Папки-передвижки

Значение народного искусства для развития художественного творчества младших школьников

Татьянина Наталья
Значение народного искусства для развития художественного творчества младших школьников

На протяжении тысячелетий народное искусство дает возможность человеку познать мир и выразить свое отношение к нему. Произведения народного искусства отражают особенности эпохи, людей, которые их создавали.

Виды народного искусства можно подразделить на пространственные (изобразительные) и временные (музыка, слово). Каждый из этих фундаментальных видов имеет свои особенности, обладает своеобразными выразительными средствами.

Публикация «Значение народного искусства для развития художественного творчества младших школьников» размещена в разделах

Искусством пронизана вся жизнь человека. Важно ввести ребенка в мир искусства как можно раньше. Основополагающее значение для осмысления роли народного искусства в художественно - эстетическом воспитании и развитии детей имеют исследования ученых искусствоведов, ведущих специалистов в области народного искусства - Г. К. Вагнера, З. М. Василенко, В. С. Воронова, М. А. Некрасовой и других. В своих исследованиях они неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая главными критериями такой близости декоративность и красочность создаваемых образов, особое чувство ритма, обобщенной пластики форм и орнамента. Именно поэтому, подчеркивали ученые, декоративное искусство должно играть важную роль в эстетическом воспитании детей.

Значение народного декоративно - прикладного искусства для эстетического воспитания детей отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества - Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, А. П. Усова, Е. К. Ковальская, Т. С. Комарова, А. А. Грибовская, Ю. В. Максимов, Н. Б. Халезова и другие. Ознакомление с произведениями народного творчества способствует воспитанию у детей патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного, формирует у младших школьников художественный вкус, эстетическое восприятие, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию. Степень развитости всех этих проявлений эстетического познания непрерывно совершенствуется в течении всей жизни человека.

Программа предполагает последовательное усвоение детьми знаний и систему практики. Методика работы с детьми в начальной школе ориентированна на то, чтобы дать им базовые представления о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно истинное общение с произведениями искусства и приобщение школьников к культуре. И, как нам представляется, в процессе работы с детьми младшего школьного возраста не следует ограничиваться фрагментарным знакомством с отдельными произведениями искусства.

Цель школы : постепенное, поэтапное введение ребенка в мир искусства, развитие художественно - творческих способностей в речевой, музыкальной и изобразительной деятельности средствами взаимосвязанного использования всех видов народного искусства.

Ключом эстетического воспитания является связь художественно - творческой деятельности ребенка с освоением им выразительных особенностей различных видов искусства. В начале закладываются основы эстетического восприятия, эстетического отношения к действительности, эстетической оценки произведений искусства и собственных творческих работ детей, выделяются главные виды деятельности (игровая, театрализованная, художественно - речевая, музыкальная, изобразительная, большое внимание уделяется развитию творческой активности. Включение в педагогический процесс произведений народного искусства наполняет жизнь детей ярким, интересным содержание ческой творческой деятельности.

Использованные в работе с детьми разнообразные методы, приемы и средства позволили сформировать у них эстетическое восприятие, развить творческую активность, выразившуюся в стремлении детей использовать созданные ими по народным мотивам декоративные изделия, в желании исполнять народные песни, танцы, хороводы. Разработка системы эстетического воспитания в начальной школе дает возможность избежать стихийности и случайности в воспитательно-образовательной работе.

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно - эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Важную роль народного и декоративно - прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества : Усова А. П., Саккулина Н. П., Комарова Т. С., Шпикалова Т. Я., Езикеева В. Я., Халезова Н. Б., Богатеева З. А., Доронова Т. Н., Грибовская А. А. и другие. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс. Исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

Известный педагог Е. А. Флерина одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания декоративных узоров.

Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала в своих работах Н. П. Саккулина: "Детям младшего возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством".

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности произведений народного декоративно - прикладного искусства.

В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях в школах

"Интегрирование разного содержания в воспитательно - образовательной работе с детьми на материале народного искусства, - пишет Т. С. Комарова, - соответствует характеру мышления детей младшего школьного возраста : оно является наглядно - действенным и наглядно - образным, и вместе с тем и восприятие, лежащее в основе детского творчества, и мышление синкретичны. Интегрирование разных видов искусства, в том числе и народного, основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу"

Что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности в процессе ознакомления с искусством? Прежде всего - развитие эстетического восприятия, формирование умения наблюдать, вглядываться, вслушиваться, обводить предмет руками, выделяя его свойства: форму, строение, величину, пропорции, цвета, расположение в пространстве; в музыке - выделять звуки, их силу, гармонию, характер. Постепенно под влиянием педагогов дети приобретают способность образной эмоциональной оценки предметов. В эстетическом воспитании пути познания мира идут через художественное восприятие, поскольку оценочная работа мысли является результатом пережитого в художественных образах. С годами удельный вес осмысления произведений увеличивается - дети овладевают содержанием, формой и выразительными средствами. Ребенок формируется на основе эстетического восприятия образных представлений. Это обеспечивает ему успешное овладение учением и спокойную адаптацию в школе. Эстетическое развитие включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств.

Таким образом, искусство, оказывая сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Особое значение в этой связи имеет интегрирование искусства и разнообразных видов художественной деятельности детей младшего школьного возраста.

C одной стороны, интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности в том числе и эстетического восприятия, с другой - основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического служит образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности.

Введение в теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования интеграции искусств вызвано потребностью обозначать концептуально новый подход к решению проблемы развития ребенка средствами комплекса искусств : соединение искусств в одной образной системе с целью формирования универсальных способностей и интегрированных качеств личности.

Наличие художественно - творческих способностей у детей 6-7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствует развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка.

Искусство - особая форма познания и видения жизни. Оно отличается от науки, которая тоже форма отражающей жизнь в виде формул, законов, умозаключений и т. д., тем, что рисует наш мир в образах. И образы, передаваемые в произведениях искусства, всегда метафоричны, они не копируют действительность, а передают ее через ассоциативный ряд, поскольку художник мыслит ассоциативно. Подбору произведений искусства для интегрированных занятий мы уделяем особое внимание. Образы искусства должны быть яркими, впечатляющими, вызывающими эмоциональный отклик у детей.

При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, других средств эстетического воспитания все содержание включается в процесс разработки и создания образа практически на равных основаниях. Вместе с тем какое-то тематическое содержание всегда выступает в роли стержневого. Именно вокруг этого стержня объединяются и другие формы работы, виды искусства и художественной деятельности. Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста в качестве таких стержневых содержаний чаще всего выступают: природа, детская художественная литература, театрализованная и изобразительная деятельность.

Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе соответствует характеру мышления детей младшего школьного возраста : оно является наглядно-действенным и наглядно-образным. Вместе с тем восприятие, лежащее в основе детского творчества, и мышление синкретичны. Интегрирование разных видов искусства, в том числе народного, основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу, а народное искусство синкретично по своему характеру.

Интеграция художественного содержания как путь формирования творческих способностей позволяет предоставить детям возможность ярче проявлять себя в том или ином виде художественно-творческой деятельности. Совершенствование художественно-творческих способностей в одном направлении поможет более успешному развитию способностей и в другом, что определяется общностью психических процессов, на которых базируется любая художественная деятельность.

Исходя из выработанного положения о том, что наиболее полно гуманизация педагогического процесса может быть обеспечена путем широкого включения в жизнь детей художественно-творческой деятельности, углубления и расширения их эстетического воспитания вообще, считается необходимым поставить в центр педагогического процесса в начальной школе эстетическое воспитание и развитие художественных способностей и одаренности у детей.

Рисование, лепка, аппликация способствуют развитию эстетического восприятия - восприятия того, что красиво. Это становится возможным только на известном уровне развития способности анализировать, выделять в предмете то, что составляет его красоту, является характерным для его облика. Восприятие приобретает характер эстетического в том случае, когда возникают эстетические чувства - волнение, радость, удовлетворение от знакомства с прекрасным.

Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик - на стройность его формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т. д. На разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание.

Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще не достаточно для того, чтобы дети могли создавать изображения этих предметов и явлений.

Знакомство с предметом, который будет затем изображен в рисунке, в лепке или аппликации, должно иметь особый характер. Поэтому после целостного восприятия необходимо подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности, к их анализу, определению, сообщить детям необходимые знания.

Однако очень важно закончить восприятие вновь целостным охватом предмета в совокупности всех его основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам.

Публикации по теме:

«Березополье» — музей народного искусства в селе Сартаково«Березополье» — музей народного искусства в селе Сартаково Как и обещала, приглашаю вас, дорогие маамовцы в Сартаковский музей «Березополье». Этот музей находиться в большом, красивом, деревянном.

Мир сказок А. С. Пушкина как часть народного искусства РоссииМир сказок А. С. Пушкина как часть народного искусства России «Лидеры педагогики» — моя очередная статья МИР СКАЗОК А. С. ПУШКИНА, КАК ЧАСТЬ НАРОДНОГО ИСКУССТВА РОССИИ В ТАИНСТВЕННОМ И ВОЛШЕБНОМ.

«Старинный бабушкин буфет…» Фотоотчет о празднике народного декоративного искусства«Старинный бабушкин буфет…» Фотоотчет о празднике народного декоративного искусства Уважаемые коллеги! В нашем дошкольном учреждении №22 "Казачок" г. Азова, прошел очень яркий, красочный и необычный праздник. Организовала.

Фотоотчет «XIII Международный фестиваль народного художественного промысла «Золотая Хохлома-2016»Фотоотчет «XIII Международный фестиваль народного художественного промысла «Золотая Хохлома-2016» В 2016 году с 18 по 19 июня в нашем городе проходил ежегодный, в этом году XIII Международный фестиваль Народного художественного промысла.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Консультация для педагогов «Значение коллективного художественного творчества в детском саду»Консультация для педагогов «Значение коллективного художественного творчества в детском саду» Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое.

Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Поликультурное пространство - это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует.

Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» по ИЗО в 3 классе Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана на основании книги «Азбука народных промыслов 1-4 классы»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение народного искусства для развития художественного творчества младших школьников
Опубликовано: 9 февраля 2022 в 15:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД