Александра
Знакомим дошкольников с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы
Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К. Д. Ушинский отмечал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным. Именно он вел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирование патриотических чувств. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной деятельности. Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, связаны с изучением механизмов социализации, формирование социальной компетенции ребенка, осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятие детьми мира предметов, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых и т. д.
Публикация «Знакомим дошкольников с родным краем» размещена в разделах
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временный период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Планируя работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на краеведческом материале, необходимо учитывать следующее:
Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определенных доминирующих целей образовательной программы.
Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам.
Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности. Повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребенка вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» и является необходимым условием развития его субъективности.
Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т. д.).
Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья.
Организация работы с родителями, направленная на то, что их знания и любовь к родному городу должны передаваться детям.
Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.
Изучив литературу по данному направлению, я поставила перед собой следующие задачи, благодаря решению которых дети, на мой взгляд, в полной мере усвоят данный им материал:
1. Формировать любовь к родному краю и интерес к прошлому и настоящему города.
2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
3. Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
4. Развивать бережное отношение к городу (его достопримечательностям, культуре, природе).
5. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
В ходе совместной деятельности с детьми, используя разнообразные формы организации образовательного процесса, формирую у дошкольников представления об истории заселения людьми Сибирского края, об истории возникновения города Братска, о его людях, их сибирском характере, таким образом, формируя интерес к «малой Родине».
Особое место в работе с дошкольниками отводится развивающим и обучающим играм, в ходе которых дети с лёгкостью усваивают материал разного уровня сложности, таким как «Прошлое предметов», «Что перепутал художник», «Собери целое из частей», «История цивилизации», «Родной свой край люби и знай», «Назови Сибирские города», «Узнай по описанию (достопримечательные места родного города и края)» и т. п.
В ходе реализации тематической недели «Край ты мой Сибирский» провожу с детьми сюжетные игры (н-р, «Путешествие по реке времени в прошлое Сибирского края, города Братска», «Путешествие по карте» и др., беседы по темам «Архитектурные памятники города», «Архитектурные стили города», «Наша улица в будущем», «Улицы города в старых и новых фотографиях», «Скульптуры, которые украшают наш город» и другие. Вместе с детьми мы составляем загадки о достопримечательных местах улиц города, описательные рассказы о людях, предметах, природе родного края, повествовательные рассказы «Мой город не похож на другие города», «Мое любимое место в городе», «Я – братчанин», встречаемся с интересными людьми (экскурсоводами, музейными работниками, библиотекарями, артистами, спортсменами и др., обсуждаем социальную значимость деятельности людей прошлого и настоящего (по литературным произведениям исторического содержания) и т. п.
Подключаю к совместному обучению и ознакомлению детей с краем, где они родились, и родителей воспитанников. Родителям предлагаю посетить отдаленные улицы города, рассказать детям о его достопримечательностях, о жизни и профессиональной деятельности людей в городе и т. п. В помощь родителям разработала консультации для разных возрастных групп, провожу индивидуальные беседы, интеллектуальные игры, КВН «А у нас во дворе», «Город мой Братск…» и др., конкурсы макетов «Достопримечательности родного города», «Братск – город будущего» и пр., оформила информационный уголок «Родной свой край люби и знай», ежегодно организую совместное посещение музея «Ангарская деревня».
Таким образом, построение образовательного процесса на краеведческом материале, позволяет решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Литература:
1. И. Рыбакова Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания// Ж. «Дошкольное воспитание», № 5, 2003.
2. Н. В. Алешина Знакомим дошкольников с родным городом : конспекты занятий. - М. : ТЦ «Сфера», 1999. -112 с.