Марина Данилова
Значение дидактических игр в развитии логического мышления и умственных способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются сообразительность, находчивость, инициатива - так писала выдающийся советский педагог Н. К. Крупская. Огромную роль в умственном воспитании развитии интеллекта играет математика. В настоящее время в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: "Не каждый будет математиком", безнадежно устарела сегодня, а тем более, завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены большие возможности для развития логического мышления и умственных способностей детей с самого раннего возраста. психологами установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Поэтому,именно в этом возрасте детям необходимы более прочные и осознанные знания посредством дидактических игр. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают, пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают. вычисляют, более того - решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенным предметами. Она будет детское воображение, создает приподнятое настроение, так как доступна и понятна ребенку. Математические способности относятся к группе так называемых специальных способностей (как музыкальные, изобразительные и др.) Для их проявления и дальнейшего развития требуется усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе и умения, применять имеющиеся знания в мыслительной деятельности. Мыслительная деятельность - основной вид деятельности математика, его орудие - карандаш и лист бумаги. Воплощение в жизнь результатов этой деятельности - один из мощнейших стимулов развития цивилизации сегодняшнего дня. Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в младших классах школы. Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Обучение детей играть и играя считать, решать. строить, конструировать, обеспечивает воспитание тех необходимых качеств, которые нужны ребенку в процессе обучения. Еще Ушинский советовал включать элементы занимательности игры в серьезный учебный труд. Дидактическая игра с ее обучающей задачей, облеченной в игровую, занимательную форму привлекла к себе внимание видных зарубежных и русских педагогов еще на заре зарождения теории и практики обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому дидактические игры приобретают в формировании таких важных качеств самостоятельного мышления, как умение пользоваться знаниями, искать и находить способы решения задач, делать правильные умозаключения. Э. Сечен, М. Монтессори, Сорокина и многие другие широко использовали игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении. Игру они считали самым точным показателем проявления психического и физического развития ребенка, могущественный фактор, способствующий развитию и упражнению всех детских способностей. Они считали, что игра оказывает благоприятное в первую очередь на развитие внешних чувств :зрения, слуха. моторики. В игре все внешние чувства упражняются, а в дальнейшем игра действует на них развивающее. В игре получают развитие такие интеллектуальные процессы. как память, мышление, воображение.
Публикация «Значение дидактических игр в развитии логического мышления и умственных способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
особенность дидактических игр состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Дидактическая игра - это иногда "взрыв удивления" детей от восприятия чего-то нового, неизведанного: иногда игра - "поиск и открытие", и всегда игра-радость, путь детей к мечте. с помощью дидактической игры удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных не игровых условиях их не интересуют, на которых сосредоточить внимание не удается. В своей педагогической практике можно использовать разнообразны дидактические игры : "Живая неделя","Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово","Круглый год", "Двенадцать месяцев", "Геометрическое лото", "Найди домик", "Найди, что покажу", "Что здесь", "что изменилось?" и многие другие. Всегда вызывают живой интерес игры с природным материалом: листья. камушки, ракушки. Поэтому использование разнообразных дидактических игр способствуют повышению развития интеллектуальных способностей детей, развитию логического мышления и умственных способностей детей, что, играя. дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свое мнение, свое решение, делать умозаключения.