Зульфия Равхатовна Мельник
Знакомство с мероприятиями, направленными на развитие взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с мероприятиями, направленными на развитие взаимодействия с родителями.
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение ком-петентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
Публикация «Знакомство с мероприятиями, направленными на развитие взаимодействия с родителями» размещена в разделах
-обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Эта деятельность должна дополнять, поддерживать и тактично направлять воспитательные действия родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
2)просвещение родителей (законных представителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3)способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партн рских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5)вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) должно придерживаться следующих принципов:
1)приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка : в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка;
2) открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребенка в группе;
3)каждому из родителей (законных представителей) свободный доступ в ДОО; между педагогами представителями) необходим обмен информацией ребенка в ДОО и семье;
4)взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей) : при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;
5) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребенка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач; возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений реб нка с родителями (законными представителями, прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста, обусловленные возрастными особенностями развития детей.
Деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям :
1)диагностико -аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач;
2)просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребенка в группе ДОО; содержании и методах
образовательной работы с детьми;
3) консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей
(законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления
возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
Направления деятельности педагога реализуются в разных формах (групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с родителями (законными представителями) :
- диагностико -аналитическое направление реализуется через опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее; просветительское и консультационное направления реализуются через групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары - практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое;
- консультационное направление реализуются через групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары - практикумы, тренинги и
ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое ;
-информационные проспекты, стенды, ширмы, папки- передвижки для родителей (законных представителей); журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей (законных представителей, педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму - совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
Система работы с родителями включает :
-ознакомление родителей с результатами работы ДОО на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОО;
-ознакомление родителей с содержанием работы ДОО, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;
-участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях, работе родительского комитета;
-целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
-обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Основные формы взаимодействия с семьей.
1. Знакомство с семьей. Встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование.
2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты, праздники и спектакли, создание памяток.
3. Образование родителей. Организация «Семейной гостиной» (лекции, семинары, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки).
4. Совместная деятельность. Привлечение родителей к организации театральных постановок, гостиных, концертов, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
5. Мастер-класс. Особая форма презентации специалистом (родителями, сотрудниками детского сада, родителями, приглашенными специалистами (из центра «Семья», центра дополнительного образования) своего профессионального мастерства, с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам воспитания детей и средствам их решения.
6. Тренинг. В процессе тренинга родители активно вовлекаются в специально разработанные педагогом - психологом, приглашенным специалистом ситуации, позволяющие осознавать свои личностные ресурсы, развивать навыки самопознания и саморегуляции, коммуникативные и профессиональные умения.
7. Семейные праздники. Семейный праздник в детском саду — это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю события: День матери, День отца, Новый год, День Победы, Международный День семьи (15 мая, Всероссийский День семьи, любви и верности (8 июля).
8. Семейный театр. Развитие партнерских отношений с семьей открывает новые возможности для развития театрализованной деятельности детей и взрослых в форме семейного театра. Семейный театр в детском саду как творческое объединение нескольких семей и педагогов (воспитателей, музыкального руководителя и руководителя театральной студии детского сада.
9. Проектная деятельность. Проекты меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанниками родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта. Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности.
10. Семейный календарь. Семейный календарь может состоять из двух взаимосвязанных, взаимопроникающих частей : одна — инвариантная, предлагаемая детским садом для всех семей воспитанников; вторая — вариативная, проектируемая каждой семьей в логике своих потребностей и традиций. Сопровождающая инвариантная часть календаря может включать сведения: о сезонных народных праздниках; о всемирных, всероссийских государственных, городских праздниках и рекомендации по их проведению в семье с учетом возраста детей; о профессиональных праздниках, отмечаемых в семье, и рекомендации по организации с детьми бесед о профессиях; и рекомендации по их проведению в семье с учетом возраста детей, о мероприятиях, проводимых для семей воспитанников в детском саду (консультациях, заседаниях клуба и пр.); об организуемых выставках, рекомендации по проведению «дня музея» в семье; афоризмы о воспитании; рекомендации по организации разнообразной деятельности в семье — семейного чтения, семейных прогулок на природу, экскурсий в музей, на выставки, к достопримечательностям (погружение в историю и культуру города, художественной деятельности и т. п. Вторая, вариативная часть, планируемая семьей, может содержать следующие сведения: о семейных праздниках — днях рождения членов семьи, родных (именины,друзей семьи (в том числе друзей ребенка, а также о днях памяти в семье; о семейных прогулках, поездках и др. ; о семейном отдыхе (отпуск родителей); о достижениях ребенка. Семейный календарь рождает у родителей и прародителей идеи будущих совместных дел в семье и детском саду.
Активные формы и методы работы с родителями :
-родительские собрания; консультации; совместные проекты «Моя родословная», «Улицы, по которым я хожу», «Герб семьи»;
-выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
-совместные экскурсии в школу, библиотеку, в детский парк;
-экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу»;
-дни добрых дел (подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования);
- дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
-оформление фотовыставок («Мой город», «Моя мама лучше всех», «Мой папа –он лучший самый, «Природа просит помощи»);
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- работа с родительским комитетом группы;
-беседы с детьми и родителями («Как правильно одеваться», «Правила чистки зубов», «Режим дня в выходные дни»). В результате повышается уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы.
К собраниям готовится выставка детских работ или фотостенд, где рассказывается о жизни группы. На собраниях выражается благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе.
Большая работа с родителями проводится при подготовке детей к школе.
Проводятся консультации «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка». На собрание приглашаются специалисты: учитель - школы, учитель-логопед, педагог-психолог.
Наглядно -информационное направление. Наглядно–информационное направление включает в себя :
-родительские уголки;
-семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Я здоровье сберегу», «Сам себе я помогу», «Улицы, по которым я хожу»;
-фотовыставки «Моя мама - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;
- картотека Добрых дел. В результате использования различных форм и методов общения с родителями, повышается психолого-педагогическая грамотность родителей; культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Спасибо за внимание!