Олеся Мячикова
Здоровьеформирующие технологии. Инновационный проект внедрения нетрадиционной техники пальчиковых игр «Handimals». Видео
▼ Скачать
Цель проекта:
- Реализация первичных движений-рефлексов на основе сенсомоторных координаций;
- Повышение эффективности двигательных программ принятых для реализации в ДОУ.
Handimals (от английских слов hand (рука) и animals (животные).
Автор разработки проекта: Мячикова О. Е., воспитатель 1 квалификационной категории.
Публикация «Здоровьеформирующие технологии, Инновационный проект внедрения нетрадиционной техники пальчиковых игр „Handimals“, Видео» размещена в разделах
- Видео
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Наглядная визуализация проекта.
Актуальность и научное обоснование проекта.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение неразрывно связаны с гармоничной последовательной организацией нервной системы. Ее чувствительных двигательных центров, анализаторов. Таким образом, дошкольное образование должно быть направленно в равной степени и на телесное (физическое) и на нервно-психическое развитие ребенка.
В основу представленных игр положен опыт исследовательской работы центра здоровьесберегающих педагогических технологий ННГАСУ. Вышеуказанные труды были посвящены изучению развития базовых двигательных координаций – зрительно-моторной, слухомоторной и ритмической. Базовых координаций, решающих не только и не столько задачи развития опорно-двигательного аппарата, сколько задачи развития головного и спинного мозга, анализаторов организма ребенка.
Координация речи и процесс письма является «одной из вершин» системы эволюции организма, мозга человека, в ней интегрированы сложнейшие сенсомоторные и психомоторные процессы.
Основные сенсомоторные координации являются базовыми развивающими техниками. Подсистема зрительно-моторной координации должна являться основой формирования письма у ребенка, подсистема слухомоторной координации – основой при подготовке к программам развития устной речи и подсистема «ритма движений» - основой формирования ритма речи и письма.
Разработанные пальчиковые игры «Handimals» призваны содействовать развитию ребенка через реализацию сенсомоторных процессов и первичных движений-рефлексов. Выбор в пользу этой техники был сделан после анализа того списка рефлексов-движений, на которые предполагалось воздействовать. А именно, рефлекс хватательный, избегания, Моро, ладонный. Это первичные движения-рефлексы, являющиеся начальным этапом формирования движений у детей. В возрасте 5-6 лет у большинства детей, к сожалению, эти рефлексы парциально сохраняются, хотя должны были исчезнуть в возрасте 2-3 месяцев. Связанно это с глобальной урбанизацией, отдалением человека от природы, «облегченными» условиями окружающей среды. Не надо прилагать усилий во время движения, ровные поверхности дорог и тротуаров, лифты, транспорт, отсутствие необходимости ребенка карабкаться вверх. Все эти блага цивилизации одновременно приносят колоссальный вред. Если первичные движения-рефлексы сохраняются у детей старше 6-12 месяцев, то они характеризуют наличие неврологических дисфункций и в дальнейшем могут вызывать нарушение зрения, слухового восприятия и слуховой интеграции, развитие и поддержание фобий, процессов становления социального и индивидуального поведения.
Развитие ребенка определяется зрелостью нервной системы. Этапы созревания мозга проходят в определенной последовательности и должны быть правильно завершены. Если рефлекс «избегания», который появляется еще во внутреутробном периоде жизни, не будет отработан у ребенка, возможно, останутся неадекватные реакции на прикосновения, неуверенность при тактильном обследовании предметов.
С целью снятия подобных состояний и была выбрана проектная форма пальчиковых игр. В момент раскрашивания руки стимулируются тактильные рецепторы, идет активизация многих анализаторных систем, постепенно переводя количество прикосновений в качество привыкания.
Параллельно с этим пальчиковые игры способствуют развитию речи детей и их творческой деятельности. Ведь учеными доказано, что между общей двигательной системой человека и его речевой функцией существует тесная связь. Сопровождая пальчиковые действия прибаутками и потешками, ребенок тренирует собственную память – непроизвольно запоминает стихотворные тексты, приобретает театрализованные навыки. Если совместить образ руки, который напоминает то или иное животное и пририсовать к нему глаза, нос, рот, клыки, бивни и так далее, то получится вполне себе похожее изображение животного в объёмном виде.
В результате пальчиковые тренинги «Handimals» наряду с решением задач реализации первичных движений-рефлексов, оказываются эффективными в период подготовки детей к школе.
Проиллюстрировать сказанное можно таким примером.
Пальчиковая игра «Черепашка» направлена на развитие больших пальцев рук. Отведение большого пальца необходимо, чтобы уменьшить тенденцию сжимать кисть в кулачок, так как впоследствии это может привести к слишком сильному сжатию ручки или карандаша при письме и рисовании. Но, все эти задачи знаем мы – взрослые, для ребенка такая подача материала, является лишь увлекательной игрой. Именно увлеченность образом, процессом «вживания» в персонаж, дает быстрые положительные результаты.
Захват «пинцетом» является важным условием ручной умелости и сенсомоторной координации кистей рук. Чередование смыкания пальцев с раскрытием их развивает способности к волевому расслаблению и точности движения кисти.
Работа с пальчиковыми играми «Handimals» подчинена таким дидактическим принципам, как последовательность (от простого к сложному); систематичность; возможность интеграции в различные области при организации всех видов детской деятельности. И в первую очередь с учетом ведущей деятельности дошкольника - игры.
Эффективность техники пальчиковых игр «Handimals» зависит напрямую от количества времени, посвященного этому занятию, разнообразию вариантов проведения пальчиковых гимнастик. От возраста детей зависит сложность выбранного варианта, учитывается степень усидчивости ребенка. Более сложные сюжеты можно разыгрывать с детьми старшего возраста, малыши получают первое знакомство с «Handimals».
Овладев техникой показа различных образов, можно говорить об объединении их в единый сюжет, возможности проведения кукольных спектаклей «Handimals».
Сроки реализации проекта: январь 2013 – август 2013 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агапова. И. А, Давыдова М. А. Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей/М. :ООО "ИКТЦ"ЛАДА", 2009.-170 с.
2. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 336с. - (Здоровьесберегающая педагогика).
3. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. -М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 200.- 296с. :илл.
4. Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.