Рамиля Абдрахманова
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования является сохранение и укрепление психического здоровья детей дошкольного возраста.
К сожаленью, детей с проблемами психологического здоровья с каждым годом увеличивается. Наиболее часто встречающимися являются дети с эмоциональными нарушениями, как агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Эти дети чрезвычайно активны, взвинчены или недостаточно деятельны, замкнуты, боязливы. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают детям адаптироваться в социуме. Для детей с нарушениями эмоционально – волевой сферы характерна по-разному выраженная эмоциональная неустойчивость, несформированность произвольного внимания, повышенная истощаемость и другие отклонения произвольных форм деятельности. Такие дети постоянно испытывают трудности в социуме, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое развитие. Согласно мнению, С. Л. Рубинштейна, эмоции не развиваются сами по себе, и поэтому основная задача педагога-психолога заключается в том, чтобы помочь данным детям.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
В целях оказания психолого-педагогической помощи эффективными являются следующие здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие психокоррекционное воздействие на эмоциональную и поведенческую сферу ребенка дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии способствуют :
- сохранению и восстановлению психического и физического здоровья воспитанников;
- снижению уровня тревожности, агрессивности;
- формированию позиции партнерских взаимоотношений со сверстниками;
- снижению эмоционального и мышечного напряжения;
- развитию уверенности в себе, в собственных силах, повышению самооценки.
Ведущим видом детской деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра - для ребенка то, что речь для взрослого. Практика показывает, что ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе. Например, игровые приемы Е. К. Лютовой - Мониной, О. В. Хухлаевой отличаются своей доступностью, вариативностью использования, а именно способствует коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств детей.
В процессе воспитания, развития и обучения современные дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная интеллектуальная деятельность и сопутствующие эмоциональные переживания приводят к возбуждению нервной системы, тем самым, создавая напряжение в мышцах. Устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановить силы, увеличить запас энергии помогает релаксация. Е. Джекобсон (Jacobson) обнаружил тесную взаимосвязь между эмоциями и мышечным тонусом. Методика мышечной релаксации можно использовать для снятия эмоционального напряжения. Например, упражнение «Буратино», «Черепаха», «Бабочка», «Задуй свечу» и другие.
В работе с детскими эмоциями лечебным воздействием обладает психогимнастика. Согласно мнению, Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой, психогимнастика позволяет понимать эмоции, научить понимать их, обучить адекватным моделям поведения, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, что значимо для любой категории детей – как с нормой развития, так и ограниченными возможностями здоровья. Как отметил, А. Л. Сиротюк кинезиологические упражнения направлены на формирование межполушарного взаимодействия, развитие функций контроля.
Прекрасным средством самоконтроля служит музыкотерапия, которая оказывает положительное влияние на душевное равновесие ребенка. Музыка – это лекарство, которое слушают. Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно - психическую сферу детей происходит при её пассивном или активном восприятии. Это звуки природы, шум моря, классическая музыка (И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена, П. И. Чайковского).
Открыть свою душу учит детей сказка. В процессе сказкотерапии происходит: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с социумом, а также диагностика и коррекция тех или иных нарушений.
Задачи коррекции и диагностики психического развития можно решать посредством песочной анимации. Песочная анимация – прекрасная возможность выразить своё отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребёнка.
Отразить своё настроение и реализовать свои возможности детям помогает изотерапия. Детские рисунки – это кладезь важнейшей информации о ребенке, его эмоциях, проблемах и особенностях. Рисунки – это искренние и неподдельные рассказы о жизни детской души, о ее благополучии или неблагополучии, о ее радостях и печалях.
Таким образом, результаты положительной динамики развития детей старшего дошкольного возраста подтверждают уникальность и ценность технологии комплексного воздействия в восстановлении и сохранении психологического здоровья.