. Посмотрите на замечательные снимки деревянных домов, которым уже больше сотни лет. С любовью украшали хозяева свои деревянные дома затейливой резьбой. Вот об этом мы и поговорим сейчас.

2. Рассказ воспитателя о деревянной резьбе и о мастерах,

которые её делали. Показ иллюстраций с элементами разных узоров.

- С самого основания – Иркутск называли «рубленным городом». Таковым он был в течение нескольких столетий.

Неповторимое впечатление определялось его деревянным зодчеством. У нас еще сохранились деревянные кружева на иркутских домах, которые безропотно хранят историю веков. Мы постоянно восхищаемся искусством безвестных мастеров резьбы по дереву.

Мастера делали по шаблонам – пропильную резьбу: на доску по трафарету наносили узор, в нужных местах просверливались дырочки и по рисунку при помощи узкой

лучковой пилы (лобзика) эти отверстия соединялись в нужный орнамент. Эту резьбу мог выполнить всякий, кто владел пилой. А рельефную резьбу – только мастер.

Мастера по дереву украшали орнаментом наличники окон,

карнизы и крыши домов. Украшая дома мастера всегда подражали природе. Они создавали детали орнамента в виде пышных букетов цветов – ирисов, тюльпанов, гладиолусов, колокольчиков.

Иногда мастера применяли в работе все три типа резьбы:

рельефную, накладную и сквозную. И это создавало впечатление особой пышности и богатства.

Благодаря работе мастеров у нас сохранились старинные дома с деревянными узорами. Это памятники архитектуры и их нужно охранять и беречь. Каждый человек – и взрослый

и малыш – должен знать и ценить свою культуру, уважать свое прошлое.

Мы так много узнали, пора и отдохнуть (физкультминутка)

«Наши алые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит- лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают».

3. Предлагаю поиграть в дидактическую игру «Что забыл мастер?» Показ модели дома с украшенным окном, но без недостающих узоров на крыше и карнизе дома.

- Дети, что забыл сделать мастер? (ответы детей)

- Давайте поможем мастеру украсить дом орнаментом.

Дети обводят трафареты и вырезают узоры для крыши и карниза дома, коллективно украшают модель деревянного дома. По окончанию работы рассмотреть готовый дом и повторить название частей дома которые украшали (крыша, карниз, наличники, ставни, элементы узоров (листочки, бутоны цветов, дуги).

Прослушивание аудиозаписи песни про Иркутск.

4. Итог занятия.

Конспект комплексного занятия в старшей группе

«Знакомство с деревянным зодчеством Иркутска.

История строительства деревянных домов».

Задачи:

Познакомить детей с искусством деревянного зодчества

родного города Иркутска. Дать представление об особенностях архитектурного наследия деревянных домов.

Показать характерные и отличительные особенности деревянных строений (бревна, кровля, крыша, ставни на окнах, резные столбы, крыльцо, перила, фасад дома, конек)

Прививать любовь и уважение к народным ценностям своего родного города.

Предварительная работа:

Целевая прогулка «Дома в которых мы живем».

Конструирование домов из конструктора.

Свободное рисование эскизов домов.

Чтение художественной литературы: сказки –

«Теремок», «Заюшкина избушка», «Три поросенка».

Материалы и оборудование:

Иллюстрации разных домов (кирпичные, деревянные, панельные); репродукция картин И. Шишкина «Лес с горы» или «Зима»; рабочая тетрадь «как жили люди на Руси»; репродукции старого города Иркутска.

Ход занятия:

1. Воспитатель предлагает вопросы детям:

- В каком городе вы живете?

- Что интересного есть у нас в городе?

- Докажите, что вы живете в городе, а не в деревне?

- Какие дома стоят на улицах города?

- Какие части дома вы знаете? (стены, окна, двери,

двери, балконы)

Проводим игру «Четвертый лишний» по картинкам

(многоэтажные дома и одноэтажные, жилые дома и магазин, современные дома и деревянные дома)

2. ТРИЗ «Хорошо-плохо»

про деревянный дом - ПЛОХО : трудоемкая работа, может сгореть или сгнить,

всегда нужны дрова.

ХОРОШО: экологически чистый, доступный материал

(много леса, красивые деревянные узоры.

Рассказ воспитателя о строительстве деревянных домов :

- Лесов в Сибири всегда было много, поэтому изначально дома в Иркутске строили из дерева – «рубили срубы»,

«строили избы». Избы ставили из толстых бревен с помощью топора.

- Как вы думаете, какие деревья выбирали для строительства дома? (предположения детей)

- Для строительства выбирали ель и сосну, потому что древесина у них крепкая, надежная. (показ картин И. Шишкина). Дома строили большие для большой семьи.

Наши предки считали «Семья сильна, когда над ней крыша одна». Но не каждая семья самостоятельно справлялась с возведением родового дома, вот и приглашали мастеров

(плотников). Их главным инструментом был топор.

Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней,

украшали кровлю, ставни, наличники на окнах.

(выставить картинки с деревянным домом и его частями)

воспитатель продолжает рассказ с показом.

- Как же строили дома, с чего начинали и как все делали?

Давайте поиграем, отдохнем и продолжим наш разговор про дома с новыми силами. (физминутка)

- Для дома сначала заготавливали бревна: рубили деревья,

очищали их от коры и сучьев. Потом прикладывали бревнышко к бревнышку – возводили стены. Для крыши-

доски чесали топором. Два ската крыши сверху соединяли бревном, на конце которого выстругивали голову коня – делали конек. Скаты крыши напоминали крылья, а окна-

глаза дома. Над окнами крепились резные козырьки – наличники с резными ставнями. Как правило с южной стороны дома ставилось крыльцо. Его поддерживали резные столбы. Все крыльцо украшалось ажурными подзорами. На крыльцо вели ступеньки, для удобства делались перила. Люди называли крыльцо – «распахнутые руки дома», оно связывало его с улицей и соседями.

Русская изба действительно очень красивая. (показ макета

деревянного дома).

Стоит перед нами рубленая изба,

Светится на солнце.

- Сколько в ней красоты! Как талантливо все придумано и хитро сделано!

3. - Давайте вместе попробуем построить русскую избу,

я предлагаю вам научиться изготавливать части сруба – бревна- из бумаги. Эта работа очень трудоемкая и требует ловкости ваших пальчиков, давайте разомнем их.

(пальчиковая гимнастика)

Работа детей по изготовлению бревен (бумажные трубочки)

Обматывание на карандаши и приклеивание.

4. Итог занятия : Что мы нового узнали? Что научились делать? Что интересного запомнили? Как продолжим строить дом из приготовленных бревен?

Публикации по теме:

Конспект НОД «Томские резные терема» Тема " Томские - резные терема" Цель: Продолжать знакомить детей с достопримечательностями малой Родины - г. Томска. Познакомить детей.

«Тайны нашего города». Краеведение. Конспект занятия Конспект совместной познавательной деятельности в старшей группе: "Тайны нашего города" Программное содержание:I.1. познакомить детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие «Знакомство с деревянным зодчеством Иркутска. История строительства деревянных домов»
Опубликовано: 26 февраля 2015 в 18:13
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД