Наталья Лукьяненко
Статья «К вопросу развития мышления младших школьников на уроках математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из основных задач современной школы - помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Новые требования ФГОС ставит перед начальным образованием новые цели:
- Формирование у ребёнка универсальных учебных действий, составляющих умения учиться.
- Формирование мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию.
Публикация «Статья „К вопросу развития мышления младших школьников на уроках математики“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволит детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени реализовывать данную задачу средствами формирования у учащихся познавательных интересов. Формирование мышления состоит не только в усвоении суммы навыков, но и в развитии собственной познавательной активности ребёнка, которая возникает в деятельности при особых условиях. Для младшего школьника игровая деятельность является ведущей, так как наиболее доступна для детей.
Эффективными средствами развития логического мышления являются дидактические игры, интеллектуальные разминки, логически–поисковые задания, тесты и упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Дополнительные сведения активизируют детей: они слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, анализируют, сравнивают, классифицируют, составляют выражения, решают логические и занимательные задачи, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи изучаемых в школе предметов, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.
Использование при работе проблемно-диалогической технологии и метода математического моделирования при сохранении игры, как ведущего типа деятельности, позволяет создать условия для развития логического мышления. В основу программы начальной школы положен принцип построения содержания “по спирали”, что обеспечивает развитие мышления.
Следует отметить, что в качестве одного из основополагающих принципов новой концепции в математике на первый план выдвинута идея приоритета развивающей функции обучения. В соответствии с этим центром методической системы обучения математике становится не изучение основ математической науки, как таковой, а познание окружающего человека мира ее средствами, что приводит к социализации личности. Поэтому основной целью математического образования в начальной школе является развитие умения логически и осознанно исследовать явления реального мира.
Таким образом, развитие логичности мышления младших школьников на уроках математики в условиях новых требований ФГОС способствует формированию умственных приёмов деятельности, творческих способностей учащихся, развитию интеллекта, повышению успеваемости.
Список литературы
1. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Академия развития, 2012. – 240с.
2. Тонких А. П., Кравцова Т. П., Лысенко Е. А., Стогова Д. А., Голощапова С. В. Логические игры и задачи на уроках математики. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 240 с.
3. Царева С. Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий // Начальная школа. – 2013. – №4. – С. 49 – 51.