Лучший педагог года

Здоровье сберегающие технологии в детском саду — залог успешного развития ребенка

Алевтина Геннадьевна Дементьева
Здоровье сберегающие технологии в детском саду — залог успешного развития ребенка

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Публикация «Здоровье сберегающие технологии в детском саду — залог успешного развития ребенка» размещена в разделах

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и взрослого. Данная система включает в себя комплекс эффективных лечебно-профилактических мер.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Достижение данной цели возможно только в случае объединения усилий педагогов, медиков и родителей. Совместная деятельность детей и взрослых, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы :

- Приобщение детей к физической культуре.

- Использование развивающих форм оздоровительной работы.

В основе здоровьесберегающих технологий лежат принципы психологии и педагогики: природосообразности, ндивидуальной обусловленности, культуросообразности, гуманизма и т. д.

Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно разделить на три подгруппы:

1. Организационно-педагогические, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.

2. Психолого-педагогические, связанные с непосредственной работой педагога с детьми.

3. Учебно-воспитательные, которые включают программы по обучению детей и родителей заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

В нашем детском саду созданы все условия для реализации здоровьесберегающего процесса :

1. Изучена научно-методическая литература, создан банк информации по проблеме здоровьесберегающего пространства.

2. Создана материально-техническая база, способствующая психическому и физическому здоровью : предметно-развивающая среда способствует эмоциональному благополучию всех субъектов воспитания: ребенок-воспитатель, ребенок-ребенок, ребенок-родитель, воспитатель-родитель; разработана система программного обеспечения для каждой возрастной группы; разработана модель физкультурно-оздоровительной работы; разработана модель выпускника дошкольного учреждения.

3. Внедрены и апробированы здоровьесберегающие технологии, способствующие развитию личностных качеств и сохранению здоровья воспитанников.

Работа по здоровьюсбережению осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием воспитателей, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, медсестры и врача-педиатра и начинается с приходом детей в детский сад. Утренняя гимнастика — это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней: это ритмическая гимнастика, сюжетные танцы, подвижные игры, оздоровительный бег, гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них, гимнастика по интересам и игры по желанию детей.

Воспитание здорового ребенка осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности по физкультуре. Форма организации данной деятельности гибка и разнообразна: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная, сюжетно-игровая, тренировочного типа, тематическая, по интересам.

Во все виды деятельности, режимные моменты обязательно включены: корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, релаксация, бодрящая гимнастика после сна

Нельзя не сказать о закаливании. Закаливание, важное звено в системе здоровьесбережения. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание детей в детском саду предусматривает нахождение детей в помещении в облегченной одежде. Нужна специальная утренняя гимнастика в хорошо проветренном помещении. Также, совершенно необходимо приучать детей при дневном сне спать без маек при температуре в спальной комнате не выше 18 градусов. При этом температура под одеялом должна быть приблизительно 39 градусов. Подобная разница температур – прекрасная тренировка для терморегуляционного аппарата. Вполне можно для закалки иногда предлагать ребенку пройти по полу босиком. Умывание прохладной водой, полоскание полости рта после каждого приема пищи, с постепенным понижением температуры воды также являются эффективным средством профилактики простудных заболеваний.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего вида деятельности и погодных условий. На прогулке дети в достаточной степени могут реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, мы используем разнообразные формы работы: открытые мероприятия с детьми и родителями; педагогические беседы - общие и групповые родительские собрания; консультации; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.

Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями» «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т. д.).

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Список литературы:

1. Балашова В. А., Степаненко В. П., Бекетова JI.M. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения» // Завуч. 2000. - № 4. - с. 65-

2. Волосникова Т. Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения. Диссертация канд. пед. наук. Санкт - Петербург, 1999.-137с.

3. Выготский JI.C. Развитие игры в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии. 1996. - № 6.

4. Гудонис В. П. Здоровье как необходимое основание детства. // Мир психологии. Москва — Воронеж. 2000. - № 1.-е. 108-121.

5. Павлова М. А. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. - М. : Изд. Учитель -186 с.

Публикации по теме:

Физическое воспитание в детском саду. Нестандартное физкультурное оборудование для детей младшего дошкольного возрастаФизическое воспитание в детском саду. Нестандартное физкультурное оборудование для детей младшего дошкольного возраста Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровье сберегающие технологии в детском саду — залог успешного развития ребенка
Опубликовано: 28 февраля 2015 в 12:19
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД