Марина Жаркова
Значение звукового анализа слова — основа для ознакомления с буквами и обучение чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Многие дети старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста испытывают трудности при овладении навыком чтения. Процесс становления чтения сложен. Огромное значение для него имеет степень сформированности всех сторон речи. Чаще всего при чтении у детей встречаются ошибки, обусловленные нарушениями или задержкой в развитии фонематического восприятия. Особенно это касается детей с речевыми нарушениями. Если ребёнок плохо различает звуки, не улавливает разницы между оппозиционными звуками, не может выделить заданный звук, возникают сложности при овладении навыками чтения и письма, так как освоение грамоты требует от детей умения анализировать звуковой состав слова. Недостаточное осознание фонетико-фонематической стороны речи приводит к тому, что дети не могут научиться свободно читать в течение нескольких лет. А это в свою очередь препятствует усвоению школьной программы и отрицательно влияет на формирование личности ребёнка.
Публикация «Значение звукового анализа слова — основа для ознакомления с буквами и обучение чтению» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слов на составляющие его звуки) и синтеза (сочетание звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением с соответствующими буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой состав слова может привести к нарушениям письменной речи (дислексии и дисграфии).
Весь процесс усвоения звукового анализа можно разделить на два больших периода.
1. Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа :
• выделение звука из слова, т. е. определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
• определение первого звука в слове, определение последнего звука в слове;
• нахождение места звука в слове, исходя из трёх позиций (начало, середина, конец слова).
2. Обучение последовательному звуковому анализу слов с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.
Существуют общие правила работы по формированию навыков звукового анализа.
1. Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа :
• выделение звука из слова, т. е. определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
• определение первого звука в слове, определение последнего звука в слове;
• нахождение места звука в слове, исходя из трёх позиций (начало, середина, конец слова);
• полный звуковой анализ.
2. Соблюдение порядка формирования умственных действий:
• сначала ребёнку говорят слово и выделяют голосом нужный звук, а ребёнок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
• далее он должен выделить этот, утрированно произнесённый звук, и назвать его изолированно, вне слова;
• затем ребёнок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
• и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребёнок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.
3. Соблюдение чёткой последовательности предъявления звуков на первом этапе и порядок предъявления слов на втором.
4. Обозначение звука буквой, формирование зрительного образа буквы.
Порядок анализируемых слов следующий :
• слова из двух гласных (типа ау);
• слова из двух звуков (типа ум);
• слова из трёх звуков (типа рак);
• слова из двух открытых слогов (типа мама);
• слова из одного слога со стечением согласных (типа волк);
• слова из одного слога со стечением согласных (типа стол);
• слова из двух слогов (типа сумка);
• слова из трёх открытых слогов (типа корова).
План анализа слова
1. Произнеси слово и послушай его.
Этот пункт исключительно важен, ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того как начнётся вычленение звуков из слова учитель-логопед должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно.
2. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.
Выполняя второй пункт плана, ребёнок произносит слово дважды : первый раз целиком (со значительной интонацией, которая подчёркивает ударный слог, а второй раз по слогам.
3. Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй.
Переход к этому действию означает начало собственного звукового разбора.
4. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой).
5. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй, обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой).
6. Третий звук и т. д.
7. «Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:
- Сколько всего звуков в слове?
- Сколько гласных звуков, сколько согласных?
- Сколько слогов?
Проведение звукового анализа с использованием фишек.
- красный – обозначает гласный звук;
- синий – твёрдый согласный;
- зелёный – мягкий согласный;
- синий с изображением звоночка – твёрдый звонкий согласный.
- зелёный с изображением звоночка – мягкий согласный звук.
Игры на развитие звукового анализа и синтеза
Дети анализируют гласные звуки, выполняя упражнения:
«Кто лучше слушает?»
Цель: развивать умение определять количество услышанных гласных звуков.
А; АО; АОУ; АОУИ;… .
«Какой звук есть во всех словах?»
Цель: развивать умение выделять общий звук в словах.
Выделение заданного гласного звука в слове.
При определении наличия или отсутствия звука в слове звуки можно изображать квадратами (кружками, фишками или символами звуков.
Выделение заданного гласного в слове (начало, середина, конец слова).
Игровые упражнения: «Найди место звука в слове», «Какой звук прячется в конце слова, в середине слова?», «Какой звук начинает слово?», «Найди звук», «Куда спрятался звук?», «Кто самый внимательный?», «Назови картинку и выдели (назови) гласный звук», «Найди сбежавший звук» и т. д.
Дети анализируют согласные звуки.
При этом соблюдается определё нная последовательность: сначала выделяют последний согласный звук в слове, легче всего это делать, если в конце стоит глухой взрывной согласный.
Игровые упражнения: «Найди фишке место», «Назови место звука», «Подбери картинку к схеме», «У кого такая картинка?», Найди, где спрятались предметы», «Помоги заселить жильцов, «Договори словечко», и т. д.
Цель: развивать умение определять место звука в слове.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков
Использовать сигнальные кружки синего и зелё ного цвета:
Игровые упражнения: «Твёрдый, мягкий – подскажи, место верно укажи» и т. д.
Звуковой анализ слов с изученными звуками.
Полный звуковой анализ и определение последовательности звуков в слове.
Игровые упражнения: «На картинки посмотри, сколько звуков говори», «Подбери слово к схеме», «Сколько комнат в квартире?», «Длинные и короткие слова», «Кого позовут в гости?», «Строители», «Соседи», «Слоговая цепочка»
Приёмы формирования зрительного образа буквы :
рассматривание буквы, обведение пальцем её контура;
«написание» буквы в воздухе;
сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами и другими буквами;
моделирование буквы из палочек, полосок бумаги, ниток и т. п. ;
лепка буквы из пластилина;
вырезание буквы по контуру;
раскрашивание и штриховка буквы;
обведение контура буквы карандашом, написание буквы по опорным точкам;
нахождение и обведение буквы в ряду других букв.
Для укрепления связи звука с буквой можно рекомендовать следующие виды заданий:
взрослый называет звуки и показывает соответствующие буквы;
взрослый показывает буквы и называет звуки, дети повторяют;
взрослый показывает буквы, дети читают их;
взрослый называет звуки, дети находят карточки с соответствующими буквами;
взрослый называет ряд звуков (например [А, У, О], дети, соблюдают заданную последовательность, выкладывают карточки с изображением букв.
В конце работы по формированию звукового анализа дети называют количество звуков в слове, произносят их последовательно, без предварительного громкого проговаривания, определяют точное место звука в слове по отношению к другим звукам, обозначают звук буквой, учатся слитному чтению слогов, сознательному плавному слоговому чтению слов, предложений и текстов, а также составлению из букв разрезной азбуки слов и предложений изученного звуко-слогового состава, написание которых не расходится с произношением. Это позволяет обеспечить тот уровень фонематического развития, который должен быть в норме у ребёнка старшего дошкольного возраста.