Глюза Хасанова
Консультация «Знакомство детей с месяцами»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с месяцами.
В подготовительной группе детского сада мы даем детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Для того чтобы детей 5- 6 лет научить ориентироваться в календаре по месяцам я использую таблицу, составленную самими детьми. Таблица раскладывает по полочкам всю информацию, позволяет более эффективно запоминать, так как задействуются логический (понял-запомнил) и мнемотехнический (основан на зрительных образах) способы запоминания, которые являются наиболее эффективными.
Публикация «Консультация „Знакомство детей с месяцами“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Я предлагаю детям цветные карандаши и альбомный лист, на котором начерчена таблица три квадрата по горизонтали и четыре квадрата по вертикали. По горизонтали отмечаются по три месяца каждого времени года. В этих квадратах дети рисуют какую-либо отличительную особенность каждого месяца : природные явления, свойственные этому месяцу или праздники, которые отмечают в этом месяце. Заполнять таблицу надо постепенно. Можно заполнять каждый следующий квадрат первого числа этого месяца или каждое время года обсуждать в начале первого месяца этого сезона. Я предпочитаю заполнить всю таблицу в течение примерно одного месяца, за один раз по три месяца, то есть один сезон. Так у детей не теряется интерес к работе с таблицей, закрепляются уже полученные знания.
Начинаем обсуждение с осени, с сентября. Я задаю детям вопросы о первом сентября. И мы с детьми выясняем, что первое сентября - День знаний, так как начинается учебный год и все ученики идут в школу. В этот день школьники идут в школу нарядные, с букетами цветов. Затем я предлагаю нарисовать в левом верхнем углу девочку или мальчика с портфелем и букетом цветов. Повторяем и закрепляем название месяца - сентябрь.
В октябре происходят большие изменения в природе. Мы с детьми обсуждаем изменения в природе в октябре и во втором квадрате по горизонтали дети рисуют дерево с желтой листвой. Повторяем и закрепляем название месяца - октябрь.
В третьем по горизонтали квадрате дети решают нарисовать то же дерево, только без листвы, так как в ноябре все деревья стоят «голые».
На второй по горизонтали строчке рисуем зимние месяцы. Отличительной чертой декабря является снег, поэтому в крайнем слева во второй строчке квадрате дети рисуют снежинку.
Январь – это Новый год и, конечно, в следующем квадрате дети рисуют новогоднюю елку. Этот квадрат я предлагаю выделить красным карандашом, чтобы дети знали, что называть подряд двенадцать месяцев надо начинать с января.
После беседы с детьми мы вспоминаем, что в феврале День защитника Отечества. Поэтому в третьей ячейке второй строчки рисуем танк.
Таким образом, задавая наводящие вопросы и обсуждая с детьми, заполняем все ячейки таблицы. Стараюсь, чтобы дети сами вспоминали праздники, изменения в природе, дни рождения для того, чтобы название месяца не было просто звуком, а возникали логические и зрительные ассоциации, что помогает запоминанию.
На третьей строчке в марте дети рисуют цифру 8 и цветы, что символизирует Международный женский день; в апреле - сосульки и ручейки; в мае - цифру 9 и салют.
Самая нижняя четвертая строчка заполняется летними месяцами. Июнь- это время цветения, поэтому рисуют цветы; в июле рисуют солнце, так как это самый жаркий месяц в году; в августе созревает урожай, поэтому рисуют овощи на грядках. Конечно, можно использовать другие изображения, которые могут проиллюстрировать эти месяца.
Мы вновь и вновь обращаемся к этой таблице, постепенно заполняя пустые ячейки, повторяя уже знакомые месяцы. Для закрепления материала можно использовать дидактические игры «Назови следующий», «Назови предыдущий», «Назови соседей», «Назови первый (второй, третий) месяц осени (зимы, весны, лета) и т. д. Отвечая на вопрос, дети могут смотреть в свою таблицу и находить правильный ответ. При этом у них происходит систематизация знаний, они начинают понимать на «какой полочке» в таблице, а также в своей голове найти нужную информацию. Дети учатся работать с таблицей, систематизировать свои знания, что помогает запоминать не механически, с помощью зубрежки, а рационально, логически. Причем, кроме названий месяцев, дошкольники учатся ориентироваться в праздничных датах, закрепляют знания изменений в природе в разное время года.