Светлана Устиненко
Интегрированное занятие «Знакомство с деревянным зодчеством Иркутска. История строительства деревянных домов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия в старшей группе
«Деревянная сказка. Знакомство с искусством резьбы
по дереву»
Задачи:
Продолжать знакомить детей с деревянным зодчеством города Иркутска. Познакомить с искусством резьбы по дереву и мастерами, выполняющими эту работу.
Дать знания о многообразии элементов деревянных узоров, основанных на изображении цветка и листка.
Публикация «Интегрированное занятие „Знакомство с деревянным зодчеством Иркутска, История строительства деревянных домов“» размещена в разделах
- Иркутская область, Иркутск
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструктивно-строительные игры. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к историческим памятникам архитектуры родного города.
Активизация словаря: орнамент (рисунок, резьба (пропильная, рельефная, зодчий, розетка, лобзик.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с деревянными домами,
изготовление бревен (бумажных) для макетов старинных домов; целевая прогулка по ближайшему району «Дома в которых мы живем».
Оборудование и материалы:
Фото и иллюстрации с изображением деревянных домов,
аудиозапись песни про Иркутск, модель дома с элементами
узоров на окнах и без узоров на карнизе дома, трафареты узоров для изготовления орнамента, материал для аппликации.
Ход занятия:
1. Воспитатель читает стих - е:
Где зеленой тучей тополя
Застилают неба голубой простор,
С ясным солнцем повстречался я,
С ясными солнцем начал разговор:
- Солнышко, ты в блеске и тепле
Проплываешь у любых ворот,
Где всего прекрасней на земле
И какой понравился народ?
Каждый,- шепчет солнышко,- хорош,
Не могу обидеть никого,
А где ты родился и растешь,
Там дружок, прекраснее всего.
Вопросы к детям:
- Как называется наш родной город?
- За что вы любите свой город?
Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с историей нашего родного города Иркутска, с его незабываемой стариной и деревянным зодчеством. Посмотрите на замечательные снимки деревянных домов, которым уже больше сотни лет. С любовью украшали хозяева свои деревянные дома затейливой резьбой. Вот об этом мы и поговорим сейчас.
2. Рассказ воспитателя о деревянной резьбе и о мастерах,
которые её делали. Показ иллюстраций с элементами разных узоров.
- С самого основания – Иркутск называли «рубленным городом». Таковым он был в течение нескольких столетий.
Неповторимое впечатление определялось его деревянным зодчеством. У нас еще сохранились деревянные кружева на иркутских домах, которые безропотно хранят историю веков. Мы постоянно восхищаемся искусством безвестных мастеров резьбы по дереву.
Мастера делали по шаблонам – пропильную резьбу: на доску по трафарету наносили узор, в нужных местах просверливались дырочки и по рисунку при помощи узкой
лучковой пилы (лобзика) эти отверстия соединялись в нужный орнамент. Эту резьбу мог выполнить всякий, кто владел пилой. А рельефную резьбу – только мастер.
Мастера по дереву украшали орнаментом наличники окон,
карнизы и крыши домов. Украшая дома мастера всегда подражали природе. Они создавали детали орнамента в виде пышных букетов цветов – ирисов, тюльпанов, гладиолусов, колокольчиков.
Иногда мастера применяли в работе все три типа резьбы:
рельефную, накладную и сквозную. И это создавало впечатление особой пышности и богатства.
Благодаря работе мастеров у нас сохранились старинные дома с деревянными узорами. Это памятники архитектуры и их нужно охранять и беречь. Каждый человек – и взрослый
и малыш – должен знать и ценить свою культуру, уважать свое прошлое.
Мы так много узнали, пора и отдохнуть (физкультминутка)
«Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит- лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают».
3. Предлагаю поиграть в дидактическую игру «Что забыл мастер?» Показ модели дома с украшенным окном, но без недостающих узоров на крыше и карнизе дома.
- Дети, что забыл сделать мастер? (ответы детей)
- Давайте поможем мастеру украсить дом орнаментом.
Дети обводят трафареты и вырезают узоры для крыши и карниза дома, коллективно украшают модель деревянного дома. По окончанию работы рассмотреть готовый дом и повторить название частей дома которые украшали (крыша, карниз, наличники, ставни, элементы узоров (листочки, бутоны цветов, дуги).
Прослушивание аудиозаписи песни про Иркутск.
4. Итог занятия.
Конспект комплексного занятия в старшей группе
«Знакомство с деревянным зодчеством Иркутска.
История строительства деревянных домов».
Задачи:
Познакомить детей с искусством деревянного зодчества
родного города Иркутска. Дать представление об особенностях архитектурного наследия деревянных домов.
Показать характерные и отличительные особенности деревянных строений (бревна, кровля, крыша, ставни на окнах, резные столбы, крыльцо, перила, фасад дома, конек)
Прививать любовь и уважение к народным ценностям своего родного города.
Предварительная работа:
Целевая прогулка «Дома в которых мы живем».
Конструирование домов из конструктора.
Свободное рисование эскизов домов.
Чтение художественной литературы: сказки –
«Теремок», «Заюшкина избушка», «Три поросенка».
Материалы и оборудование:
Иллюстрации разных домов (кирпичные, деревянные, панельные); репродукция картин И. Шишкина «Лес с горы» или «Зима»; рабочая тетрадь «как жили люди на Руси»; репродукции старого города Иркутска.
Ход занятия:
1. Воспитатель предлагает вопросы детям:
- В каком городе вы живете?
- Что интересного есть у нас в городе?
- Докажите, что вы живете в городе, а не в деревне?
- Какие дома стоят на улицах города?
- Какие части дома вы знаете? (стены, окна, двери,
двери, балконы)
Проводим игру «Четвертый лишний» по картинкам
(многоэтажные дома и одноэтажные, жилые дома и магазин, современные дома и деревянные дома)
2. ТРИЗ «Хорошо-плохо»
про деревянный дом - ПЛОХО : трудоемкая работа, может сгореть или сгнить,
всегда нужны дрова.
ХОРОШО: экологически чистый, доступный материал
(много леса, красивые деревянные узоры.
Рассказ воспитателя о строительстве деревянных домов :
- Лесов в Сибири всегда было много, поэтому изначально дома в Иркутске строили из дерева – «рубили срубы»,
«строили избы». Избы ставили из толстых бревен с помощью топора.
- Как вы думаете, какие деревья выбирали для строительства дома? (предположения детей)
- Для строительства выбирали ель и сосну, потому что древесина у них крепкая, надежная. (показ картин И. Шишкина). Дома строили большие для большой семьи.
Наши предки считали «Семья сильна, когда над ней крыша одна». Но не каждая семья самостоятельно справлялась с возведением родового дома, вот и приглашали мастеров
(плотников). Их главным инструментом был топор.
Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней,
украшали кровлю, ставни, наличники на окнах.
(выставить картинки с деревянным домом и его частями)
воспитатель продолжает рассказ с показом.
- Как же строили дома, с чего начинали и как все делали?
Давайте поиграем, отдохнем и продолжим наш разговор про дома с новыми силами. (физминутка)
- Для дома сначала заготавливали бревна: рубили деревья,
очищали их от коры и сучьев. Потом прикладывали бревнышко к бревнышку – возводили стены. Для крыши-
доски чесали топором. Два ската крыши сверху соединяли бревном, на конце которого выстругивали голову коня – делали конек. Скаты крыши напоминали крылья, а окна-
глаза дома. Над окнами крепились резные козырьки – наличники с резными ставнями. Как правило с южной стороны дома ставилось крыльцо. Его поддерживали резные столбы. Все крыльцо украшалось ажурными подзорами. На крыльцо вели ступеньки, для удобства делались перила. Люди называли крыльцо – «распахнутые руки дома», оно связывало его с улицей и соседями.
Русская изба действительно очень красивая. (показ макета
деревянного дома).
Стоит перед нами рубленая изба,
Светится на солнце.
- Сколько в ней красоты! Как талантливо все придумано и хитро сделано!
3. - Давайте вместе попробуем построить русскую избу,
я предлагаю вам научиться изготавливать части сруба – бревна- из бумаги. Эта работа очень трудоемкая и требует ловкости ваших пальчиков, давайте разомнем их.
(пальчиковая гимнастика)
Работа детей по изготовлению бревен (бумажные трубочки)
Обматывание на карандаши и приклеивание.
4. Итог занятия : Что мы нового узнали? Что научились делать? Что интересного запомнили? Как продолжим строить дом из приготовленных бревен?