Воронина Дарья Сергеевна
Знакомство детей с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Вежливость открывает все двери».
Возрастная группа : старшая группа.
Цель занятия: понимание пословицы «Вежливость открывает все двери» через беседу по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово» и закреплять свои знания о вежливых словах через дидактическую игру на интерактивной доске: «Дополни вежливым словом».
Публикация «Знакомство детей с рассказом В, Осеевой „Волшебное слово“ в старшей группе» размещена в разделах
Задачи: 1) Образовательная задача: в ходе беседы воспроизвести последовательность события, определить, чему нас учит это произведение. И понять подходит ли данная пословица «Вежливость открывает все двери» к рассказу В. Осеевой «Волшебное слово».
2) Развивающая задача: внимательно слушать, поддерживать диалог, проявлять волевые усилия.
3) Воспитывающая задача: уважать высказывания мнения своих товарищей, не перебивать, уметь договариваться между собой.
Дидактическая задача: Закрепить события, произошедшие в произведении.
Словарная работа : Активизация слов- «проявлять вежливость», «собеседник седовласый», «сказал робко».
Планируемые результаты занятия: поняли пословицу «Вежливость открывает все двери» через беседу по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово», узнали больше вежливых слов через дидактическую игру на интерактивной доске: «Дополни вежливым словом». В ходе беседы воспроизвели последовательность события, определили, чему учат это произведение. И выяснили что данная пословица «Вежливость открывает все двери» подходит к рассказу В. Осеевой «Волшебное слово».
Предлагаю внимательно послушать и отгадать загадку.
Говорит Лиса Матрё на:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
Задает вопрос слово «пожалуйста» это какое слово?
Предлагаю познакомится с еще одним рассказом Валентины Осеевой «Волшебное слово».
Этот рассказ о том, как расстроенный мальчик Павлик встретился со стариком в парке. Где дедушка участливо спрашивает, чем огорчен мальчик, когда Павлик сел рядом с ним на скамейку, и поделился с незнакомцем своими бедами : сестра Ленка не поделилась с ним красками, бабушка за одну морковку прогнала его из кухни, а старший брат наотрез отказался взять его с собой кататься на лодке.
Сумеет ли седовласый собеседник помочь мальчику, и какое волшебное слово посоветует сказать. И поможет ли это волшебное слово на всех членов семьи Павлика? Сейчас я вам прочту, и вы сами все узнаете.
Закрепляю правила пользования книгой.
(Выборочное чтение отрывка).
- О чем эта сказка?
- Кто главные герои?
- Какое волшебное слово седовласый собеседник сказал мальчику?
- Смог Павлик применить ко всем это волшебное слово?
- Подействует ли это волшебное
слово на всех членов семьи Павлика?
- Что означают слова : проявлять вежливость, собеседник седовласый, сказал робко?
Повторное чтение отрывка из рассказа.
- К кому Павлик пошёл после разговора с седовласым собеседником и что просил он? По порядку.
- Сомневался ли Павлик в начале, когда просил систру дать краску что она не поймёт это волшебное слово, считал ли он вначале что старик его обманул?
- Сумел ли седовласый собеседник помочь мальчику?
Проводит физминутку.
Можно ли отнести пословицу «Вежливость открывает все двери» к рассказу В. Осеевой «Волшебное слово»? Почему?
Предлагаю детям помочь мальчику Павлику больше узнать вежливых слов сыграв в игру «Дополни вежливым словом»
Объясняю правило игры: нужно внимательно слушать, не выкрикивать, поднимать руку, не перебивать, выслушивать до конца.
Зрительная гимнастика.
Ребята, дополните мысли:
- Названия сказки, с которым мы знакомились….
- Как звали мальчика….
- Это сказка учит нас.
Отрывок которые я прочту:
— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Павлик раскрыл рот.
— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни— тихим голосом, глядя прямо в глаза…
— Я попробую, — усмехнулся Павлик,— я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой. «Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово.»
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущё нно пробормотала:
— Какую тебе?
— Мне синюю, — робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?» Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она,
выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки. «Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика. За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
— Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
— Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!
— Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.
— Пожалуйста, — повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся! «Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.