Юлия Синько
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная
Жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность
Знаний, вера в свои силы»
Сухомлинский В. А
В условиях реализации ФГОС ДО в сфере дошкольного образования важнейшими задачами являются формирование физических качеств, ценностей здорового образа жизни, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого–педагогической и оздоровительной работы на основе интеграции всех пяти образовательных областей.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Наиболее значимыми для сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду являются здоровьесберегающие технологии, так как в дошкольном возрасте у детей заметен более высокий уровень физического развития, их двигательной активности, совершенствуются функциональные возможности организма. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности
Цель здоровьезбеоегающей технологии - сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.
Полноценное физическое формирование и здоровье ребенка – это база формирования и развития личности. Физиологическое состояние здоровья ребят неразделимо связано с их психологическим самочувствием, психологическим тонусом, созидательной эффективности, того, что формирует базу будущего.
Успешное формирование основ здорового образа жизни у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создание условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде: ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
В учреждении должна быть создана здоровьесберегающая инфраструктура : иметься физкультурный зал, оснащенный спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе должен быть оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении.
Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
Педагоги должны приучать ребятам с раннего возраста верное отношение к собственному здоровью, развивать чувство ответственности за него. Существенную роль в труде по оздоровлению детей — это воплощение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий в детском саду.
Организационными формами работы направленными на формирование здорового ребенка в дошкольном учреждении являются:
- физическая культура;
- утренняя гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- пальчиковая гимнастика;
- физкультминутки;
- гимнастика после сна;
- гимнастика корригирующая;
- релаксация;
- подвижные игры, игры малой подвижности, народные игры, игровые упражнения;
- прогулка;
- закаливающие мероприятия;
- индивидуальная профилактическая работа;
- свободная двигательная активность.
Важно привлекать родителей к совместной работе по оздоровлению детей. Только при условии сотрудничества ДОУ и семьи, целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья дошкольников. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей проводится система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы).
Вырастить здорового ребенка - вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных организаций. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности.
Применение в работе ДОО здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОО. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
«Самое драгоценное у человека - здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны».
Литература.
1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии [Текст] / В. И. Ковалько. - М. : ВАКО, 2004.
3. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. / Под ред. Широковой Г. А. – Ростов н/ Д: Феникс, 2009. – 222с.
4. Сивцова А. М. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
5. Смирнов Н. К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”
6. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход,2000.