Наталья Хрипачева
Значение физминуток для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Значение физминуток для дошкольников
Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.
Публикация «Значение физминуток для дошкольников» размещена в разделах
Очевидно, что взрослые должны предупредить возникновение утомления у малышей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Каждый воспитатель должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут! Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.
Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.
Веселые физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности. Она необходима и важна, это - “минутка” активного и здорового отдыха. Физминутка – это весело, интересно и полезно!
1. Упражнения для снятия общего или локального утомления.
Воробьишка потянулся, (Туловищем, руками тянутся вверх)
Распрямился, встрепенулся. (Распрямились, встрепенулись)
Головой кивнул три раза, (Головой кивнули три раза)
Подмигнул нам черным глазом, (Подмигнули глазом)
Лапки в стороны развел (Руки в стороны развели)
И по жердочке пошел. (Ходьба по одной полосе)
Прогулялся и присел, (Присели)
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик
На реке живет енот, (Руками изображают речку)
Чешет лапкой он живот. (Ладошками гладят живот)
Своим хвостиком виляет, (Бедрами вправо, влево)
Кверху лапки поднимает. (Руки вверх)
Шустро он по кочкам скачет (Прыгают)
И запас под корень прячет. (Приседают)
Он среди воды живет, (Руками изображают речку)
Добродушный наш енот
Для того, чтобы снять излишнее статическое напряжение, во время физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей).
Неуклюжий шел пингвин (Ходьба на месте)
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке. (Прыгают на правой ножке)
А теперь подскок на левой – (Прыгают на левой ножке)
И присел, согнув колени. (Присели, согнув колени)
Встал, присел – (Встали, присели)
И пять прыжков: (Прыгают)
Очень климат уж суров!
2. Упражнения для кистей рук.
Так проворны наши руки – (Крутят, танцуют кистями рук)
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперед, назад – (Руки вверх, вперед, назад)
С ними можно полетать (Руками изображают самолет)
При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонко координированных движений кистей рук. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка - дошкольника еще недостаточно развиты.
3. Гимнастика для глаз.
Тихо в воздухе кружит. (Водят глазами по кругу)
Он все ниже, ниже, ниже, (Опускают глаза вниз)
Все к земле он ближе, ближе.
Только дунет ветерок –
Лист поднимется с дорог. (Смотрят глаза вверх)
Будет дуть осенний ветер, (Водят глазами по кругу)
Будет лист кружить на свете
Офтальмологи рекомендует специальный комплекс из пяти простейших упражнений: «Физкультминутка для глаз».
Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.
Упражнение 1. 15 движений глазами справа-налево, затем слева-направо.
Упражнение 2. 15 движений глазами вверх-вниз и вниз-вверх
Упражнение 3. 15 круговых движений глазами слева-направо.
Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.
Упражнение 5. 15 круговых движений глазами, уложенную набок цифру 8.
4. Физкультминутки, направленные на формирование правильной осанки.
Нарушение осанки у школьников, влечет за собой нарушение здоровья.
Причинами нарушения осанки подразумевается образ жизни дошкольника :
• гиподинамия, то есть, недостаточное количество движений;
• несоответствие размеров мебели росту ребёнка;
• недостаточное освещение.
Простые упражнения окажут благотворное воздействие на весь организм:
1. «Колка дров».
(Ноги на ширине плеч, руки в замок за голову. Резкий наклон туловища вперед сопровождается шумным выдохом).
2. «Обезьянки» - прыжки на двух ногах.
Мы сегодня обезьянки,
По-английски – просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнем друг другу
И опять бежим по кругу
3. «Часы» - наклоны туловища вправо – лево и др.
Тик да тик – часы стучат,
Целый день вперед спешат.
Три часа на них сейчас,
А потом и шесть как раз.
Снова тикают часы –
Девять раз пробьют они.
У часов тяжелый труд:
Всё они идут, идут…
5. Дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.
1. Шарик
Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть –
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок –
Лопнул шарик, мой дружок
2. Чудо – ветер.
(Дети делают вдох и дуют на ленточку, пушок и т. д.).
Дует, дует ветерок,
Полетит сейчас пушок.
6. Использование музыки и танца для физкультминуток.
С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека.
Танцы полезны, потому что:
• укрепляют сердечно-сосудистую систему,
• поддерживают мышцы в тонусе,
• развивают дыхательную систему.
Танцевальные движения делают тело легким, подвижным, выносливым, значительно улучшится координация движений и равновесие.