Марина Подобрий
Конспект логопедического занятия «Звук [У]. Буква У»
▼ Скачать + Заказать документы
Звук [у]. Буква у
Цели: закрепить навыки четкого произношения звука [у]; учить выделять звук из ряда гласных, определению позиции звука У в словах (начало, конец); объяснить различие понятий «звук» и «буква»; формировать умение образовывать множественное число имен существительных; развивать слуховое внимание; познакомить с буквой у.
Ход занятия:
Организационный момент: логопед предлагает сесть на свои места
детям, правильно назвавшим любой звук.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звук [У], Буква У“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Уточнить понятие «звук» и «буква». Для уточнения различий между звуком и буквой можно предложить детям двустишие:
Мы звук произносим и слышим,
А букву мы видим и пишем.
1. Знакомство со звуком [у]
Логопед показывает картинку с изображением девочки.
— Это Уля.
Дети повторяют имя сначала хором, затем индивидуально. Логопед говорит, что в этом слове на первом месте стоит звук
[у].
Логопед размещает предметные картинки: уши, ужи, утюг, улитка.
— Какой звук мы слышим в начале каждого слова? (Звук [у].)
2. Артикуляция звука
Логопед объясняет : чтобы произнести звук [у], нужно вытянуть губы вперед трубочкой. Дети произносят звук [у] хором и индивидуально.
3. Характеристика звука
4. Выделение звука [у] на слух
Логопед произносит гласные звуки : [а]-[о]-[у]-[и]-[а]-[э]-[у]-[а]-[и]-[о]-[у]. Услышав звук [у], дети хлопают в ладоши.
5. Определение позиции звука У в словах.
Логопед выставляет на доску карточку, которая позволяет наглядно представить позицию звука. Это прямоугольная полоска, разделенная на 3 равных части, которые символизируют начало, середину и конец слова.
Произнося слова со звуком У в различных позициях, логопед передвигает букву по карточке слева направо — в ее начало или конец.
Слова: удар, укроп, урна, позову, отойду, накажу, удобный, обниму, найду, возьму, учебник и пр.
Затем он предлагает детям пододвинуть такие же карточки, лежащие на их столах, и, взяв букву У, положить ее в нужное место полоски (начало или конец) после того, как услышат каждое слово. Слова логопед произносит четко, вначале акцентируя звук У, затем снимая этот акцент, с небольшими паузами после каждого слова.
6. Логопед предлагает детям выбрать слова со звуком У из стихотворения :
Устала утка на пруду учить своих утят,
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
Ужасно утка мучится —
Ну что из них получится?
(Здесь и далее опрашиваются только те дети, которые могут произнести слова без фонетических искажений, для остальных используется хоровое проговаривание.)
В случаях затруднения детей при выборе слов, логопед сам анализирует слова на предмет наличия в них звука У и его позиции.
Какое слово задумано, если 1-й звук У не произнесен : -казка, -рна, -рок,
-голок,-кол.
Последнего звука потерялся : кенгур-, скаж-, сраз-, вниз-, прид-, почем-т т. п.
7. Дидактическая игра «Один — много»
Логопед объясняет условия игры.
— Я буду говорить про один предмет, а вы — про много. Улитка — улитки, утюг — утюги, утка — утки, ухо — уши,
уж — ужи, ус — усы, улыбка — улыбки, улица — улицы.
8. Физкультминутка
Дети ходят по комнате. Логопед произносит разные гласные звуки. На звук [у] дети останавливаются.
9. Знакомство с буквой у
Логопед показывает букву у. Дети находят букву в кассе.
Отвечают на вопрос, из скольких элементов состоит буква.
Выкладывают букву из палочек.
Прорисовывают букву в воздухе.
Печатают букву в тетрадях.
10. Логопед подводит итог занятия. Игра «Расставь картинки» (выйдет тот, кто справится с заданием)
У детей на столах картинки, причем в названиях не всех изображенных предметов есть звук У. Логопед ставит букву У на одну сторону доски, на другую ее сторону ставится пустая карточка. Дети должны про себя назвать изображенный предмет, определить, есть ли в этом слове звук У, и поставить картинку в отведенное место на доске: если есть в слове звук У — к букве, нет звука У — к пустой карточке.