Бутузова Татьяна Владимировна
Значение дыхательной гимнастики для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Наша речь воспроизводится благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание.
К органам дыхания относятся : грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха. Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.
Публикация «Значение дыхательной гимнастики для развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или забор воздуха заметен для окружающих.
Результаты логопедического эксперимента показывают: работа, направленная на развитие дыхания детей старшего дошкольного возраста, дает положительный эффект — увеличивает длительность и силу речевого выдоха, оказывает влияние на воспитание речевого дыхания, возможность дольше воспроизводить звуки речи, больше слов произносить на одном выдохе. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, а также профилактике болезней дыхательных путей.
Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Развить речевое дыхание у детей любого возраста через тренировку выдоха поможет выполнение специальных упражнений в форме игры. В процессе проведения дыхательной гимнастики необходимо соблюдать необходимые рекомендации.
Рекомендации для родителей по проведению дыхательной гимнастики дома :
• выполнять упражнения каждый день по 3 - 6 мин;
• проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
• заниматься до еды;
• заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
• вдыхать воздух через нос, выдыхать - через рот;
• вдыхать легко, глубоко и коротко, а выдыхать - длительно и экономно;
• в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди;
• плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
• после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 - 3 сек.
Игры для развитие речевого дыхания :
«Сдуй перышко»
Положить пёрышко на правую ладошку, сделать вдох носом, затем вытянуть губы трубочкой и сдуть перо с правой ладони, не надувая щек при этом. Затем так же с левой ладошки.
«Цветок и одуванчик»
В положении стоя ребенок делает через нос вдох, представляя, что нюхает ароматный цветок, затем выдыхает ртом воздух на одуванчик.
«Спортивные фломастеры»
Устраиваем соревнование фломастеров. В упражнении могут принимать участие несколько детей или родители с детьми. Кладем два разноцветных фломастера на стол, определив финишную черту, и дуем каждый на свой фломастер. Первый пришедший к финишу выиграл.
«Праздник»
Организовываем день рождение любимой игрушки. Для этого накрываем праздничный стол из детской или настоящей посуды, рассаживаем гостей игрушек за него и приносим десерт со свечей. Ребенок должен задуть свечу на выдохе, используя большое количество воздуха. Получиться может не с первого раза, повторить упражнение желательно несколько раз.
«Самолетик»
В игре могут участвовать несколько детей. Складываем из бумаги самолетики и ставим их на стол. По команде дети сильно дуют на них, выпуская максимальное количество воздуха. Выигрывает тот, чей самолетик улетит дальше.
Тренировка дыхания, с помощью речевого материала
Овладев правильным выдохом, ребенок должен научиться выполнять задания по развитию речевого дыхания.
«Покатай карандаш»
Сделать вдох через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу карандаш. Следить за тем, чтобы ребёнок не поднимал плечи, излишне не напрягал мышцы дыхательного аппарата.
«Снежинки»
Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на вату (выдох). Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе.
Чтобы развивать в ребенке инициативу, можно предложить ребенку самому выбрать дыхательную гимнастику из имеющихся вариантов.
Выполнение подобных игр упражнений помогут развивать у детей правильное речевое дыхание, сформировать сильную воздушную струю, сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков, а также сократить заболевания дыхательных путей.
Литература:
1. Дыхательная гимнастика [Текст] : учеб. пособие / И. В. Папина. – Липецк: Изд-во Липецкого Государственного технического университета, 2017 65 с.