Ольга Кирпиченкова
Значение игровой деятельности в развитии цветового восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенку не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет понять их отличительные особенности, но, в то же время, порождает у него множество вопросов, пробуждает любознательность, желание узнать как можно больше. Только взрослый может помочь малышу понять суть интересующих его предметов и явлений, систематизировать знания.
Публикация «Значение игровой деятельности в развитии цветового восприятия» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
В процессе сенсорного воспитания ребёнок совершает значительный скачок в познании различных свойств предметов и явлений. Обследуя предмет, мы выделяем 3 основных характеристики: размер, форму и цвет. Цвет, как свойство предмета, является наиболее сложным для детского восприятия. Точность цветоразличения повышается с возрастом под воздействием организованной среды. Однако без специального обучения процесс развития цветового восприятия может затянуться.
Для развития у дошкольника цветового восприятия необходимы условия, которые помогут ему в овладении опытом. Первое условие - это содержательная деятельность дошкольников. Именно в условиях содержательной результативной деятельности появляется возможность сосредоточить внимание детей на особенностях, свойствах предметов, помочь им освоить эти предметы. В содержательной детской деятельности для активизации восприятия, надо придавать действиям там, где уместно, игровой характер.
Игра вызывает особую целенаправленность восприятия и в дальнейшем активизирует и повышает интерес к результатам работы. Кроме того, такая активность всегда связана с эмоциональным состоянием детей. Включение в восприятие эмоций улучшает познавательный процесс.
Именно в игровой деятельности дети легко осознают зависимость ее результатов от умения выделить свойства, отношения и ориентироваться, опираясь на них.
Например, качество рисунка зависит от умения выделять форму предметов, соотношение частей, цвет, величину. В связи с этим сенсорное воспитание включено во все виды деятельности : изобразительную, музыкальную, игровую, трудовую, речевую.
Овладение цветовым восприятием наиболее успешно осуществляется в условиях обучения. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослого, ребенок длительное время идё т путем проб и ошибок: его сенсорный опыт оказывается неосознанным. Он не достаточно владеет умением анализирующего восприятия объектов.
Таким образом, успех овладения цветовым восприятием обусловливается содержательной деятельностью детей и обучающим воздействием взрослого. Также, не менее важно повторное восприятие, в результате которого цветовое восприятие может стать достаточно ясным, четким, конкретным. Повторность углубляет и облегчает процесс восприятия. И. М. Сеченов объясняет это тем, что от первоначальных впечатлений постепенно, отпадает все непостоянное, случайное.
Большое значение в играх и упражнениях имеет слово воспитателя и речь самих детей. Воспитатель должен продумать своё объяснение так, чтобы привлечь внимание детей, выявить его качества, вызвать определённые чувства, обобщить увиденное. Например, на занятиях по изобразительной деятельности постараться словом восстановить в памяти образ предмета или явления. В младшем возрасте, где внимание детей еще неустойчиво, слово должно совпадать по времени с моментом восприятия. Тогда оно будет более осмысленным, поможет выделить главное, следовательно, слово включается как неотъемлемый элемент в процесс восприятия и способствует уточнению представлений и активизации детского мышления.
Для развития цветового восприятия через игру созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-либо знания, овладевают определёнными умениями и навыками, учатся обобщать, классифицировать, выделять основные признаки и др.
Каждая дидактическая игра состоит из познавательного содержания, игрового задания, игровых действий. Содержание формулируется как цель и преподносится ребёнку как игровое задание, которое, как правило, заинтересовывает детей. Они выполняют действия (игровые, тем самым вовлечены в познавательную деятельность. Воспитатель выступает в роли организатора.
Таким образом, главную идею работы по развитию цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру можно выразить афоризмом: «Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысль». (И. Гёте) Правильно подобранные игры учитывают возрастные особенности детей, а так же задачи педагогической работы с детьми. Каждая игра для ребёнка – это процесс познания и творения красоты, поиска нового, удивления и радости, что составляет обязательное условие успешного психического развития ребёнка. Игры помогают детям обогатить свои впечатления об окружающем, расширяют их кругозор, стимулируют интересы, оптимизируют отношения с взрослыми и сверстниками. Предметный мир начинает приобретать для них яркость, чёткость, становится объектом познания и преобразования. Игры стимулируют все виды детской активности, самостоятельность и творчество.