МААМ-картинки

Конспект занятия «Экологическое путешествие по маршруту Зимушки Зимы»

Елена Завалипенская
Конспект занятия «Экологическое путешествие по маршруту Зимушки Зимы»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

- систематизировать и расширить представления детей о взаимосвязи природы и человека;

- закреплять знания о сезонных изменениях в природе

- развить у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу

- развивать память, внимание, словесно-логическое мышление и диалогическую речь

-воспитывать интерес к исследовательской деятельности и бережное отношение к природе.

МАТЕРИАЛ, ОБОРУДОВАНИЕ.

Публикация «Конспект занятия „Экологическое путешествие по маршруту Зимушки Зимы“» размещена в разделах

Конверт с маршрутным листом, глубиномер (снегомер, конверты со слогами, картинки с изображением животных, птиц, дидактическое пособие «Следы животных», ширма с изображением лесной поляны, ширма со снежинками, костюм котенка, рюкзаки с дидактическим материалом и кормом для птиц, кукольный театр, стол, музыкальный центр, ноутбук, кормушка для птиц.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

• рассматривание иллюстраций;

• наблюдение на прогулке, экскурсии и беседы;

• чтение художественной литературы и разучивание стихотворений, песен, загадок, пословиц и поговорок;

• просмотр и прослушивание дисков;

• изготовление скворечников, кормушек, кормление птиц;

• работа на огороде и клумбах;

• труд в уголке растений.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в очередное экологическое путешествие (показ конверта) и пригласим с собой наших гостей. Но прежде давайте объясним им, что мы изучаем на занятиях по экологии и во время таких путешествий и экскурсий.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: (изучаем природу: живую (человек, растения, животные, птицы, насекомые, рыбы) и неживую (солнце, луна, камни, песок, вода, и т. д., проводим опыты, изучаем взаимосвязь между живой и неживой природой).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, ребята. Я уверена, что после такого подробного объяснения, наши уважаемые гости с удовольствием отправятся с нами в путешествие.

ОТВЕТ ГОСТЕЙ: (согласны, с удовольствием)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, вчера почтальон принёс вот этот конверт, в котором находится маршрутный лист нашего увлекательного путешествия. А вот кто нас приглашает попутешествовать вы должны отгадать! Слушайте внимательно:

Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я?. Ответ детей (зима)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, правильно отгадали. Что ж, давайте посмотрим, в каком направлении мы начнём движение, и, где находится наша первая остановка.

Рассматривание карты и выяснение местонахождения первой остановки: огород.

Дети совместно с взрослыми идут к огороду.

ОБРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ОГОРОДУ:

Батюшка наш огород!

Поклонюсь тебе с любовью —

Ты корми нас целый год

И капустой и морковью.

Угощай нас кабачком,

Сельдереем и лучком.

Воспитатель задает детям вопросы: Какие изменения происходят в огороде с приходом зимы? (Все заметает снегом.) А где же наш урожай? (Собрали и положили в погреб (подвал). А вы помните, что росло на наших грядках? (Да) А вот дорогие гости не знают. Давайте мы им загадки загадаем. Ну-ка гости, отгадайте, что росло у нас на грядках

Загадки об овощах читают дети:

*

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он…

Обжигает… Не лимон.

(Лук)

*

Огородная краля

Скрылась в подвале,

Ярко-жёлтая на цвет,

А коса-то, как букет. (Морковь)

*

Зелёная толстуха

Надела уйму юбок.

Стоит как балерина,

Из листьев пелерина.

(Капуста)

*

Он кусает, только вот,

Зубок есть, но где же рот?

Белый носит сюртучок.

Что же это? (Чесночек)

*

Бурая - не мишка,

В норке - но не мышка.

(Картошка)

*

Он бывает, люди, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это (перец)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы гости. А вот теперь вопрос к ребятам:что мы делали на огороде после уборки урожая? (вскапывали огород). А зачем? (уничтожаются сорняки и вредители, лучше задерживается и впитывается влага). Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим от холода и ветра.) Если много снега в огороде — это плохо или хорошо. (Хорошо, много влаги.) Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет.) Где больше снега — у забора или в центре? (У забора) Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к забору, что в этих местах он не разносится ветром.) А вот сейчас мы и проверим: правильно ли вы отвечаете.

Исследовательская деятельность.

Измерить глубину снега снегомером в разных частях огорода, определить, что легче снег или земля.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, у нас снег задерживается на огороде за счет забора, а как же на полях? (там сажают лесополосы – деревья, посаженные в несколько рядов). Вспомните, пожалуйста, фамилию ученого, предложившего такой способ (Докучаев Василий Васильевич)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Какие вы молодцы. Ой, а здесь конверт. А что в нем посмотрите и нам всем покажите (слог «МО»). Ребята, пора нам дальше продолжить своё путешествие. У нас ещё несколько остановок.

Движение по маршруту.

Остановка «Животные».

Собака Филя: Здравствуйте.

Ответы детей.

Филя: А что вы здесь делаете?

Воспитатель: У нас экологическое путешествие. Мы движемся по маршруту зимушки зимы.

Филя: Ой, тогда вам ко мне. Зимушка зима приготовила для вас вопросы и задания. Вы готовы отвечать?

Ответы детей.

Филя: Хорошо, но прежде скажите мне пожалуйста: вот вас здесь много: и взрослых, и детей. А как вас всех можно назвать одним словом?

Ответы детей (люди, человек).

Филя: Правильно, а я кто?

Ответы детей (собака, дом. животное, животное).

Филя: Молодцы. Вот и поговорим мы с вами сегодня о животных.

1 вопрос: каких животных вы знаете?

Ответы детей (перечислить).

Филя: Какие молодцы, сколько животных вы знаете! А вот вы назвали и птицу. А разве птица – это животное?

Ответы детей (животное, тело которой покрыто перьями и есть крылья).

Филя: Ой, какие умнички. А вот скажите: столько животных вы назвали, а они, что живут все в одном месте?

Ответы детей (нет, в разных)

Филя: а почему?

Ответы детей (каждое животное приспособлено к определённому климату, одни живут в холодных краях, другие только в жарких, а есть те, которые переносят и холод, и жару –животные нашего края).

Филя: назовите мне жителей холодного края (ответы детей, а теперь жителей жарких стран (ответы детей). Ну а теперь животных нашего края (ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а каких животных называют редкими? (их осталось мало и они занесены в красную книгу, их нельзя убивать, охотиться нельзя). Приведите примеры таких животных (бобер, снежный барс, уссурийский тигр, морской котик, морж и т. д.)

ФИЛЯ: Ребята, а какое сейчас время года? (ответы детей).

Расскажите, как живут зимой животные в лесу.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Медведь спит. А среди зимы у медведицы появляются детеныши - крошечные медвежата. И еж спит, его тоже засыпало снегом.

Белка ест свои запасы. А лиса и волк бегают в поисках пищи. Лиса чует мышей, которые бегают под снегом по снежным коридорам. Она долго принюхивается, потом начинает прыгать на снегу, а мыши, испугавшись, выбегают.

Зайчик весь день сидит под кустом. Снег белый, и заяц белый - его и не видно. А ночью поскачет косой искать пищу: кору погрызет у деревьев, особенно он любит осину. Лосю лесники заготавливают на зиму сено и ветки.

Филя: а следы каких животных мы можем увидеть в наших лесах зимой? (Ответы детей).

Филя: Сегодня ночью шёл снег и на лесной опушке видны следы животных. Вот вам задание: постарайтесь различить, где чьи следы.

Работа с карточками: узнавание следа и прикрепление к следу карточки с животным.

Филя: так, так, так. Всё правильно.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете: будет след моей обуви отличаться от вашей? (да). А чем? (размером и рисунком).

Филя: Молодцы, ребята. А у меня для вас сюрприз! (Звучит музыка и выбегает ребёнок в костюме котёнка. Дети исполняют песню с движениями.)

Филя: вот конверт, который просила передать вам зимушка зима.

Дети открывают конверт и читают на карточке слог «ЛО».

ВОСПИТАТЕЛЬ: что ж Филя, спасибо тебе за нашу встречу, но нам пора продолжить своё путешествие: в нашем маршруте ещё одна остановка.

Дети прощаются, смотрят на карту и продолжают свой путь.

Каркуша: Здравствуйте, ребята и взрослые (ответы детей). А я тут вас давно уж поджидаю: с дерева на дерево перелетала, в окошко заглядывала. А вас всё нет да нет. Думала уж, что случилось. Пришлось вот самой к вам прилететь.

Воспитатель: Да нет, Каркуша, мы сегодня путешествуем по маршруту Зимушки зимы, поэтому и чуть-чуть задержались.

Каркуша: Знаю, знаю. Была она у кормушек, про ребят всё выспрашивала: хорошие или плохие, добрые или злые, умные ли. А я ей всё нахваливала вас да нахваливала. Говорю: скворечники сделали, кормушки развесили, корм каждый день приносят. Даже музыкальный стан нам сделали. А она мне: «Сделать то для вас вижу многое сделали. А вот много ли они о вас знают. Вот в чём вопрос». И оставила для вас вопросики разные. Вы уж постарайтесь на них ответить, пожалуйста.

Ответы детей (постараемся, хорошо, да.)

Каркуша: Ну что ж начнём.

1 вопрос: Птицы подразделяются на ….

Ответы детей (зимующих и перелётных, диких и домашних).

Каркуша: Ну, я ж говорила: молодцы!

2 вопрос: почему одних птиц называют перелётными, а других зимующими?

Ответы детей (перелётные птицы - это птицы, улетающие на зиму в теплые края, а весной назад возвращаются; не переносят холод и им нечем питаться, приходится улетать в теплые края, а весной назад возвращаться; а зимующие у нас зимуют).

Каркуша: 3ворос: назовите перелётных птиц.

Ответы детей (грач, скворец, гусь, лебедь, ласточка и т. д.)

Каркуша: а теперь зимующих

Ответы детей (сорока, ворона, воробей, галка, снегирь, голубь, синичка, дятел и т. д.)

Каркуша: Ну, говорю ж: умные дети, у-м-н-ы-е. Ребята, а давайте поиграем. Если я назову перелетную птицу – “летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА. Дети идут под музыку и поют: “Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не зевать, только верно показать”. (Воробей, ласточка, синица, ворона, грач, сорока, соловей).

Каркуша: Ребята, а зимушка зима приготовила для вас ещё и голосовую проверку.

Звучит запись с голосами птиц. Дети отгадывают.

Каркуша: Молодцы ребята, всё правильно отгадали.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, а чем мы можем помочь зимующим птицам?

Ответы детей (класть корм в кормушки).

Воспитатель: Правильно. Ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать. Сегодня мы поиграем в словесную игру «Птички на кормушках» и вспомним, какие птицы прилетают к нашим кормушкам и чем мы их кормим (на столе — картинки-вставки: назвали птичку, нашли картинку с её изображением и прикрепляем к кормушке).

1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это? (воробей)

2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это? (синичка)

3. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели, нахохлившись, и клевали ягоды рябины. Кто это? (снегирь)

4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг? (голубь)

5. В пятницу прилетели ещё птицы. Отгадайте: кто это?

Свои ответы дети сопровождают показом картинки и прикреплением к кормушке.

1)Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её.

(Сорока)

2)На дереве сидела я

И сыр во рту держала,

А мимо дерева лиса

Близёхонько бежала.

Кто я? Знаете?

А ну отгадайте!

(ворона)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы. Ребята, а как вы думаете: на какой из наших кормушек будет прилетать больше птиц (ответы детей). Зима только началась и время для наблюдений у нас ещё много. Вот мы и понаблюдаем: отчего зависит количество птиц на разных кормушках: от цвета или от корма.

Далее звучит песня в исполнении детей, воспитатель вместе с детьми насыпает свежий корм в кормушки.

Каркуша: А теперь мне к зимушке зиме пора, рассказать ей, какая здесь живет замечательная детвора. А вот вам и занятие на досуге, примите подарок от старой подруги. Дарю на память мой портрет, я вам нравлюсь здесь, да или нет? (Достает из сумочки рисунки и раздает детям)

Воспитатель: Конечно, Каркуша, ты самая красивая птица на свете, правда, дети? (Да. Спасибо, Каркуша).

Каркуша: Ой, ребята, я же забыла: вам зимушка – зима конверт передала. Дети открывают конверт и читают слог «дец».

Каркуша: Ребята, напомню вам: ЛЮБИТЕ ПРИРОДУ, ОТНОСИТЕСЬ К НЕЙ БЕРЕЖНО. ВЕДЬ ВСЕ НА ЗЕМЛЕ ВЗАИМОСВЯЗАНО.

Ответы детей (да, конечно, обязательно)

Воспитатель: Вот наше путешествие и подошло к концу, а кто хорошо занимался, тот (выкладываем слово из слогов, полученных на остановках): «МОЛОДЕЦ». А на прощанье скажем всем: «До свиданья и спасибо за вниманье!» А в группе нас ждут угощения от зимушки – зимы: чай с пирожками.

Публикации по теме:

Конспект НОД «В гостях у Зимушки-зимы» для средней группы ДОУ Цель: Создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей детей. Задачи: • Активизировать словарь по темам «Зима».

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Проказы зимушки — зимы» Цели: закреплять навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10; закреплять умение правильно отвечать на вопросы: сколько? на.

Конспект занятия (речевого досуга) по развитию связной речи во второй младшей группе «Забавы Зимушки-зимы» Конспект занятия (речевого досуга) по развитию связной речи во второй младшей группе Забавы Зимушки – зимы. Цель: Закрепление и обогащение.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по весеннему маршруту» «Путешествие по весеннему маршруту» Задачи: уточнить и расширить словарь по теме «Весна»; совершенствовать грамматический.

Квест-игра «Сюрпризы Зимушки-Зимы» (старшая группа) Конспект квест-игры «Сюрпризы Зимушки-зимы»(старшая группа) Первый этап. Оборудование: Яркая, привлекательная снежинка. Ход игры: Взрослый.

Квест «В поисках сюрпризов от Зимушки-зимы» (средняя группа)Квест «В поисках сюрпризов от Зимушки-зимы» (средняя группа) Квест «В поисках сюрпризов от Зимушки-зимы» Задачи: стимулировать интерес к игре, развивать логическое мышление, находчивость, умение отгадывать.

Логопедическое пособие по формированию связной речи «Волшебная книга Зимушки-зимы»Логопедическое пособие по формированию связной речи «Волшебная книга Зимушки-зимы» Ольга Кущенко Логопедическое пособие по формированию связной речи "Волшебная книга Зимушки-зимы" Игра 1. Цель: учить детей составлять.

Положение о проведении смотра-конкурса участков «Царство Зимушки-зимы» Положение о проведении смотра-конкурса участков «Царство Зимушки-зимы» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в целях.

Конспект занятия «Проказы Зимушки-зимы» Алгоритм проведения Стук в дверь. Воспитатель выходит и возвращается с конвертом. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? Дети:.

В гостях у Зимушки-Зимы В гостях у Зимушки-Зимы Воспитатель беседует с детьми о зиме: «Ребята, какое сейчас время года? Как вы догадались? А деда Мороза и Зиму.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Экологическое путешествие по маршруту Зимушки Зимы»
Опубликовано: 19 июля 2017 в 18:43
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Экологическое путешествие по маршруту Зимушки Зимы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Завалипенская (УИ 393243) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД