Получи документы

Знакомство детей с народно-прикладным творчеством через народную игрушку

Наталья Глазина
Знакомство детей с народно-прикладным творчеством через народную игрушку

Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная и значимая задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят к традиционному искусству.

Публикация «Знакомство детей с народно-прикладным творчеством через народную игрушку» размещена в разделах

Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками.

Приобщение детей к народной культуре, воспитание гордости и преданности родному краю возможно через ознакомление с промыслами своих предков, с народной игрушкой. Расписанная декоративными узорами, сочетающими в себе определенный ритм, счетность, симметрию, народная игрушка развивает у воспитанников элементарные математические представления. Сделанная полностью из природных материалов, она являет собой неразрывную связь человека и природы. Ничто не может сравниться с самобытной народной игрушкой. Для промыслов народных умельцев характерен ряд черт, который позволяет делать народные матрешки, дергунчики, каталки легко узнаваемыми.

В детском саду, мы педагоги, знакомим своих воспитанников с разнообразными русскими народными игрушками. Педагогический коллектив средствами музейной педагогики старается возродить народную культуру.

Я в группе создала мини-музей «Народной игрушки». Это самое любимое место у детей. Разнообразные народные игрушки располагаются на декоративных полочках, сделанных в русском стиле. Один раз в квартал в музее Народной игрушки проходят тематические выставки: «Тряпичная народная кукла», «Бело-голубое чудо», «Изделия городецких мастеров», «Филимоновская игрушка»

Мои воспитанники с удовольствием рассматривают и знакомятся с Городецкой деревянной игрушкой, которая богата сюжетами, персонажами. Живые краски, простой, сродни детскому орнаменту, выразительность формы, придают игрушке неповторимость.

С Дымковской глиняной игрушкой, в которой видны соединения четких форм, простота сюжета и живой росписи.

Игрушка-Матрешка интересна и востребована детьми во все времена. Она привлекает не только яркой росписью и неповторимостью лиц, но и игровым элементом. Матрешки семеновские, загорские и полхов-майданские одеты по крестьянской моде: платок, расписной сарафан, полушалок, передник. Дети с удовольствием играют с этими игрушками, передают образы матрешек и расписывают их.

Бело-голубое чудо всегда радует глаз. Дети с удовольствием любуются изделиями гжельских мастеров, мастерят их подобия из глины и пластилина, расписывая созданные образы.

Привлекает внимание детей Богородская игрушка. Эта игрушка знакомит воспитанников с животными и разными предметами быта, передавая образы точно и реалистично.

Центральное место в нашем музее занимают игрушки Орловской области :

Это: Плешковская игрушка (Ливенского района)- она характерна тем, что у животных шея поставлена строго перпендикулярно к туловищу, а в женской и мужской фигурках вместо другой руки смонтирован свисток. Специфично также и украшение фигурок в самом материале-посредством защипов, углублений. Роспись плешковских игрушек считается производной от русских набивных тканей.

Чернышинская игрушка (Новосильского района) «ладится» посредством специальной палочки-стержня и ножа, которым в процессе лепки удаляется лишняя глина. У чернышинских кукол- крупно обозначенная грудь; у животных и птиц-наклонная постановка шеи и удлиненное туловище. В росписи преобладают горизонтальные полосы и ряды точек (пятнышек).

В рамках знакомства детей с русскими традициями, с обычаями своих предков, в нашем детском саду стало традицией организовывать выставку народной игрушки : «Краса ненаглядная». В рамках данного мероприятия ставим следующие цели и задачи:

• Формирование и развитие художественных способностей ребенка через

народное декоративно-прикладное искусство;

• Прививать любовь и бережное отношение к народной игрушке;

• Развивать эстетическое восприятие образов народного искусства.

В выставке принимают участие дети, педагоги, родители. Народные игрушки выполняем из разнообразного материала: дерево, глина, бумага, ткань.

Кроме этого, ввести детей в экскурс по истории игрушки мне помогают фотографии, книги о народных промыслах, иллюстрации Ю. Васнецова к «дымковским» поговоркам и сказкам.

Работу с воспитанниками по данному направлению строю таким образом. Вначале знакомлю детей с историей края, стараюсь передать посредством рассказов, образов ту среду, в которой зарождалась народная игрушка. Особое внимание уделяю цветам, используемым для росписи, так как они несут символический смысл, помогают передавать замысел автора, сюжет. Показательна в этом плане каргопольская игрушка. Зеленый цвет означает землю и природу, голубой — небо, белый — правду и добро, черный — зло и горе, красный — красоту и здоровье.

Планирую и провожу непосредственно образовательную деятельность по определенной тематике, которая включают в себя:

• Просмотр и чтение книг по теме.

• Рассказы педагога.

Творческую деятельность : лепку и роспись объемных игрушек из соленого теста или глины по мотивам филимоновской, каргопольской, дымковской, плешковской и чернышинской игрушек; рисование народных орнаментов на бумаге.

• Игры с движущимися богородскими игрушками, городецкими и семеновскими каталками.

• Дидактические игры по типу «Составь узор».

• Исполнение музыкальных произведений с помощью народных игрушек-свистулек.

Большую работу в данном направлении провожу с родителями. Работа с родителями включает в себя:

-семинары-практикумы, на которых дети вместе со взрослыми учатся лепить из глины и расписывать получившиеся изделия орнаментами, характерными для народных игрушек;

-выставки творчеств;

-наглядно-информационная агитация, которая помогает родителям познакомиться с уникальными произведениями русской народной культуры- русской игрушкой.

Плодотворная работа проводится с педагогами по организации и знакомству детей с народно-прикладным творчеством, через народную игрушку. Педагоги принимают участие в тематических консультациях, на которых обсуждаются примеры использования народной игрушки в различных видах дошкольной деятельности: изо, музыке, играх и других.

Результаты проделанной работы с воспитанниками показывают, что детям доставляет радость народная игрушка, ее яркость, выразительность и простота форм, а больше всего возможность создать этот образ самим. Удовольствие, получаемое в продуктивной деятельности, сочетается с развитием у ребенка эстетического вкуса, творческих способностей, художественных навыков и умений. Польза и красота, ярко и образно выраженная в предметах народных умельцев, становится близким и понятным детскому восприятию. А нам, воспитателям, родителям, детские рисунки, поделки доставляют истинное эстетическое наслаждение. Дети приобщаются к истокам народной культуры и быта.

Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Дети видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие. Это способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию. Дети познают мир, происходит их социализация в обществе.

Публикации по теме:

Проект: «Народные промыслы Липецкого края. Романовская игрушка». ДОУ №68 Калинина Мария Ивановна Паспорт проекта 1. Вид проекта: информационно – творческий. 2. Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).

Проект по ознакомлению старших дошкольников с декоративно-прикладным творчеством ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА. На начальном этапе проекта с детьми была проведена ознакомительная беседа о видах и значении декоративно-прикладного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство детей с народно-прикладным творчеством через народную игрушку
Опубликовано: 22 января 2015 в 11:32
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД