Нина Шапкина
Зрительная гимнастика в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Зрительная гимнастика в детском саду.
Профилактика зрительных нарушений — актуальная тема. Болезни глаз у детей — не только медицинская, но социально-психологическая проблема, потому что около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения, постоянный контроль состояния зрения детей.
Варианты проведения тренировочных упражнений для глаз.
Публикация «Зрительная гимнастика в детском саду» размещена в разделах
1) Упражнения со зрительными стимулами (предметами) со 2 младшей группы.
- работают глаза, голова неподвижна ( на конце указки прикрепляется яркий предмет: бабочка, самолетик, игрушка и так далее и предлагается вместе с ним отправиться в путешествие)
«Птичка»
- Летели птички, собой невелички (прослеживание глазами за предметом по кругу)
- Как они летели, все люди глядели (глаза вправо — влево)
- Как они садились, все люди дивились. (глаза вверх — вниз)
2) Работа со схемами и малыми тренажерами (со средней гр.)
- На схемах (лист ватмана 1 x 2 метра) изображаем какие-либо цветные фигуры: овал, восьмерку, волну, спираль, ромб и так далее. Толщина линии приблизительно 1 см. Плакаты размещаются выше уровня глаз ребенка в любом удобном месте.
(«походить», а потом и «побегать» глазами по линии)
- В старшей возрастной группе ребенок сам водит указкой, а затем без указки.
3) Работа с карточками, расположенными на стенах групповой комнаты.
- На стенах располагают силуэтное изображение предметов, игрушек, героев сказок, геометрические фигуры, цифры, буквы. Их размер соответствует зрительным возможностям детей (15-30 см). Картинки и детали должны быть четко различимы с наиболее далекого расстояния. На занятии дети по просьбе педагога встают, отыскивают глазами нужную картинку — ответ на вопрос педагога или загадку.
4) Упражнения на расширение зрительно — пространственной активности (настенные панно, размерами от 2 до 5 метров, расположенные на потолке или стене).
«Весенние мотыльки» (средний дошкольный возраст)
«Цветные дорожки» (старший дошкольный возраст)
Игровое упражнение «Цветные дорожки»
(старший дошкольный возраст)
Цель: Закрепление названий цветов радуги и последовательности их расположения;
- закрепление порядкового и обратного счета в пределах 10;
- знакомство с четными и нечетными числами первого десятка и цифрами, обозначающими эти числа.
Ход: Жила-была фея, которая любила играть с волшебным клубком. Как-то раз клубок укатился очень далеко. Давайте проследим глазами, куда же он покатился. (Указка, на конце красный клубочек или другой цвет. Дети называют цвет дорожек, внимательно следя за движением указки сверху вниз).
- Докатился до сказочного замка, остановился и покатился обратно. Клубок катится от цифры к цифре, а мы их назовем. (Называют цифры по порядку)
- Аналогично выполняем задание со счетом в обратном порядке.
- Прикатился клубок к фее и опять решил поиграть, стал прыгать по разным цифрам. (Дети «стреляют» глазами, называя цифры, около которых остановился клубочек)
- В подготовительной группе дети называют четные и нечетные цифры.
Игровое упражнение «Весенние мотыльки»
(средний дошкольный возраст)
Задачи: развивать прослеживающую функцию глаза, глазомер, зрительно-двигательную координацию; формировать навыки вербального описания зрительно-воспринимаемых предметов и объектов, их свойств и явлений, укреплять наружную мускулатуру глаз; учить зрительно расчленять изображение на части, составить целое из частей.
«На полянке на весенней
закружились мотыльки.
Разноцветны, легкокрылы,
все похожи на цветы!
По дорожке синей-синей,
удивительно прямой
мотылек летит красивый,
отливая синевой.
На зеленую дорожку
сел зеленый мотылек,
а к дорожке шоколадной
мотылек летит другой-
у него разные крылья
с полоской золотой.
А на красной красивой дорожке
мотылек красивый кружит.
Вверх взлетая и вниз опускаясь,
плавно крыльями он шевелит.
А на встречу ему по дорожке
прилетит краснокрылый дружок.
На него, как на брата, похожий-
весь такой же, как он, мотылек.
Вывод: гимнастика для глаз так же важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение, а это способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.