Папки-передвижки

Конспект НОД «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова»

Елена Оболешева
Конспект НОД «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова»

Цель:

- формирование интереса дошкольников к жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова.

- Популяризация произведений М. Ю. Лермонтова.

Задачи:

- развитие умения чувствовать красоту и выразительность языка произведений, чуткости к поэтическому слову;

- совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков при чтении и инсценировке стихотворений;

- воспитание культурного читателя и слушателя, испытывающего сострадание и сочувствие к героям произведений.

Ход занятия:

Воспитатель:

Публикация «Конспект НОД „Жизнь и творчество М, Ю, Лермонтова“» размещена в разделах

Дорогие ребята сегодня я хочу познакомить вас с биографией М. Ю. Лермонтова. Он родился 15 октября 1814 года в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой (урождённой Арсеньевой).

Русская ветвь рода Лермонтовых вела свое начало от Джорджа Лермонта, выходца из Шотландии, который в эпоху Смуты начала XVII века в составе шведского ополчения попал в Россию, принял русское подданство и получил поместье в Костромской губернии.

К началу XIX века давно обрусевший род Лермонтовых захудал и обеднел. Юрий Петрович пленил свою богатую невесту Марию Михайловну Арсеньеву внешней красотой и редким добродушием. Мать Марии Михайловны Елизавета Алексеевна, принадлежавшая к богатому и влиятельному роду Столыпиных, была против этого союза. Но брак был заключен против её воли. Семейное счастье омрачала нескрываемая недоброжелательность и постоянные ссоры Елизаветы Алексеевны со своим зятем.

В 1817 году Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21 года, оставив единственного сына сиротой.

После смерти матери бабушка решительно отказала Юрию Петровичу в желании оставить сына у него, ссылаясь на бедность армейского капитана, которая не позволит дать мальчику хорошее образование. Сразу после смерти матери Елизавета Алексеевна увезла любимого внука в свое имение Тарханы Пензенской губернии.

На северо-западе Пензенской области, в прекрасном уголке России, среди мягких зелёных холмов, цветущих лугов, расположилось старинное село Тарханы, куда Лермонтова привезли из Москвы полугодовалым ребёнком.

Первые птицы, пение которых он услыхал, первые цветы, к которым потянулся, – всё было здесь.

Очень точно особенности усадьбы, где он провел счастливые детские годы, Лермонтов передал в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива».

Ребенок 1.

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль в утра час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо качает головой;

Когда студёный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, -

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

Воспитатель:

Для бабушки ее ненаглядный внучок Мишенька был самым дорогим человеком на свете. Рано овдовевшая Елизавета Алексеевна пережила большую трагедию, похоронив еще совсем молодую единственную дочь, мать Миши. С тех пор она живет ради внука.

Бабушка Лермонтова: Пусть у Мишеньки будет всё, коли остался один без родителей. Но какой всё-таки прелестный ребенок: ему идет пятый год, а он имеет склонность произносить слова в рифму. Вчера сказал: «Кушай кашу, помни Машу». И часто так с удовольствием рифмует. Первое стихотворение Лермонтова.

Ребенок 2.

Весна.

Когда весной разбитый лёд

Рекой взволнованной идёт,

Когда среди полей местами

Чернеет голая земля

И мгла ложится облаками

На полуюные поля,—

Мечтанье злое грусть лелеет

В душе неопытной моей;

Гляжу, природа молодеет,

Но молодеть лишь только ей;

Ланит спокойных пламень алый

С собою время уведёт,

И тот, кто так страдал, бывало,

Любви к ней в сердце не найдёт.

Воспитатель:

С детских лет Михаил Юрьевич писал стихи, рисовал, увлекался музыкой, в совершенстве овладел европейскими языками. Но семейная драма наложила свой отпечаток на характер поэта. Сердце мальчика разрывалось между доброй бабушкой и любимым отцом. Эти чувства Лермонтов выразил в стихах.

Ужасная судьба отца и сына –

Жить розно и в разлуке умереть…

Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,

Что люди угасить в душе моей хотели

Огонь Божественный, от самой колыбели

Горевший в ней, оправданный творцом?

Воспитатель :

В детстве Лермонтов много болел. Тяжёлый недуг надолго приковывал его к постели, приучал к задумчивости и одиночеству. Воображение стало для него новой игрушкой. Мальчик рано почувствовал себя одиноким. Его часто охватывала тоска по «душе родной», способной понять его и утешить.

…И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою…

Бабушка Лермонтова: Я во всем ему потакала. Любит играть в войну? Так вот ему и куча «солдат» из крестьянских детей. Вот лошадка живая. Катание на лодках. Походы в лес. И даже огромное путешествие на Кавказ. Вот учителя – какие бы ни были – лишь бы занимали внука. Всякий день, а пуще всякий праздник - дым коромыслом, лишь бы Миша был весел.

С тревогой приглядывалась я к нему: вот как будто задумался, да грустно так. А вдруг спросит про отца – почему он редко бывает в Тарханах, почему не живет здесь? А вдруг начнёт выспрашивать о матери – почему да как умерла, да что было? Рано ему все это знать.

В 1818 и 1820 годах Елизавета Алексеевна ездила с внуком для лечения на Кавказ. Летом 1825 года бабушка в третий раз повезла мальчика на Кавказ на воды. Он уже подрос, смог увидеть гораздо больше, чем в первые поездки. Эта поездка принесла Лермонтову столько впечатлений, что их хватило на несколько поэм и стихотворений, написанных в 1828-1830 годах. Вот одно из них.

Кавказ.

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял,

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ.

Воспитатель:

Мише было 14 лет, когда бабушка повезла его из Тархан в Москву. После Тарханского одиночества Лермонтов попал в кипучее море молодой жизни – новые товарищи, большой круг родных и знакомых. Миша блестяще сдал вступительные экзамены в университетский пансион и начал там свое обучение.

Он легко вошел в пансионскую жизнь. Среди новых товарищей он прослыл шутником и остроумцем, а также силачом. Во время послеобеденного отдыха он отличался в играх, происходивших во дворе. К широкоплечей фигуре Лермонтова очень шла пансионская форма – синий сюртук со стоячим малиновым воротником и синие брюки.

Московский университетский пансион сохранял с прежних времен направление литературное. Начальство поощряло занятия воспитанников сочинениями и переводами. Ученики много читали. Часто происходили литературные собрания, на которых читались сочинения воспитанников. Издавались рукописные журналы и альманахи.

В такой атмосфере поэтический дар Миши Лермонтова развивался всё больше и больше. Он пишет стихи, много рисует, участвует в издании рукописных журналов.

В 1830 году Лермонтов завершает свое обучение в Благородном пансионате и поступает в Московский университет.

В 1832 году поэт вынужден был оставить Московский университет из-за конфликта с некоторыми профессорами. Он едет в Петербург в надежде продолжить обучение в столичном университете. Но ему отказали. Тогда 4 ноября 1832 года Михаил Юрьевич сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

В этом же году было создано значимое для поэта стихотворение «Парус». Неизвестно, что ждет поэта впереди. Ясно одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет. Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся пред глазами картину. Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в синеве парус.

На фоне включенной записи шума моря ребенок читает стихотворение «Парус».

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?.

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли, убит своим товарищем по юнкерской школе Николаем Мартыновым, офицером в отставке. Дуэль случилась 27 июля 1841 года в Пятигорске. Поэт обладал дерзким нравом, а его шутки часто вызывали негодование окружающих. По рассказам секундантов, причиной дуэли стала именно шутка в адрес Мартынова, которую тот счел оскорбительной. Позже дуэль стала обрастать другими версиями, например, причиной называли то, что офицеры не поделили даму, вернее, дама выбрала Лермонтова. По другой версии - Мартынов отстаивал честь сестры, за которой Лермонтов ухаживал, а потом бросил.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Солнце и жизнь» Тема: «Солнце и Жизнь» Цель: познакомить детей с солнцем как источником тепла и света, определить влияние солнца на человека и окружающий.

Конспект беседы «Жизнь без конфликтов» ГКОУ МО «Непоседы» Беседа-рассуждение «Жизнь без конфликтов» Подготовила и провела воспитатель Цветкова Ю. В. Железнодорожный.

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Жизнь и творчество А. П. Гайдара» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42» Конспект интегрированной образовательной деятельности на.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Где вода — там жизнь» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка» муниципального образования город Десногорск Смоленской.

Конспект занятия «Вторая жизнь ненужных вещей»Конспект занятия «Вторая жизнь ненужных вещей» Сегодня всех беспокоит экология окружающей среды. И я тогда решила, а почему бы не организовать родителей нашей группы и не попробовать.

Конспект НОД по социальному миру «Есть ли жизнь на Марсе?» НОД «Есть ли жизнь на Марсе?» по социальному миру, познавательно - образовательная деятельность. Цель: совершенствовать знания детей о космосе,.

Презентация к уроку литературы для учащихся 11 класса «Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама, русского поэта XX века» О. Э. Мандельштам родился в Варшаве в семье коммерсанта. Детство и юность его прошли в Петербурге, образование получил в Тенишевском коммерческом.

Видео «Заучивание стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень» при помощи мнемотаблицы в средней группе»Видео «Заучивание стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень» при помощи мнемотаблицы в средней группе» немотаблица к стихотворению «Осень» М. Ю. ЛЕРМОНТОВА для детей средней группы. Не для кого не секрет что мнемотаблицы особенно эффективны.

Конспект занятия «Жизнь человека и витамины»Конспект занятия «Жизнь человека и витамины» Цель: рассказать о роли витаминов в жизни человека Воспитатель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы поговорим с вами о витаминах.

Конспект беседы «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя» Беседа: Жизнь и творческий путь Н. В. Гоголя. Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляют собой загадку,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова»
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 09:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД