Любовь Ястребова
Конспект занятия по знакомству со свойствами воздуха
▼ Скачать + Заказать документы
Цель НОД:
Познакомить детей с воздухом, его свойствами.
Задачи:
• Познакомить детей со свойствами воздуха : занимает место, не твердый, легче воды.
• Развивать познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим экспериментам.
• Воспитывать чувство взаимопомощи.
Средства:
Демонстрационный материал:
звуковая запись с голосом Фиксика, карточки со схемами, мультимедийная установка, ящик электронной почты, подарки.
Публикация «Конспект занятия по знакомству со свойствами воздуха» размещена в разделах
Раздаточный материал:
Карточки со схемами, тазики, стаканы, трубочки, бутылочки, фартуки, нарукавники, шапочки, конверты, карточки со свойствами воздуха.
Методы и приемы: привлечение внимания, мотивация детей, создание проблемы, принятие цели, предложенной взрослым. Показ, объяснение, сравнение, вопросы развивающего характера, вопросы познавательного характера, создание проблемной ситуации, обсуждение, самостоятельные действия детей, самоанализ, помощь детям.
Литература:
• “Неизведанное рядом” О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина.
• Организация экспериментальной деятельности дошкольников” Методические рекомендации Москва 2004 г.
• “Экспериментальная деятельность для старшего дошкольного возраста”.Тугушева Г. П. ,Чистякова А. Е.
Санкт-Петербург 2010 г.
• И. Э. Куликовская, Н. И. Совгир ”Детское экспериментирование ”. Старший дошкольный возраст.
Действия воспитателя: Действия детей:
Воспитатель подходит к детям в халате ”ученого” и в шапочке.
-“Здравствуйте, ребята! Разрешите с вами познакомиться, меня зовут Любовь Ивановна. Я ученый.
Ученые изучают мир вокруг нас, разные предметы и явления. Для этого они проводят различные опыты”
-А вы хотите стать учеными?
Звучит голос Фиксика.
Голос Фиксика:
-“Здравствуйте, юные ученые! Нам срочно нужна ваша помощь в написании статьи для школьной газеты Дим Димычу. ”
Название этой статьи кроется в загадке:
“Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем. ”
-Что это?
-Правильно!
“Дим Димычу нужно написать статью про воздух и его свойства. Нам одним не справиться! Ждем ваших сообщений.
С уважением, Фиксики. ”
Воспитатель:
-Ребята, поможем Фиксикам справиться с заданием?
- Отправлять сообщения я предлагаю быстрым способом по электронной почте.
(показываю ящик)
Вся информация поступит Дим Димычу в виде знаков и схем.
-Вы со мной согласны?
-Написать статью для газеты – это очень ответственное задание, к нему нужно хорошо подготовиться.
-Для этого я предлагаю игру: «Из чего сделано?»
-Хотите поиграть?
-Я назову какой-нибудь предмет, а вы скажите, из какого материала он сделан?
-Внимание: из какого материала сделан стол? Платье, шуба, машина, пирамидка, окно, тарелка?
-Молодцы!
-Итак, все готовы? Ученые работают в лабораториях. Приглашаю пройти в первую лабораторию.
-Как вы думаете, в комнате, где мы сидим, есть воздух?
-А вы его видите?
-Значит он какой?
-(Показывает знак на экране)
-А воздух имеет запах?
-Значит носом его не почувствуешь?
-(Показ знака на экране)
-А воздух можно попробовать на вкус?
-Воздух не имеет вкуса.
-А как вы думаете, воздух цветной или прозрачный? Воздух не имеет цвета.
-(Показ на экране знака)
-Зачем человеку нужен воздух?
-Предлагаю подышать.
-Дыхательная гимнастика (2 раза)
-Возьмите в руки камушек. Надавите на него.
-Какой он на ощупь?
Показываю карточку с изображением камня: так обозначается твердый предмет.
-“Попробуйте зажать ладошкой воздух?
Получается?”
- Значит, воздух мы не ощущаем. Это не твердое тело.
- Напишем Фиксикам, что воздух не твердый. Это будет наше первое послание Фиксикам, для начала статьи.
-Как вы думаете, воздух имеет вес?
-Я предлагаю проверить это с помощью опыта.
-Опыт: на палочке (60 см) по краям привязаны надувные шарики.
-У меня в руках палочка, к ней привязаны шарики.
-Посмотрите, сейчас палочка двигается?
-Что произойдет с палочкой, если я проколю один шарик?
-Внимание, прокалываю.
-Что произошло?
-Почему один конец палочки поднялся?
-Вывод: шарик с воздухом тянет палочку вниз, потому что он тяжелее.
-Шарик без воздуха легче.
-Этим опытом мы доказали, что воздух имеет вес.
-(На экране символ веса воздуха)
-А как вы думаете, что легче: воздух или вода?
- Мнения разделились, предлагаю проверить опытным путем. Ребята, пройдемте во вторую лабораторию.
- Что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна?
-Сейчас проверим!
-Переверните стакан вверх дном, опустите его в воду, подведите под стакан изогнутую трубочку и подуйте в нее.
-Что произошло со стаканом?
- Что вытолкнуло его из воды?
-Правильно, воздух, попадая в стакан через трубочку, вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая стакан из воды.
- Вывод: воздух легче воды.
-(Показ символа на экране)
Физкультминутка.
-(Дни, недели)
-Приглашаю пройти в третью лабораторию.
-Нам предстоят новые открытия.
-Как вы думаете, воздух имеет форму?
-Давайте, проверим?
-Смотрите (демонстрация опыта).
-Что это?
-Как вы думаете, сейчас мяч пустой?
-А что у него внутри?
-Сейчас воздух заполнил пространство мяча, мяч принял круглую форму.
-Вывод: воздух не имеет своей формы, он занимает место, принимает форму того предмета, в который заходит. (Показ на экране)
- Загадаю вам загадку, отгадайте– ка ребятки:
«По лужку он важно бродит
Из воды сухим выходит
Носит красные ботинки
Дарит мягкие перинки»
-Кто это?
-А как вы думаете, можно ли выйти сухим из воды?
- А давайте проверим? Приглашаю вас в третью лабораторию.
- Возьмите стакан с салфеткой, как вы думаете, а в стакане есть воздух?
- Давайте проверим. На дне стакана лежит салфетка. Какая она, сухая или мокрая?
- Можно ли опустить стакан в воду так, чтобы не намочить салфетку?
-Проверяем на опыте.
- Переверните стакан вверх дном и осторожно, плавно опустите стакан в воду, не наклоняя его. Стакан погружаем полностью. А сейчас плавно вынимаем стакан, задержите его, чтобы стекла вода.
- Скажите, у вас намокла салфетка?
- Что помешало воде намочить салфетку?
- Воде помешал воздух, который был в стакане. Мы его не видим, но он есть, он там тоже занимал место.
-(Показ на экране)
-Дид. игра: «Кому нужен воздух?» (Один раз)
- Уважаемые ученые, пора Фиксикам отправлять наши сообщения для написания статьи. Давайте еще раз вспомним, про какие свойства воздуха мы говорили?
-Я буду называть свойства, а вы находить нужные символы этих свойств.
-Внимание: «игра будь внимателен».
-Воздух невидимка, покажите нужный знак
-Он прозрачный… не имеет вкуса… не имеет запаха… он не твёрдый… воздух имеет вес. он легче воды. воздух не имеет своей формы, он занимает место.
-Воздух нужен всему живому.
Воспитатель берет ящик электронной почты, дети складывают в него свои карточки.
Голос Фиксика:
Уважаемые ученые, спасибо вам большое за помощь в написании статьи. Дим Димыч был очень рад!
-Ребята, вам понравилось помогать Фиксикам?
-Ребята, перед вами полянка, предлагаю взять красный цветочек тем, кому все понравилось, зеленый, кому было трудно, желтый, кому было не интересно, положите цветочки на полянку.
-Почему ты взял (а) зеленый цветочек?
-Желтый?
-Нам пора возвращаться в группу
Воспитатель:
- Всем спасибо за помощь! Было приятно познакомиться. На память о нашей встрече – всем подарки. (мыльные пузыри)
До начала НОД дети надевают фартуки, шапочки, нарукавники.
-Хотим.
-Воздух.
-Поможем.
-Согласны.
-Хотим.
-Из дерева, из ткани, из меха, из металла, из пластмассы, из стекла, из глины.
-Нет, да.
-Нет.
-Невидимый.
-Нет.
-Нет.
-Прозрачный.
-Чтобы дышать.
-Делаю вдох-выдох.
-Твердый, жесткий, холодный.
-Нет.
-Нет (да).
-Нет.
-Шарик лопнул и сдулся. Палочка поднялась вверх.
-Потому что сдутый шарик стал легче.
-Ответы детей.
-Выполнят действие по просьбе воспитателя.
-Он подпрыгнул.
-Воздух.
-Проходят к столам.
-Ответы детей.
-Проверим.
-Мяч.
-Нет.
-Воздух.
-Отгадывают загадку.
-Гусь.
-Ответы детей.
-Проходят в третью лабораторию.
-Есть.
-Сухая.
-Нельзя.
-Выполняют действия по просьбе воспитателя.
-Нет.
-Воздух.
-Дети выкладывают картинки с изображением: птиц, зверей, растений, рыб, насекомых, человека.
-Показывают нужный символ на каждое свойство воздуха.
-Да, понравилось.
-Берут цветочки и кладут вокруг полянки.
-Раздача подарков