Получи документы

Значение физминуток для дошкольников

Наталья Хрипачева
Значение физминуток для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Значение физминуток для дошкольников

Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

Публикация «Значение физминуток для дошкольников» размещена в разделах

Очевидно, что взрослые должны предупредить возникновение утомления у малышей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Каждый воспитатель должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут! Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

Веселые физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности. Она необходима и важна, это - “минутка” активного и здорового отдыха. Физминутка – это весело, интересно и полезно!

1. Упражнения для снятия общего или локального утомления.

Воробьишка потянулся, (Туловищем, руками тянутся вверх)

Распрямился, встрепенулся. (Распрямились, встрепенулись)

Головой кивнул три раза, (Головой кивнули три раза)

Подмигнул нам черным глазом, (Подмигнули глазом)

Лапки в стороны развел (Руки в стороны развели)

И по жердочке пошел. (Ходьба по одной полосе)

Прогулялся и присел, (Присели)

Свою песенку запел:

Чик-чирик-чирик-чирик

На реке живет енот, (Руками изображают речку)

Чешет лапкой он живот. (Ладошками гладят живот)

Своим хвостиком виляет, (Бедрами вправо, влево)

Кверху лапки поднимает. (Руки вверх)

Шустро он по кочкам скачет (Прыгают)

И запас под корень прячет. (Приседают)

Он среди воды живет, (Руками изображают речку)

Добродушный наш енот

Для того, чтобы снять излишнее статическое напряжение, во время физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей).

Неуклюжий шел пингвин (Ходьба на месте)

Посреди холодных льдин.

И по ледяной дорожке

Прыгал он на правой ножке. (Прыгают на правой ножке)

А теперь подскок на левой – (Прыгают на левой ножке)

И присел, согнув колени. (Присели, согнув колени)

Встал, присел – (Встали, присели)

И пять прыжков: (Прыгают)

Очень климат уж суров!

2. Упражнения для кистей рук.

Так проворны наши руки – (Крутят, танцуют кистями рук)

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперед, назад – (Руки вверх, вперед, назад)

С ними можно полетать (Руками изображают самолет)

При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонко координированных движений кистей рук. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка - дошкольника еще недостаточно развиты.

3. Гимнастика для глаз.

Тихо в воздухе кружит. (Водят глазами по кругу)

Он все ниже, ниже, ниже, (Опускают глаза вниз)

Все к земле он ближе, ближе.

Только дунет ветерок –

Лист поднимется с дорог. (Смотрят глаза вверх)

Будет дуть осенний ветер, (Водят глазами по кругу)

Будет лист кружить на свете

Офтальмологи рекомендует специальный комплекс из пяти простейших упражнений: «Физкультминутка для глаз».

Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.

Упражнение 1. 15 движений глазами справа-налево, затем слева-направо.

Упражнение 2. 15 движений глазами вверх-вниз и вниз-вверх

Упражнение 3. 15 круговых движений глазами слева-направо.

Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.

Упражнение 5. 15 круговых движений глазами, уложенную набок цифру 8.

4. Физкультминутки, направленные на формирование правильной осанки.

Нарушение осанки у школьников, влечет за собой нарушение здоровья.

Причинами нарушения осанки подразумевается образ жизни дошкольника :

• гиподинамия, то есть, недостаточное количество движений;

• несоответствие размеров мебели росту ребёнка;

• недостаточное освещение.

Простые упражнения окажут благотворное воздействие на весь организм:

1. «Колка дров».

(Ноги на ширине плеч, руки в замок за голову. Резкий наклон туловища вперед сопровождается шумным выдохом).

2. «Обезьянки» - прыжки на двух ногах.

Мы сегодня обезьянки,

По-английски – просто манки.

Покривляемся немножко

И похлопаем в ладошки.

Головой кивнем друг другу

И опять бежим по кругу

3. «Часы» - наклоны туловища вправо – лево и др.

Тик да тик – часы стучат,

Целый день вперед спешат.

Три часа на них сейчас,

А потом и шесть как раз.

Снова тикают часы –

Девять раз пробьют они.

У часов тяжелый труд:

Всё они идут, идут…

5. Дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

1. Шарик

Я с утра сегодня встал,

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть –

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я все дую – шар все толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок –

Лопнул шарик, мой дружок

2. Чудо – ветер.

(Дети делают вдох и дуют на ленточку, пушок и т. д.).

Дует, дует ветерок,

Полетит сейчас пушок.

6. Использование музыки и танца для физкультминуток.

С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека.

Танцы полезны, потому что:

• укрепляют сердечно-сосудистую систему,

• поддерживают мышцы в тонусе,

• развивают дыхательную систему.

Танцевальные движения делают тело легким, подвижным, выносливым, значительно улучшится координация движений и равновесие.

Публикации по теме:

Значение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольниковЗначение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольников Цель работы: Воспитание личности, способной выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны.

Значение театрализованной деятельности в жизни дошкольниковЗначение театрализованной деятельности в жизни дошкольников Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных.

Картотека физминуток для дошкольников Картотека физминуток для дошкольников Едем, едем Чики - чики, чикалочки, Едет гусь на палочке. Уточка на дудочке, Петушок на будочке,.

Картотека математических физминутокКартотека математических физминуток На занятиях по математике с помощью физкультминуток можно решать такие задачи, как закрепление счета, геометрических фигур, умение ориентироваться.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» Движение пальцев рук - имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около тысячи важных, биологически активных.

Консультация «Сенсорная комната в ДОУ и её значение для здоровья и развития дошкольников»Консультация «Сенсорная комната в ДОУ и её значение для здоровья и развития дошкольников» Сенсорная комната - это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, светится, завораживает детское сознание и воображение, помогает.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значениеНетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение. Рисование одно из самых любимых занятий детей.

Значение патриотического уголка в развитии дошкольниковЗначение патриотического уголка в развитии дошкольников Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение физминуток для дошкольников
Опубликовано: 11 сентября 2021 в 13:26
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение физминуток для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Хрипачева (УИ 2056228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД