Получи документы

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

Наталья Политыко
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. В современной медицине его принято определять как такое состояние организма, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Для детей дошкольного возраста возможность посещать ДОУ, овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой – показатели нормального функционального состояния их организма, состояния уравновешенности с внешней средой. Контроль за состоянием здоровья детей – основа всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в ДОУ.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» размещена в разделах

К основным показателям здоровья детей относятся :

• Уровень физического и нервно-психического развития детей;

• Степень сопротивляемости организма к болезнетворным влияниям;

• Состояние основных функций организма, наличие или отсутствие хронических заболеваний, отклонений в раннем периоде развития (в течении беременности и родов, в период новорожденности).

К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы, особенно на фоне остаточных проявлений органического поражения ЦНС в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объёму движений, недостаточному их темпу и переключаемости. По состоянию двигательной сферы они бывают возбудимые (легко отвлекаются и нетерпеливы) и заторможенные. Скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев рук особенно заметны у детей с дизартрическим компонентом, поэтому, поэтому логопеду приходится исправлять не только речевой дефект, но нормализовать психическое и физическое состояние ребенка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют еще и лечебной.

Оздоровительные приемы (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки) на логопедических занятиях целесообразно применять параллельно с артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастикой, физкульминутками и динамическими паузами.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Однако формированиедвижений происходит при участии речи, поэтому сочетание речи с определенными движениями дает ряд преимуществ для детей логопедических групп. Сама речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. В тоже время ритм речи, особенно стихов, поговорок и чистоговорок, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными и ритмичными. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, без специальных установок настраивая детей на игру, создавая благоприятный эмоциональный фон.

Например, для веселой зарядки можно использовать стихи Е. Григорьевой и В. Ланцети.

Не боимся мы пороши,

Ловим снег –

Хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам –

Снега хватит нам и вам.

Мы теперь метатели –

Бьем по неприятелю!

Размахнись – бросок!

Прямо в цель летит снежок!

Любимое занятие дошкольников – подвижная игра, она отличается выраженным эмоциональным характером и является лучшим средством от гиподинамии.

На этапе автоматизации звуков в слогах ребенку предлагаем повторить не только слоговой ряд, но и определенные движения кистями рук по заданному образцу. (игра «Повтори – не ошибись»). – рука + рука

На этапе автоматизации звуков в словах используется игра «Покажи и назови». Логопед объясняет правила игры: дети должны показать ту часть тела, название которой услышат. (лоб-локоть-ладонь).

При знакомстве детей с гласными звуками а, у, и, и буквами А, И, У можно предложить такую игру. При произнесении логопедом звука А дети должны поднять руки над головой и показать беззвучную артикуляцию этого звука; звука И – выполнить наклоны головы в стороны и улыбнуться; звука У – вытянуть губы вперед в сторону указательного пальца правой руки. Эта игра используется при определении гласного звука в середине слова. (тик-так-тук).

Для развития слухового восприятия используется игра «Узнай по голосу». Дети становятся в круг. В середину его встает водящий с завязанными глазами. Дети идут по кругу вслед за логопедом, повторяя движения, затем останавливаются.

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай:

Кто позвал тебя узнай!

(водящий по голосу должен определить того, кто к нему обратился.)

В логопедической группе особое внимание уделяется упражнениям по развитию мелкой моторики пальцев рук, способствующей:

Умственному и речевому развитию и выработке основных элементарных умений;

Воспитанию двигательной активности и переключению с одного вида деятельности на другой;

Облегчению усвоения навыков письма.

Так, сжимая и разжимая грецкий орех поочередно в каждой ладони, катая его по ладони и захватывая поочередно разными пальцами, дети развивают двигательные способности.

Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями. (пианино)

Упражнениями на переключение движений рук с оречевлением своих действий (кулаки-ладони, кулак-кольцо-ладонь)

Закрепление звука («Я ходил, ходил, ходил…. (булку) купил.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

Очень важно выполнять задания в игровой форме – без игры невозможно полноценное физическое и психическое развитие дошкольника. Занятия должны быть построены таким образом, чтобы они стимулировали детей на достижение результатов и вызывали в них чувство ожидания следующих занятий.

Особое внимание следует обратить на применение оздоровительных приемов, оказывающих психотерапевтическое воздействие.

Наблюдения за детьми во время занятий выявили большое количество обучающихся с неустойчивой эмоционально-волевой сферой: им трудно сосредоточиться на задании, они очень отвлекаются и быстро устают, двигательно беспокойны. Возрастает число эмоционально лабильных детей, даже незначительные затруднения вызывают у них смену настроения, раздражительность, плаксивость. Многие дети испытывают мышечное напряжение, особенно а процессе автоматизации звуков. Эти наблюдения привели нас к использованию специальных упражнений, позволяющих успокоить детей и снять у них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение.

Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц, снижения степени бодрствования головного мозга, когда человек становится наиболее внушаемым. Поэтому применение релаксационных упражнений актуально и в работе с детьми, имеющие такие нарушения, как ОНР, стертая дизартрия.

Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи. Упражнения по релаксации помогают создать спокойное настроение, радостную и свободную обстановку на занятиях.

Помогает сопоставление напряженности мышц рук с их расслаблением. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.

Расслабление мышц рук.

Расслабление мышц шеи.

Расслабление по представлению.

Очень эффективно в период автоматизации звука, требующего от ребенка многократного повторения слов и фраз, использовать элементы драматизации.

Дети с дизартрическим компонентом испытывают моторную неловкость, «застревают» на свих трудностях, проявляют негативизм по отношению к занятиям. Оживляя какой-либо персонаж, разыгрывая сценку с использованием настольного театра, они отвлекаются от речевых трудностей, их настроение улучшается.

Использование на занятиях мелких кукол также вызывает положительные эмоции и ослабляет нервное напряжение у детей, побуждая их говорить правильно, а также способствует развитию мелкой моторики.

Таким образом, создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечит соответствующий уровень здоровья детей.

Расслабление мышц рук.

Упражнение «Кулачки».

Для расслабления мышц рук детям предлагается с силой сжать кулачки и подержать их в таком состоянии, затем разжать их (расслабить) дать почувствовать это состояние.

Руки на столе,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем.

Знайте, девочки и мальчик:

Отдыхают ваши пальчики!

Упражнение «Олени».

Дети поднимают над головой скрещенные руки с широко рсставленными пальцами. Степень напряженности мышц каждого ребенка проверяется, затем обращается его внимание на то, как неприятно это напряжение, поэтому нужно расслабить руки.

Посмотрите: мы – олени,

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих, расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немного лени….

Руки не напряжены

И рассла-бле-ны….

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

Расслабление мышц шеи.

Упражнение «Любопытная Варвара».

Дети поднимают голову, затем опускают, поворачивают вправо, ощущая напряжение и расслабление шейных мышц.

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо.

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена

И расслаблена….

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена…

А теперь посмотрит вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

Расслабление по представлению.

Упражнение «Волшебный сон».

Когда дети в достаточной мере научатся общему мышечному расслаблению, появится возможность перейти к снятию эмоциональной напряженности внушением. Это упражнение удобно использовать во время занятий в период нарастания усталости у детей. Дети находятся в позе покоя, внимательно слушают логопеда и про себя повторяют «особые» команды. Логопед говорит тихим голосом, медленно, с длительными паузами.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Шея не напряжена

И расслаблена.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Публикации по теме:

Роль семьи и детского сада в укреплении здоровья детей Здоровье детей определяется уровнем здоровья родителей, общества, состоянием окружающей среды. Выдающийся ученый, философ, врач Авиценна.

Система оздоровительной, Ппрофилактической и коррекционной работы в ДОУ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике
Опубликовано: 20 марта 2014 в 18:42
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Политыко (УИ 207284) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД