Валентина Платонова
Здоровьесберегающая среда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида № 14 г. Мценска Орловской области реализует свою основную деятельность по здоровьесберегающему направлению в области оздоровления частоболеющих детей; коррекции речевого развития; профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
Публикация «Здоровьесберегающая среда в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Как доказывает практика: путь к формированию этих направлений лежит через создание предметно-развивающей здоровьесберегающей среды. Исходя из принципа «здоровый ребенок – счастливый ребенок», считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по физическому развитию дошкольников. Поэтому в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности у нас является создание здоровьесохраняющей среды в условиях ДОУ.
Для полноценного физического развития и удовлетворения потребности ребенка в движении в дошкольном учреждении созданы следующие условия:
• физкультурный зал, оснащенный спортивным инвентарем – батутом, гимнастическими скамейками, мячами-хопами, большими ортопедическими мячами, шведской стенкой, медицинболами, мягким модулем; имеются гимнастические скамейки, обручи, мячи и др. ;
• тренажерный зал со спорткомплексом «Аист», тренажером-массажером для ног, велотренажером, тренажером для мышц ног, рук и спины;
• имеются две спортивный площадки, на которых предусмотрены: беговая дорожка, зона для подвижных и спортивных игр – футбол, хоккей, волейбол, баскетбол; рукоходы, щиты для метания, гимнастические стенки и др. ;
• зал ЛФК с «сухим бассейном»;
• на каждом групповом участке предусмотрено стационарное оборудование для лазанья, метания;
• во всех возрастных группах имеется спортивный уголок, оборудованный всем необходимым спортивным инвентарем;
• есть музыкальный зал;
• имеется медицинский кабинет, содержащий в себе – кабинет для массажа и изолятор, процедурный кабинет, кабинет врача и кабинет старшей медицинской сестры;
• функционирует прекрасный физиотерапевтический кабинет с достаточным количеством физиоаппаратов, а также имеем единственный в городе прибор «Амплипульс – 5» для электростимуляции мышц нижних конечностей, спины;
• начали переоборудование оранжереи под сенсорно-оздоровительный комплекс «Радуга», куда входят сенсорно-оздоровительная комната, фитобар, фитоуголок.
Казалось бы, что еще желать, есть все.
Но анализ содержания развивающей среды показал, что в ДОУ: в группах и на участках детского сада не хватает спортивно-оздоровительного оборудования, а так как финансовое обеспечение бюджетных детских садов оставляет желать лучшего, коллектив дошкольного учреждения нашел выход из создавшегося положения путем использования бросового, природного и остатков строительного материалов.
Так, вместо стационарных щитов для метания, педагоги придумали подвешенные утяжеленные шарики – бросовые пластиковые мисочки от вермишели, мишени от бутылок из-под кефира, колечки из линолеума (вертикальные цели); сплетенные из веревки корзины, кольца, оплетенные веревкой (горизонтальные цели). В групповых комнатах и в качестве выносного материала на участок используем пособие, выполненное из пластиковых бутылок. Они закреплены горлышком в доске квадратной формы, а между двух бутылок вставлены в прорези палочки разной длины и на различной высоте для перешагивания, прокатывания мячей. В групповых комнатах они используются и для подползания под них по-пластунски. Всем известно, что здоровье людей – это самое ценное, что есть на свете.
Поэтому, мы постоянно пересматриваем развивающую среду, начиная с территории и заканчивая кабинетами специалистов.
Территорию дошкольного образовательного учреждения мы начали переоборудовать в 2008 году. Для этой цели дополнили озеленение небольшими альпинариями, рокариями, миксбордерами. Также создали «Поляну сказок», на которой из спилов деревьев, коряг и камня создали прекрасную зону, которая разнообразится ландшафтными дизайнами: «Черепаха – Тротила», «Золотое яичко курочки Рябы», дорожка дикорастущих растений – «Крокодил», миксбордерами из белоснежной гортензии и сиреневидной спиреи, а также рябинника и т. д. На «Поляне сказок» предусмотрены различные дорожки из спилов деревьев, каменистая тактильная дорожка, которые способствуют сохранению равновесия, профилактике плоскостопия. На групповых участках воспитатели с помощью родителей оформили разнообразные коррекционно-профилактические дорожки: каменная дорожка к речке и мостик через реку, гусеница, змея из камней голышей, крокодил, паровозик, бабочка.