Лучший педагог года

Значение художественной литературы как средства развития у старших дошкольников образности речи

Елена Муталлапова
Значение художественной литературы как средства развития у старших дошкольников образности речи

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и др.). Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Публикация «Значение художественной литературы как средства развития у старших дошкольников образности речи» размещена в разделах

В частности К. Д. Ушинский говорил о важности развития у детей дара слова – врожденной душевной способности, высшей стадии развития родного языка. «Наставник, желающий развивать у учащихся «дар слова» должен беспрестанно упражнять эту силу». К. Д. Ушинский подчеркивал, что необходимо сознательно вводить детей в сокровищницу родного языка, выработанную как народом, так и литературой.

Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Н. С Карпинская также уделяли большое внимание в развитии родного языка поэзии. Они указывали, что стихотворение имеет громадное преимущество над сказкой и рассказом в развитии речи детей, их художественного вкуса посредством силы и обаяния ритма, к восприятию которого ребенок рано начинает проявлять чуткость. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирует его речь. Авторы отмечают, что знакомство детей с поэтическими произведениями, способствует развитию у них чутья к звуковым красотам родного языка.

Стихи благодаря особенностям звуковой организации, по мнению Ф. А. Сохина, способствует обращению внимания читателей на значение слова, его смысловую и звуковую сторону. Ритм, музыкальность и мелодичность повторов, эпитетов стихотворных произведений помогают детям успешно овладеть родным языком. Зачатки стихового творчества дошкольников свидетельствуют о хорошем различии ими звуковой и смысловой стороны речи.

При формировании навыка выразительного чтения и рассказывания стихов у детей развивается способность чувствовать поэтичность их речи, развивается восприимчивость детей к слову.

Ученые поддерживают точку зрения Н. А. Ветлугиной о тесной взаимосвязи развития образной речи детей дошкольного возраста с решением задач формирования художественно-речевой деятельности. Так обучение детей выразительному чтению стихов обязательно включает их ознакомление с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.). Способность к пониманию и употреблению образных слов и выражений, по мнению О. С. Ушаковой, интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте. В целом развитие всех сторон образной речи, как указывают данные ученые, оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных видах деятельности (сочинение сказок, рассказов, стихов и др.).

В дальнейшем О. С. Ушаковой, совместно с Н. В. Гавриш была предложена система занятий по развитию образной речи с использованием произведений различных жанров. В данной системе можно проследить взаимосвязь каждой речевой задачи с развитием образной речи детей. Так лексическая работа направлена на понимание смыслового богатства слова, его точного употребления при построении высказывания, смысловая сторона слова, по мнению авторов, является важнейшим звеном во всей речевой работе, так как оказывает существенное влияние на формирование у детей осознания речи. В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение имеет владение запасом грамматических средств; способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании. В формировании фонетической стороны речи для развития связанности изложения следует обратить внимание на формирование таких характеристик звуковой культуры речи как сила голоса, четкость дикции, темп речи. В системе наравне с другими жанрами художественной литературы используется поэзия.

В структуре занятий по ознакомлению детей с поэзией авторы выделяют основные структурные части:

– выразительное чтение воспитателя;

– беседа;

– выразительное чтение детей;

– выполнение творческих заданий.

Предлагается использовать следующие методические приемы:

образец выразительного чтения;

– беседа;

– повторное чтение;

– показ иллюстрации, картин;

– применение технических средств обучения;

выполнение различных творческих заданий: на подбор эпитетов, сравнений.

– произнесение строчек в различном темпе, др.

Занятие с использованием поэзии планируется проводить один-два раза в месяц. Таким образом, данная система работы свидетельствует о возможности использования поэзии в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, в воспитательно-образовательном процессе поэзия в основном используется для заучивания и выразительного чтения. Исключение составляет система занятий по ознакомлению детей с художественной литературой, где стихотворение наравне с другими произведениями художественной литературы применяется для развития образной речи детей.

Одним из наиболее эффективных путей развития образной речи дошкольников, исследователи признают использование разных жанров литературы, устного народного творчества, в особенности – русской народной сказки.

Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни. Сказка оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речи ребенка.

Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления.

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) сказки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

В речевом развитии ребенок проходит путь от ассоциативного установления связей между словом и конкретным предметом – к слову обобщающему и только при условии эмоционально-эстетического развития – к слову образному.

Исследования О. М. Дьяченко показали, что образование ассоциаций лежит в основе физиологических процессов восприятия и воображения. Восприятие дошкольниками образных средств языка отражает ход познавательной деятельности человека: обнаружение в окружающем мире сходных вещей, процессов, перенос явления по сходству с одного явления на другое; выражение эмоций, оценки, субъективного взгляда на мир. Процесс восприятия включает в себя анализ свойств какого-либо образа, а также синтез чувств, вызываемых этими свойствами.

Речь детей не будет образной, если ребенок не будет владеть в полной мере художественными средствами выразительности и речевыми умениями в целом.

Л. Б. Берегова, В. И. Логинова указывают на то, что у старших дошкольников возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте. З. А. Гриценко отмечает, что к старшему дошкольному возрасту начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Дети способны понять переносный смысл слова, фразеологический оборот.

Исследователи отмечают, что старшие дошкольники правильно применяют выражения, особенно лаконичные, меткие выражения из народных сказок. Н. С. Карпинская приводит такой пример. Во время игры в «Кошки-мышки» мальчик, которому не удалось поймать ловко увернувшуюся от него «мышку», разводит руками и говорит : «Глядь, а девочки-то нет» (из сказки «Медведь и девочка»). Тот факт, что ребенок употребил указанное выражение в иной ситуации, чем это было в сказке, свидетельствует о том, что оно понятно ребенку и применяется им как образная форма выражения его мысли и чувства.

Поэтому в старшем дошкольном возрасте появляется возможность использовать русские народные сказки как средство развития образности речи.

Указания на необходимость работы над образными средствами языка содержатся в трудах Е. А. Флериной. В своих работах она говорит о важности художественного слова для приобщения ребенка к народному творчеству: «Через народное творчество ребенок общается с многомиллионным автором – народом, воспринимает его мысли и чувства. С малых лет через художественное слово детям становится доступным широкое духовное общение с писателями. Ребенок начинает понимать их идеи и чувства, строй мыслей и язык…В этом сила и значение художественного слова, литературы для ребенка, для его развития и воспитания. Значение художественной литературы для усвоения детьми словаря в единстве с грамматическим строем языка трудно переоценить».

В методической литературе на сегодняшний день есть интересные разработки по развитию образной речи дошкольников. В качестве примера следует представить модели на составление метафор, предложенные Т. Сидорчук, в основе которых лежат мыслительные операции на сопоставление признаков предметов и явлений :

1 модель:

1) сравнение объекта по какому-либо характерному признаку с другим: дождь капает (как что) – как слезы, капель;

2) мыслительное действие : соединение получившегося сравнения с местом происходящего: дождь идет (откуда) – из за туч, небосклона;

3) итог: слезы неба, капель небосклона или небесная капель.

2 модель:

1) выделение наиболее характерных свойств предмета: кофе темный, густой, черный;

2) изменение прилагательного в существительное: темнота, чернота;

3) сравнение с другим предметом, где свойство ярче выражено: чернота как ночью, темнота, как во сне;

4) вставленные метафоры в текст: я пью по утрам черноту ночи.

3 модель:

1) придумывание сравнения для какого-либо предмета: фломастер;

2) обозначение действия, которое он или с помощью него производится: оставляет след, пишет, теряется, красит;

3) добавление суффикса «лк» : писалка, терялка, тыкалка;

4) составление загадок: «не тыкалка, не кидалка, а цветоразмывалка».

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы выявил различные аспекты в понимании образной речи. Большинство ученых сходятся во мнения, что художественная литература благодаря особенностям содержания и художественной формы способствует глубокому освоению детьми родного языка. Ученые указывают на возможность и необходимость развития образной стороны речи детей в старшем дошкольном возрасте. Художественная литература, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития образной речи детей.

Публикации по теме:

Использование методики «Картинка без запинки» как средства развития компонентов речи дошкольников Мастер – класс «Использование методики «Картинка без запинки» как средства развития компонентов речи дошкольников» Соколова Наталья Николаевна,.

Картотека художественной литературы для старших школьников для развития фантазии Картотека художественной литературы на развитие воображения дошкольников. 1. Александрова Т. «Домовенок Кузя» 2. Благов В. «Добро пожаловать.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Консультация «Роль художественной литературы как средство развития выразительности речи» Роль художественной литературы как средство развития выразительности речи В чём я вижу необходимость и актуальность данной работы Проблема.

Малые фольклорные формы как средства развития речи дошкольников Малые фольклорные формы как средства развития речи дошкольников Подготовила: воспитатель 2 младшей группы «Умка» Поташина.

Перечень художественной литературы, направленной на формирование личностных качеств старших дошкольников Личностные качества Литература Ответственность Русские народные сказки – «Лиса и заяц», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-Лебеди»,.

Фольклор как средство развития речи старших дошкольников «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» ГБОУ Школа 1359 Воспитатель : Морозова Наталья Андреевна Москва.

Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников Воспитатель МБДОУ д/с № 7 Гущина И. Н. Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников «Сказки могут помочь воспитать ум,.

Театрализованная деятельность как средство развития речи старших дошкольников. Настольный театр Речевое развитие дошкольников – одно из важнейших направлений в работе педагогов в ДОУ. Театрализованная деятельность является одной из.

Возможности использования мультипликации как средства коррекции и развития ЛГС связной речи у детей у дошкольников с ОНР Дети с общим недоразвитием речи являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, представляя собой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение художественной литературы как средства развития у старших дошкольников образности речи
Опубликовано: 2 апреля 2018 в 20:18
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД