Марина Бунина
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Главное богатство – это здоровье.
Р. В. Эмерсон
Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь).
Ядро любой технологии : цель - средства - правила их использования - результат.
Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
– это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Здоровье сберегающая технология
это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Основные задачи здоровьесберегающих технологий в системе ОНР :
способствовать максимально полноценному раскрытию общих и речевых возможностей детей в русле развивающей педагогики оздоровления;
Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения
педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся «Закона об образовании»
предусматривает пункт 4 пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
пункт 5 организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики.
Ученые-физиологи говорят, что любой вид образовательной деятельности у детей связан с большим напряжением нервной системы. Большая нагрузка ложиться на зрение, слух, кисти рук, мышцы туловища, которое находится в статическом положении. Как следствие усталости, возникают исчезновение интереса, рассеянное внимание, ухудшение памяти, снижается работоспособность. Многие дети становятся излишне подвижными, а потом вялыми и отворачиваются, потягиваются, зевают, отвлекают друг друга.
Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Основные задачи здоровьесберегающих технологий в системе ОНР :
способствовать максимально полноценному раскрытию общих и речевых возможностей детей в русле развивающей педагогики оздоровления;
создать в ДОУ предметно-пространственную среду психолого-педагогического и логопедического сопровождения дошкольника;
содействовать успешной социализации детей посредством развития коммуникативных умений и навыков;
повышать психолого-педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей по общему и речевому развитию дошкольников;
воспитывать у детей ценностное отношение к себе, своему здоровью, окружающему миру и людям.
Выделяют три группы технологий :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, логоритмика, релаксация, гимнастика пальчиковая, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая (пробуждения, гимнастика корригирующая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни : НОД по физической культуре, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС) .
3. Коррекционные технологии : Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Коррекционные технологии (артикуляционная гимнастика, фонетическая ритмика, психогимнастика, сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, мульттерапия, песочная терапия)
Познавательно-речевое направление
самомассаж активных точек;
динамические паузы;
релаксационные минутки;
пальчиковая гимнастика.
Физкультурно-оздоровительное направление :
дыхательная гимнастика.
мимические разминки.
оздоровительные дорожки;
упражнения по профилактике плоскостопия, осанки, зрения;
пальчиковая гимнастика;
аквапроцедуры.
Художественно-эстетическое направление
логопедическая ритмика
театрализованная деятельность
ручной труд
Формы организации здоровье сберегающей работы :
• физкультурные занятия
• самостоятельная деятельность детей
• подвижные игры
• утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
• двигательно-оздоровительные физкультминутки
• физические упражнения после дневного сна
• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
• физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
• физкультурные досуги
• спортивные праздники
• оздоровительные процедуры в водной среде.
Семейное воспитание
Вовлечение родителей в орбиту здоровье сберегающей деятельности через интересные формы взаимодействия и ознакомления их с методами и приёмами работы с детьми.
Результатом такого общения стало понимание семьей необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребенка.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Артикуляционная гимнастика. *
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью являются одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучени
Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие
Гимнастика для глаз
Цель: профилактика нарушений зрения. Снятие напряжения, нагрузки.
Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна.
Дети очень любят электронные физминутки - офтальмотренажеры. Это - гимнастика для глаз при помощи компьютера. Например, таблица с картинками на мониторе: на краю таблицы нарисована бабочка, перелетающая с одной картинки на другую. Дети следят глазами за ее движениями и называют предметы на картинках, на которые села бабочка.
Гимнастика пробуждения
Помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение.
Выполняется ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.
Оказывает закаливающий эффект.
Релаксация
Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Динамические паузы (физкульминутка)
Во время НОД, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида деятельности. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение
Гимнастика корригирующая
Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.
Самомассаж
Самомассаж является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого
Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями (совокупность движений тела, мелкой моторики рук, в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.
В логопедической практике использование приемов самомассажа полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Самомассаж можно проводить многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты.
Пальчиковая гимнастика
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки. Рука, пальцы, ладони — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное — развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка.
Тренировки пальцев рук можно начинать с самого простого упражнения: сжимать пальцы в кулак, затем разжимать их. Можно применять такие упражнения: «собираем ягоды», «пальчики здороваются», «пальчики моются», «замочек» и т. д.
Затем переходим к более сложным упражнениям. Дети учатся поочерё дно разжимать пальцы рук из кулака: «домик», «прогулка», «человечки», «засолка капусты», некоторые упражнения связаны с изображением растений «цветок». Большое число упражнений связано с изображением животных и птиц: «зайцы», «козы», «птички», «улитка», «лягушка» и многое другое.
В ходе коррекционной гимнастики детям предлагалось как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображали зайцев, собак, кошек, деревья, цветы и т. п. Такая необычная игровая деятельность вызывала у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.
Разнообразные пальчиковые игры
• Игры с прищепками
• Пальчиковый театр
• Театр теней
• Игры с массажными мячиками
• Мозаики, пазлы, шнуровки
• Двигательная гимнастика
Психогимнастика:
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)
Ниткография
Используя этот приём, можно решить следующие задачи: совершенствование зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений, подготовка руки к письму, закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения, а также связной речи ребёнка. Ведь используя данный приём закрепляются не только навыки изобразительной деятельности, но и расширяются знания детей по основным лексическим темам
Су-джок
Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Сочетание су-джок терапия и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а так же оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях
Играя с водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Эти игры помогают развивать мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких важных понятиях, как «много-мало», «быстро-медленно». Малыши начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с цветами радуги. И во всём этом им помогает вода. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.