Грудова Марина Сергеевна
Конспект занятия «Знакомство старших дошкольников с иконописью»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с православием в подготовительной к школе группе
ОТКРЫВАЕМ СТРАНИЧКУ В МИР ИКОНОПИСИ
Программное содержание: расширять и углублять знания детей об иконах, их отличительных особенностях и ценности для христиан. Развивать познавательный интерес к процессу создания икон художниками – иконописцами. Воспитывать уважение к изображениям на иконах
Публикация «Конспект занятия „Знакомство старших дошкольников с иконописью“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
Предварительная работа: экскурсия в храм, беседа со священником, рассматривание иллюстраций икон, рассказ воспитателя.
Материалы и оборудование: иллюстрации икон, аудиозапись колокольного звона, листа бумаги с наклеенной посередине иконой на каждого ребенка, клей, кисточки, салфетки, готовые формы для аппликации.
Ход занятия:
Дети сидят на стульях полукругом. На стенде – иллюстрации икон, на столах – приготовлены материалы для аппликации.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним нашу недавнюю экскурсию в храм. Что такое храм? (Дом Божий). Скажите, чем отличается храм от других зданий? (У храма есть купола и кресты). Дети, кто знает, как называется недавно открывшийся в нашем поселке храм? (Успения Пресвятой Богородицы). Сколько частей можно выделить в православном храме? (Три – притвор, средняя часть и алтарь). Ребята, что вы видели в храме, что вам особенно запомнилось? (Ответы детей).
Воспитатель: Дети, в храме есть также колокольня с колоколами, во время богослужений раздается колокольный звон. Я предлагаю вам послушать некоторые виды колокольного звона. Вслушайтесь, как торжественно и празднично звучат колокола. (Прослушивание аудиозаписи колокольного звона).
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что в храме вы видели много икон, давайте с вами побеседуем об иконах. Что же такое икона? В переводе с греческого это значит «образ», «изображение». Но икона – не обычная картина. Скажите, кого изображают на иконах?
Дети: Иисуса Христа, Божью Мать, святых и ангелов.
Воспитатель: Совершенно верно. На Руси иконы называли образами. Икона непросто произведение искусства – это молитвенный образ, который почитают христиане и обращаются к нему с молитвой. Иконы пишут художники-иконописцы по особым правилам – иконописным канонам. Святых иконописцы рисуют так, чтобы их узнавали, отражая на иконе основные особенности их деяний. Так, преподобный Серафим Саровский изображен молящимся на камне в лесу перед образом Божией Матери, целитель Пантелеимон с ложечкой и ларцом с лекарствами в руках, Св. апостолы Петр и Павел – с книгой и грамотой. Мир духовный на иконах изображается не полностью, так как он недоступен человеческому зрению. Иконописец лишь намекает на его присутствие.
Иконы имеют прямоугольную форму, писались на деревянных досках. Доски брали от таких деревьев как липа, сосна, кипарис. Доски сушили, проклеивали тканью, грунтовали, шлифовали, а затем мастер наносил сюжет и приступал к раскрашиванию. Использовалась многослойная система письма, т. е. на одну краску наносилось несколько слоев. Закончив работу, икону покрывали олифой – масляным лаком. Олифа придавала иконе свежесть и блеск, делала краски боле глубокими и яркими. Но в ней таилась и главная опасность – ведь в храме перед иконами горят свечи и лампады, возникают резкие перепады температуры и влажности. От всего этого слой олифы через 80-100 лет теряет прозрачность, и икона становится темной, ее нужно восстанавливать (реставрировать)