Лучший педагог года

Значение дидактической игры в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Наталья Рубцова
Значение дидактической игры в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Ребенок в раннем детстве поглощен предметом и способами дей-ствий с ним, его функциональным значением.

Когда он овладевает какими-то действиями и может производить их самостоятельно, происходит отрыв ребенка от взрослого и ребенок заме-чает, что он действует как взрослый. Ребенок еще не знает ни обществен-ных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни об-щественного смысла их деятельности. Он действует в направлении свое-го желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрос-лых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоциональ-но-действенными переживаниями.

Публикация «Значение дидактической игры в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Обобщенность и сокращенность игровых действий являются симп-томом того, что такое выделение человеческих отношений происходит, и что этот выделившийся смысл эмоционально переживается. Благодаря этому и происходит сначала чисто эмоциональное понимание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для других людей и, следовательно, вызывающую определенное отношение с их стороны, де-ятельность. Значение игры для детей старшего дошкольного возраста не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержа-нию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важ-ным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мо-тивов.

Дж. Брунер высоко оценивает значение игры для интеллектуального развития детей дошкольного возраста, так как в ходе игры могут возни-кать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которая может приводить к последующему использованию этого матери-ала в качестве орудий при решении задач. Здесь идет речь о свободном, не связанном решением какой-либо определенной задачи, эксперименти-ровании материалом, своего рода свободной конструктивной деятельно-сти. В игре же развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности.

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Детские игры созданы для всесторонней подготовки к жизни. По-этому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности че-ловека и выступают как специфически детская форма и познания, и тру-да, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познава-тельные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, му-зыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев.

Рассмотрим характерные особенности типов игр по классификации О. С. Газмана.

Подвижные игры-важнейшее средство физического воспитания де-тей в дошкольном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты отмечают, что основные особен-ности подвижных игр дошкольников - их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за коман-ду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской соли-дарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании дошкольника. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда.

В этих играх на основе жизненных или художественных впечатле-ний свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

В настоящее время появились, и все более активно используются в обучении компьютерные игры. Компьютерные игры имеют преимуще-ство перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональ-ные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образ-цом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дошкольники приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни.

Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке по-ведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций.

Все компьютерные программы для дошкольников должны быть по-ложительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.

Остановимся подробнее на рассмотрении дидактических или обу-чающих игр. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности дошкольников, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений.

Иногда игры соотносятся с материалом: игры с дидактическими иг-рушками, настольно-печатные игры, словесные игры, псевдосюжетные игры. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обуче-ние, познавательную деятельность дошкольников. Условно можно выде-лить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду дея-тельности детей : игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).

В основе любой игровой методики проводимой на занятиях должны лежать следующие принципы:

- актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия, собственно помогает дошкольникам воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

- коллективность позволяет сплотить детский коллектив с наруше-ниями слуха в единую группу, в единый организм, способный решать за-дачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку и зача-стую более сложные;

- соревновательность создает у ребенка или группы детей стремле-ние выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволя-ет сократить время на выполнение задания с одной стороны и добиться реально приемлемого результата с другой.

На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм :

- они должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми старшего дошкольного возраста, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, ка-кие меньше;

- каждая игра должна содержать элемент новизны. Нельзя навязы-вать детям игру, которая кажется полезной, игра дело добровольное. Ре-бята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нра-вится и выбрать другую игру;

- игра не урок, игровой прием, включающий детей старшего до-школьного возраста в новую тему, элемент соревнования, загадка, путе-шествие в сказку и многое другое, это не только методическое богатство педагога, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии;

- эмоциональное состояние педагога должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методи-ческих средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит.

Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми; игра средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Нельзя применять дисциплинар-ные меры к детям старшего дошкольного возраста, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для добро-желательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто, как проявил, себя в игре и как надо было бы избежать конфликта.

Публикации по теме:

Игры с предметами — орудиями Консультация для родителей На протяжении раннего возраста деятельностью ребенка с предметами постепенно усложняется. Все эти действия проявляются.

Психологические особенности игры в раннем возрасте (памятка) 1. Ребенок вовлекает в игру предметы, заменяющие реальные, и называет эти предметы-заместители в соответствии с их игровым значением. 2.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение дидактической игры в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 января 2015 в 20:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД