Лейла Романова
Значение математики для будущих школьников
▼ Скачать + Заказать документы
С первой младшей группы планируется работа по формированию математических представлений. Основные задачи состоят в привлечении внимания детей к свойствам и отношениям окружающих предметов. Дети знакомятся с цветом, размером предметов (большой - маленький, длинный – короткий, с формой предметов, с геометрическими фигурами; усваивают количественные отношения групп предметов (один – много, много – мало, отношения предметов по размеру (длиннее – короче, больше – меньше). Особое внимание при организации работы по формированию математических представлений у детей 3 го и 4 го года жизни уделяется созданию развивающей среды. Окружающие предметы, игрушки должны отличаться по размеру и форме. В процессе игровых действий с предметами, геометрическими фигурами, песком водой дети познают свойства, определяют идентичность и различия предметов по их свойствам.
Публикация «Значение математики для будущих школьников» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
На четвёртом году жизни усложнение содержания заключается в расширении объема представлений, в углублении простейших связей и зависимостей по свойствам, отношениям, числовым характеристикам. В этом возрасте у детей у детей возрастает интерес к счёту и числам и нужно уделять внимание развитию умения воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам, а сравнение групп по количеству создает предпосылки для овладения умением определять равенство и неравенство. Главным критерием освоения счёта являются показатели развития ребёнка, наличие интереса к числовой оценке величин.
В средней группе активность детей должна быть направлена на познание, использование игр, развивающих мысль ребёнка. Основные задачи направлены на развитие умений и способностей:
- оперировать свойствами, числами;
- выделять простейшие изменения и зависимости по форме, величине;
- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования;
- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении цели в ходе рассуждений.
Старший возраст характеризуется повышенным интересом к знаковым системам, моделированию, выполнению арифметических действий с числами.
В содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов.
В процессе усвоения представлений о числах и цифрах дети учатся считать, измерять, делить целое на части, сравнивать, образовывать числа, уравнивать множества по числу; знакомятся с составом чисел и единиц; учатся измерять время с использованием календаря и песочных часов.
В подготовительной группе формируются обобщенные представления «величина» и «форма». Дошкольники выделяют свойства геометрических фигур; знакомятся с линией, отрезком; учатся выделять внутреннюю и внешнюю область фигуры; знакомятся с обобщающим понятием «многоугольник»; учатся преобразовывать одни фигуры в другие, пользоваться линейкой, циркулем, шаблонами и трафаретом.
Дети упражняются в установлении пространственных отношений на листе бумаги, плане, схеме; продолжают знакомиться с временными отношениями; знакомятся с составом числа из двух меньших; учатся складывать и вычитать числа при решении арифметических задач и примеров.
Период дошкольного детства насыщен познанием. Каждый день приносит ребёнку что-то новое неизведанное, становится близким и понятным ранее недоступное. Источником познания является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного, влияющих на восприятие и мышление. Мы, воспитатели, должны создать условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки. Ребёнок действует, развёртывает игру, а мы анализируем, направляем процесс игры, способствуем получению результата. Детей окружают игры, развивающие их мысль и приобщающие к умственной деятельности: «Сложи узор», «Логические кубики», «Составь куб». Дидактические пособия помогают им вычленять предмет, увидеть этот предмет во всём многообразии свойств, определить отношения сходства и отличия. К ним относятся блоки Дьенеша, цветные счётные палочки, модели. Большое место в жизни дошкольника отводится разнообразным играм с готовым содержанием и правилами: настольно – печатные, дидактические, развивающие мышление, память, воображение, способствующие самоконтролю, сравнению, классификации. Эти игры мы часто используем на занятиях. Также планируем индивидуальную работу в целях развития памяти, внимания, воображения отдельных детей, используя развивающие игры «Точечки», «Сложи квадрат», «Уникуб» и другие.
На занятиях и в повседневной жизни мы способствуем развитию у детей умений и способностей:
- оперировать свойствами и отношениями предметов, числами;
- сравнивать, обобщать группы предметов;
- соотносить, вычленять закономерности чередования;
- проявить инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении цели, в ходе рассуждений;
- рассказывать о выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игры или практического действия;
- усваивать основы культурного поведения.
Дети с удовольствием участвуют в коллективных делах, стараются делать всё согласованно, стремятся быть сдержанными, проявлять терпение, настойчивость – что очень нужно и важно для будущей учебной деятельности.