Здоровьесберегающие технологии в деятельности воспитателя в условиях перехода на ФГОС в современном ДОУ

марина клеванец
Здоровьесберегающие технологии в деятельности воспитателя в условиях перехода на ФГОС в современном ДОУ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

1.1 Пестование.

1.2 Стретчинг

1.3 Технологии обучения здоровому образу жизни

Глава 2

Технологии валеологического просвещения родителей.

2.1 Семья и детский сад

2.2 Процесс организации единого здоровье сберегающего пространства ДОУ и семьи

Глава 3

Результативность воспитательно-образовательного процесса

3.1 Задачи взрослых

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский.

В августе 2013г Совет Минобразования науки по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) утвердил федеральный стандарт дошкольного образования.

Неоспорима уникальность и само ценность дошкольного детства, важнейшего периода развития ребенка, в ходе которого закладываются основы культуры и потребности в здоровом образе жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у ребенка базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Здоровье детей является одним из центральных вопросов стандартизации дошкольного образования, т. к. качество освоения воспитанниками дошкольной образовательной программы во многом зависит от уровня физического развития, здоровья воспитанников.

Задача ФГОС ДО: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая в частности: гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей

Цель: данных технологий, это обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада с привлечением всех участников воспитательно-образовательного процесса

Задачи:

-сформировать у ребенка необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

-добиться осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека

-дать ребенку уверенность в себе, в окружающих его людях, (ребенок должен знать, что его любят) создавая эмоционально положительную атмосферу как в группе, так и в ДОУ в целом

-направить на объединение усилий всего персонала учреждения, не только педагогов, а так же родителей и самое главное – самих детей, для сохранения, укрепления и развития здоровья.

-повышения результативности воспитательно-образовательного процесса, применения в работе здоровье сберегающих педагогических технологий.

Актуальность

Здоровье детей является одним из центральных вопросов стандартизации дошкольного образования, т. к. качество освоения воспитанниками дошкольной образовательной программы во многом зависит от уровня физического развития, здоровья воспитанников.

Задача ФГОС ДО: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая в частности: гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей. Проблема здоровья является актуальной во все времена. Появление отклонений в физическом развитии ребенка дошкольного возраста, как правило, свидетельствуют о нарушении двигательного режима, правильности питания, соблюдении режимных моментов, крайне важных в этом возрасте.

Именно поэтому вопрос укрепления здоровья с привлечением всех участников воспитательно-образовательного процесса, стал для нас одним из главных. В нашем детском саду, ведется систематическая работа, направленная на объединение усилий всего персонала учреждения, не только педагогов, а так же родителей и самое главное – самих детей, для сохранения, укрепления и развития здоровья.

Основная цель данных технологий, это обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада. Воспитателю в тандеме с родителями (законными представителями, необходимо, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, добиться осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, воспитание валеологической культуры.

Основная часть

Здоровьесберегающие технологии, используемые в системе работы нашей ДОО, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

1. приобщение детей к физической культуре

2. использование развивающих форм оздоровительной работы.

Вся работа ведется в комплексе, результат заключается в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.

Воспитатели в своей деятельности используют три основные группы здоровье сберегающих технологий:

Цель: данных технологий, это обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада с привлечением всех участников воспитательно-образовательного процесса

Задачи:

-сформировать у ребенка необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

-добиться осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека

-дать ребенку уверенность в себе, в окружающих его людях, (ребенок должен знать, что его любят) создавая эмоционально положительную атмосферу как в группе, так и в ДОУ в целом

-направить на объединение усилий всего персонала учреждения, не только педагогов, а так же родителей и самое главное – самих детей, для сохранения, укрепления и развития здоровья.

-повышения результативности воспитательно-образовательного процесса, применения в работе здоровье сберегающих педагогических технологий.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, динамическая гимнастик, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

Хочется особо рассказать о не заслуженно забытой технологии которую нельзя назвать новой, использовать ее наши воспитатели начинают с первых дней пребывания ребенка в детском саду. И так, младший возраст - возраст для адаптации ребенка в ДОУ в целом, так и в коллективе. Педагоги работают индивидуально с каждым ребенком (воспитанником, для того что бы ребенок приобрел уверенность в себе, в окружающих его людях, (ребенок должен знать, что его любят) создавая эмоционально положительную атмосферу как в группе, так и в ДОУ в целом.

1.1 Пестование.

Работая с ребенком в группе, наши педагоги вводят в практику давно забытую технологию Пестования. Почему технология – потому что это системный метод создания, применения и определения всего процесса передачи и усвоения знаний, воспитания, как детьми, так и взрослыми участниками образовательного процесса.

Пестование - это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Использование художественного слова, путем подбора потешек, пестушек и применение тактильного контакта с ребенком, путем поглаживания, либо легких массажных движений. Оказывается, все старославянские игры для самых маленьких – и не игры вовсе, а лечебные процедур, (такие игры, как Сорока ворона и т. д.) . Такой вид деятельности позволяет как взрослому, так и ребенку в первую очередь получить положительный эмоциональный настрой. Данный метод включает в себя различные технологии, как релаксации, пальчиковой гимнастики и др.

Три колодца

Это, пожалуй, самая забытая из “лечебных игр”.

Игра строится на “легочном меридиане” — от большого пальца до подмышки.

Начинается с поглаживания большого пальца:

— Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…

Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:

— Здесь вода холодная, — нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды.

Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:

— Здесь вода теплая, — мы регулируем работу легких.

Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили “массаж легких”) :

— Здесь вода горячая…

— А тут кипяток! — Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется — а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.

Начинайте прямо сейчас. Такие игры весьма кстати: и развлечение, и профилактика от гриппа.

Чаще всего используем в младшем возрасте, обучаем и рассказываем о важности тактильного общения особенно родителей и ребенка на родительских собраниях.

Можно смело сказать, что в младшем возрасте это метод эмоциональной разгрузки, в более старшем возрасте 4-7 лет при проведении режимных моментов (умывание, сон, прием пищи, одевание и т. д., важна роль художественного слова и приемов само массажа.

1.2 Стретчинг

Одна из любимых детьми и педагогами это - стретчинг технология– обязательно с элементами игры, либо сказки, т. к. полную гармонию при использовании данной технологии удается достичь лишь играя. В настоящее время появилось много разных форм физкультурно-оздоровительной работы. И самая, по мнению специалистов, эффективная методика, это игровой стретчинг.

Стретчинг — это система статических растяжек.

Любое движения вашего тела, это растяжка:

Глубокий вдох

Улыбка

Наклоны

Перегибы корпуса и т. д. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность

Упражнения стретчинга появились на базе упражнений лечебной физкультуры.

Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.

Занятия игровым стретчингом с детьми от 4-х лет показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения не только со взрослыми, но и между собой. А близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения. Упражнения направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность

Задачи:

Способствовать повышению двигательной активности;

Способствовать снижению мышечного напряжения, повышению эластичности мышц;

Улучшать настроение, поднимать самооценку, создавать ощущение комфорта и спокойствия в целом.

Структура оздоровительной гимнастики

Оздоровительная гимнастика состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной.

I. Вводная часть (3-4 минуты) .

Осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Подготовка организма ребёнка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия.

В содержание вводной части входят: подвижные коммуникативные игры, специальные упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.

II. Основная часть (10-15минут) .

В этой части используются упражнения суставной гимнастики, стретчинга, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребёнка, воспитываются физические качества детей.

Подвижная игра – также составляющая основной части занятия. Подбор их осуществляется в зависимости от сложности предыдущих действий.

III. Заключительная часть (3-5 минут) .

В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и перехода к другим видам деятельности. Выполняются упражнения на релаксацию в игровой форме, проводится само массаж, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, беседы о здоровье.

Все у кого есть ребенок, знают, что заставить его заниматься физическими

упражнениями очень не легко. Но это очень необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движения.

Вашему вниманию предлагается несколько упражнений игрового стретчинга, это и физические занятия, и игра, где дети через образ выполняют упражнения и открывают для себя интересный мир движения:

«Тянемся к солнцу» — поставить ноги чуть шире плеч, соединить руки в замке, потянуться вверх ладонями, приподнимаясь на носки. Удерживайте положение 10 — 60 секунд.

При этом упражнении растягиваются мышцы спины, вытягивается позвоночник.

«Велосипед» —лечь на спину, руки положить на голову. Поднять ноги, носки оттянуть. Попеременно выпрямлять и сгибать ноги, не касаясь при этом пола.

Оказывает большое воздействие на поджелудочную железу, что предохраняет от диабета. Восстанавливает и отчищает органы пищеварения.

«Ходьба» — сеть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты, руки в упоре сзади — высокий упор. Попеременно тянуть носки на себя.

Предупреждает развитие плоскостопия, способствует развитию подвижности суставов ног, улучшению осанки.

«Кошка» — встать на четвереньки, спина прямая. На раз! — поднять голову, максимально прогнуть спину. На два! — опустить голову, максимально выгнуть спину.

Избавляет от скованности позвоночника и его деформации. Помогает детям разработать мимические мышцы и выражение эмоций.

«Змея» — лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре возле груди на полу. Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад. Живот лежит при этом на полу. Задержатся на некоторое время, затем медленно вернуться в исходное положение.

Повышает внутриполостное давление, прямые мышцы брюшного пресса растягиваются. В результате обильного притока крови к позвоночнику и симпатическим нервам все внутренние органы обильно снабжаются кислородом и питательными веществами. Все упражнения выполняются без какого либо воздействия со стороны, так как человеческое тело само по себе тренер. При использовании любой из технологий, не забываем об игре, т. к. игра – это ведущий вид деятельности ребенка. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру.

«Дошкольный ребёнок - человек играющий, обучение и воспитание входит в жизнь ребенка через ворота детской игры. Важно что бы ребенок с детства приобрел веру в себя и в тот мир, в котором он живет. Ведь ребенок, который с детства испытывает базовое недоверие к миру, рано или поздно может стать невротиком.

Следующий вид используемых нами технологий, это

1.3 технологии обучения здоровому образу жизни, такие как : Физкультурное занятие - 3 раза в неделю. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Одно из занятий в обязательном порядке, согласно расписанию проходит на улице; проблемно-игровые ситуации; коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей.

В утренние часы проведение точечного массажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Глава 2 Технологии валеологического просвещения родителей.

2.1 Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

2.2 Процесс организации единого здоровье сберегающего пространства ДОУ и семьи

В процессе организации единого здоровье сберегающего пространства ДОУ и семьи, используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; проведение совместных мероприятий спортивного и досугового характера (наиболее действенная форма) ; педагогические беседы на родительских собраниях; анкетирование обязательно; консультации для родителей воспитанников не посещающих дошкольное учреждение; дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение - основа здоровья», и т. д.) .

Глава 3

Результативность воспитательно-образовательного процесса

Применение в работе здоровье сберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Так, к примеру, при списочном составе воспитанников – 58ч. в 2012 и 2013гг число случаев заболеваний за год составляло в среднем 30единиц;

Однако уже в 2014-2015уч. году при увеличении списочного состава воспитанников более чем на 50%, удалось снизить заболеваемость детей до 28 случаев при составе воспитанников численностью – 73 ребенка.

3.1 Задачи взрослых

Задачей взрослых в современной действительности, в век информатизации, когда на ребенка буквально обрушивается шквал информации (не всегда полезной в том или ином возрасте, помочь сохранить здоровье ребенку, различными способами, в том числе и путем личного примера. Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он должен быть направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Мы должны учитывать, что дети приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Нужно сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями.

Заключение

Педагогическая значимость данной работы заключается в том, что в период развития ребенка, в ходе которого закладываются основы культуры и потребности в здоровом образе жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у ребенка базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Список используемой литературы

www//nsportal/ru.

Сулим Е. В. Здоровый малыш. занятия по физкультуре в детском саду.

Ахутина Т. В. Здоровье сберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход, 2000.

Ковалько В. И. Здоровье сберегающие технологии. – М. : ВАКО, 2007.

Сивцова А. М. “Использование здоровье сберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.

Смирнов Н. К. “Здоровье сберегающие образовательные технологии в работе педагога”

Публикации по теме:

Проектирование реализации технологии социального партнёрства с родителями в условиях ФГОС Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребёнка, формируются.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС». Мы живём в непростое время, которое предъявляет нам высокие.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС (из опыта работы) «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение.

Областной семинар «Проектирование образовательного процесса в ДОО в условиях перехода на ФГОС» (фотоотчёт)Областной семинар «Проектирование образовательного процесса в ДОО в условиях перехода на ФГОС» (фотоотчёт) В Мысковском городском округе прошёл постоянно действующий семинар «Деятельность дошкольных образовательных организаций в условиях перехода.

Организации деятельности старшего воспитателя по повышению квалификации педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС до Организации деятельности старшего воспитателя по повышению квалификации педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО» Актуальность. Для педагогических.

Родительское собрание во второй группе раннего возраста. Здоровье-сберегающие технологии в ДОУ Родительское собрание во второй группе раннего возраста.» Здоровье-сберегающие технологии в ДОУ, как средство повышения уровня педагогической.

Сотрудничество воспитателя и семьи в условиях реализации ФГОС Слайд 2 Тема: «Сотрудничество воспитателя и семьи в условиях реализации ФГОС». ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в.

Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС до (из опыта работы воспитателя) «Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» из опыта работы воспитателя младшей разновозрастной группы.

Здоровье сберегающие технологии в режимных моментах групп ДОУ Сегодня мы поговорим о формировании основ ЗОЖ в режимных моментах. Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе - это в.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС до Введение ФГОС ДО (Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) влечет за собой новое теоретико-методическое.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в деятельности воспитателя в условиях перехода на ФГОС в современном ДОУ
Опубликовано: 14 июля 2016 в 20:42
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 февраля. День юных скульпторов на МААМ

Очередной тематический день предлагаем посвятить знакомству детей с важным видом искусства – скульптурой; с декоративной и монументальной её разновидностями. Разумеется, кроме познавательных занятий сто...

27 февраля. Международный день полярного медведя

«Белый лед и мишка — бел, шубку теплую надел» — очередной тематический день посвящен хозяину Севера, белому медведю. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об...

Мероприятие посвящённое знакомству с творчеством Фазу Алиевой
Кухарева Ирина Мероприятие посвящённое знакомству с творчеством Фазу Алиевой. Цель: Расширить и углубить знания детей о поэтессе Ф. Г. Алиевой и её...
Фотоотчет «Фестиваль неторопливости в старшей группе к Международному Дню...
26 февраля , отмечают очень оригинальный международный праздник – День неторопливости . Лозунг этого дня – «Не торопись и насладись моментом! » . В...
Сценарий утренника к 8 Марта для детей младшей группы «Роза Барбоскина в гостях у ребят»
Оборудование: разрезные картинки семьи Барбоскиных – 3 штуки, платочки, шумовые музыкальные инструменты, мягкие игрушки по количеству детей, рюкзачок с...