Получи документы

Здоровое питание как один из факторов, влияющих на интеллектуальное развитие ребенка

Марина Куртукова
Здоровое питание как один из факторов, влияющих на интеллектуальное развитие ребенка

Вовремя и правильно начатая коррекционная работа при различных интеллектуальных, речевых, психоэмоциональных и других нарушениях у ребенка, конечно, играет важную роль в прогнозе дальнейшего развития.

Однако, зачастую, кроме коррекционно-развивающих занятий, необходимы и другие способы воздействия на здоровье и развитие нервной системы, которая и является наиболее уязвимой в процессе формирования различных патологий, связанных с когнитивными расстройствами или влияющих на психоэмоциональную сферу.

Публикация «Здоровое питание как один из факторов, влияющих на интеллектуальное развитие ребенка» размещена в разделах

Изучая медицинскую и другую научную литературу, мы можем увидеть общепринятую точку зрения, что интеллект зависит от генов. Но также, кроме генов, существует и т. н. биологическое программирование. Это различные состояния, формирующие риск развития интеллектуальной недостаточности (перинатальное поражение ЦНС, пороки развития головного мозга, воздействие токсинов во время беременности (курение, алкоголь, нейроинфекции и т. д.) Острые и хронические заболевания могут сопровождаться стойким нарушением познавательной сферы.

Питание – также один из факторов развития мозга. Факторы питания и обмена веществ в особые ограниченные периоды развития могут оказать долговременный эффект на здоровье, самочувствие и жизнеспособность в более поздние периоды жизни. Тема изучения влияния питания на развития когнитивных функций у детей актуальна, потому что сегодня мы видим множество детей, имеющих различные нарушения: ЗПР, ЗРР, СДВГ, расстройства аутистического спектра и т. д. При этом только лишь коррекционная работа не всегда дает тот положительный эффект, какого мы ожидаем. Поэтому важно подходить к решению проблемы комплексно, в том числе с участием докторов различных специальностей. Невролог и психиатр – врачи, привычные для большинства участников коррекционной работы с детьми. Но хотелось бы, чтобы родители получали также консультации врача-диетолога для формирования правильного рациона ребенка, так как бывает, что преодолеть некоторые трудности ребенок не может по причине недостатка физических ресурсов в виде питательных веществ, которые необходимы на данном этапе роста и развития.

Рассмотрим влияние питания на развитие когнитивных функций ребенка на примере белкового обмена.

Первое, о чем нужно позаботиться в сбалансированном питании для нормального психомоторного развития, это белок и его усвояемость. Качество белка оценивается по аминокислотному составу. Незаменимые аминокислоты – те, что поступают в организм только извне вместе с белковой пищей: триптофан, лизин, фенилаланин, треонин, валин, метионин, лейцин и изолейцин. Для новорожденных детей также гистидин и аргинин.

Аминокислоты необходимы для активности синапсов центральной нервной системы, создания условия роста нейронов. Многие аминокислоты являются предшественниками нейромедиаторов ЦНС (глицин, аспартам, глутамат).

Триптофан - источник синтеза серотонина, который в свою очередь нужен для синтеза мелатонина. А мелатонин участвует в суточных и сезонных биоритмах организма, например, отвечает за спокойный сон у детей. От качества сна зависит общее состояние организма ребенка, а также его внимание, память, настроение и т. д.

Дефицит триптофана повышает риск развития депрессии и усугубления уже существующего заболевания, а для детского организма стрессом может являться и учебная нагрузка, иногда ему непосильная.

Аминокислоты необходимы для синтеза белков мембран нейронов, от которых зависит возбудимость и проводимость нервных клеток. Детский организм нуждается в постоянном поступлении белка для нормального функционирования нервной системы, от здоровья которой зависит поведение, память, внимание, стрессоустойчивость, самоконтроль, что в свою очередь влияет на формирование и развитие когнитивных процессов и учебных навыков. Ребенок, не умеющий контролировать свое поведение, не обладающий самоконтролем, будет получать и обрабатывать информацию с большим трудом и в ограниченных количествах. Низкий уровень запоминания скажется на восприятии и воспроизведении учебного материала. То есть физическое состояние нервной системы, ее обогащение необходимыми элементами питания напрямую влияет на развитие умственных возможностей детей.

Где брать белок, так необходимый для нервной системы? Обогащать рацион продуктами, содержащими его в достаточном количестве. Или при необходимости использовать специальные добавки, имеющие в своем составе аминокислоты. Любые добавки можно использовать только после консультации с профильным врачом-диетологом, который определит целесообразность приема и дозировки, а также поможет грамотно составить рацион и режим питания для наибольшей пользы организму ребенка.

Кроме белка с аминокислотами, для нервной системы необходимы многие другие вещества, которые мы можем получать из пищи: жиры, углеводы, витамины и т. д. И каждое вещество будет оказывать свое влияние на определенные процессы, участвовать в строительстве и развитии органов и систем. Дети наиболее уязвимы перед дефицитарными состояниями, т. к. их органы и системы находятся в процессе роста и постоянно нуждаются в пополнении строительного материала. Ко всему прочему культура питания последних лет (фастфуд, большое количество сахаров и т. п.) приводит к тому, что некоторые необходимые вещества или элементы могут не усваиваться или быстро выводиться из организма, не успевая выполнить свои функции. Поэтому так важно позаботиться о правильном питании детей, особенно тех, которые уже имеют какие-либо ограничения здоровья.

Специалистам коррекционно-педагогической помощи (логопедам, дефектологам и т. д.) важно донести до родителей знания о необходимости комплексного воздействия, сотрудничестве с различными профильными врачами, следовании их рекомендациям для более успешной работы с ребенком, потому что именно родители имеют прямое влияние на детей и их образ жизни со всеми его составляющими.

Питание – это, безусловно, не единственный фактор правильного развития ребенка, но очень важный, поэтому не стоит оставлять его без внимания.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по теме «Здоровое питание» Цели занятия: Образовательные: - закрепить и обобщить знания обучающихся по теме: «Здоровое питание»; - формировать представление о важности.

Дидактическая игра «Здоровое питание»Дидактическая игра «Здоровое питание» Игровая деятельность является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Среди всего многообразия игр, дидактическая игра является.

Игра-викторина «Здоровое питание» в СРЦНИгра-викторина «Здоровое питание» в СРЦН Игра-викторина «Секреты здорового питания» Цель: создать условия для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие.

Конспект занятия «Правильное питание — здоровое питание» с детьми старшей группыКонспект занятия «Правильное питание — здоровое питание» с детьми старшей группы Цель: создание условий, для развития познавательной активности у детей о правильном питании. Задачи: Обучающие: Закрепить знания детей о.

Конспект занятия в средней группе «Правильное питание — здоровое питание»Конспект занятия в средней группе «Правильное питание — здоровое питание» Цель: создание условий для знакомства детей с правилами здорового питания. Задачи: -Закрепить знания детей о продуктах питания и их значении.

Лэпбук «Здоровое питание — символ процветания»Лэпбук «Здоровое питание — символ процветания» Лэпбук (тематическая папка) помог решить одну из важных проблем - как объяснить и показать воспитанникам что такое правильное питание,.

Проект «Правильное питание — здоровое поколение» ПРОЕКТ «Правильное питание – здоровое поколение» Актуальность: Правильно питание, забота о своём здоровье имеет очень важное значение в.

Проект «Здоровое питание» в средней группеПроект «Здоровое питание» в средней группе Проект “Здоровое питание”. Тип проекта: познавательно-развивающий. Вид проекта: творческий. Продолжительность проектной деятельности: краткосрочный.

Проект «Здоровое питание — символ процветания»Проект «Здоровое питание — символ процветания» Продолжительность проекта - 1 месяц Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители Возраст воспитанников: 4-5 летАктуальность темы.

Стенгазета «Мы за здоровое питание»Стенгазета «Мы за здоровое питание» В прошлом году в нашей средней группе проходил проект «Развитие познавательных навыков у воспитанников детских садов» в рамках реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровое питание как один из факторов, влияющих на интеллектуальное развитие ребенка
Опубликовано: 26 декабря 2022 в 07:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД