Папки-передвижки

Звуковой лэпбук «Шипелочка» (3 фото)

Наталья Миняева
Звуковой лэпбук «Шипелочка»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — детский сад № 123 города Тюмени

(МАДОУ ЦРР — д/с № 123 города Тюмени)

Звуковой лэпбук «Шипелочка»

Методические рекомендации

к учебно-дидактическому пособию

Автор: учитель-логопед

Миняева Н. В.

Аннотация: «Звуковой лэпбук «Шипелочка» - это учебно-дидактическое пособие, которое является интересным материалом для автоматизации звука [Ш] у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома.

Публикация «Звуковой лэпбук „Шипелочка“» размещена в разделах

Лэпбук содержит игры и упражнения по автоматизации звука Ш. Материал можно использовать как во время индивидуальной деятельности, так и в подгрупповых упражнениях.

Пособие предназначено для логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а так же родителей воспитанников. Компактность, простота и мобильность использования позволяет играть с ребенком за столом, в дороге, на кухне.

Целевая аудитория: дети 5-7 лет.

Актуальность

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования.

Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, усваивается социальный опыт, закрепляются знания детей. Поэтому, важнейшей задачей является: создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в образовательный процесс детей в дошкольных учреждениях.

Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе и дальнейшей полноценной жизни. Логопедическая коррекционная работа в детском саду направлена на исправление речевых недостатков, которые препятствуют успешному освоению программного материала. При этом одной из главных задач является нормализация звуковой стороны речи.

Современные педагоги, в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования, ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.

Одним из таких средств обучения дошкольников является лэпбук. Это книжка - раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объединены одной темой.

Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечающее требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;

- обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);

- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Использование таких ярких красочных пособий, позволяет решать сразу несколько задач:

пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

повысить познавательную активность и работоспособность детей;

активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

увеличить объем коррекционного воздействия.

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность педагога наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности.

Методические рекомендации для педагогов при работе со звуковым лэпбуком «Шипелочка».

Описание пособия.

Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет и может быть использовано в разных вариантах:

- как наглядный материал для коррекционной работы учителя – логопеда в процессе индивидуальной коррекционной ООД;

- в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению изучаемого звука (по заданию логопеда).

Цель: в игровой форме автоматизировать звук [Ш] изолированно, в прямых и обратных слогах, начале, середине и конце слов, чистоговорках, стихах, предложениях, связной речи.

Задачи, реализуемые в процессе использования учебно - дидактического пособия «Лэпбук «Шипелочка» :

- способствовать речевому развитию детей: закрепить правильное произношение звука Ш в слогах, словах, фразах;

- расширить, обогатить и активизировать словарь детей;

- развивать навыки грамматически правильной речи, фонематический слух, навыки звукового анализа, творческие способности дошкольников;

- развивать сотрудничество между детьми, учителем-логопедом и воспитателями детского сада.

В Лэпбуке представлены игры и речевой материал по автоматизации звука [Ш]. Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения, как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой). Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

Лэпбук - это не только интересное и полезное, но и универсальное пособие. В нем представлены игры и упражнения, нацеленные не только на автоматизацию звука [Ш], но и задания для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи, грамматики. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

Параллельно продолжается работа по развитию навыков звукового анализа : умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво. Возникает необходимостьразнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия.

Исходя из вышеизложенного, данное учебно – дидактическое пособие позволяет логопеду совместно с воспитателями и детьми творчески подойти к автоматизации поставленных звуков.

Содержание

Содержание пособия включает задания на автоматизацию звука «Ш». Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному.

1. Артикуляционная гимнастика в картинках.

Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука.

Упражнения: «Заборчик», «Лягушка – слон», «Лопаточка», «Почистим зубки», «Парус», «Маляр», «Чашечка», «Фокус», «Грибок», «Лошадка», «Бублик», «Качели».

2. Игры со звуком Ш.

Цель: развитие фонематического слуха.

«Помоги Машесобрать предметы, в названии которых есть звук Ш».

Ребенку нужно найти предметы, в словах которых есть звук Ш.

«Помоги Наташе найти слова со звуком Ш».

Ребенку нужно найти слова со звуком Ш.

«Выбери картинки, в словах которых есть звук Ш».

Ребенку предлагается показать картинки, в которых есть звук Ш.

3. Игра «Определи место звука в слове».

Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине, конце).

Логопед называет слова, где звук Ш находится в начале, середине или конце. Ребенок должен определить место звука в слове и передвинуть машинку в нужный квадрат (начало, середина, конец).

4. Игра «Сделай букву сам».

Цель: закрепить зрительный образ буквы Ш, дифференцировать понятия «звук» и «буква», способствовать развитию пространственных представлений и мелкой моторики.

Прослушай стихотворение и выложи букву Ш из полосок бумаги, из шнурков.

Одна палочка лежит,

Три на ней стоят –

Это буква Ш

Смотрит на ребят.

Обведи букву Ш пальчиком и повтори стихотворение.

5. Книжка-раскладушка.

Цель: развивать внимание, память, мышление.

«На что похожа буква Ш?»

Ребенку предлагается рассмотреть букву и сказать на какой предмет она похожа.

«Найди все буквы Ш»

Ребенку нужно найти и показать все буквы Ш.

«Сказка про букву Ш»

6. Игры со слогами.

Цель: автоматизировать произношение звука Ш в слогах.

«Помоги змее проползти к озеру».

Ребенок должен назвать слог на кочках.

«Мышка раскладывает сыр по тарелкам».

Ребенок называет открытые слоги.

Чтение открытых и закрытых слогов.

«Помоги ежу Тимошке собрать грибы на зиму»

Ребенок должен назвать закрытые слоги со звуком Ш.

Ребенку предлагается прочитать открытые и закрытые слоги.

7. Игры со словами.

Цель: автоматизировать произношение звука Ш в словах, развивать обобщающую функцию речи, грамматику, фонематический слух, обогащать словарный запас.

«Найди силуэт»

Ребенок должен найти тень предмета и назвать слово.

«Один – много»

Ребенок называет существительное в единственном числе, а затем во множественное.

«Подарки для змейки»

Ребенок «дарит» подарок змейке, четко произнося звук Ш в слове.

«Назови предметы»

Ребенок должен назвать все предметы на картинке со звуком Ш.

«Пройди по дорожке и собери предметы»

Ребенку предлагается вести пальчиком по дорожке, называя предметы, которые встречаются на пути.

8. Чистоговорки и стихи.

Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением.

«Повтори чистоговорки»

Ребенок повторяет за логопедом чистоговорки, четко произносит звук Ш.

9. Предложения.

Цель: автоматизировать звук Ш в предложениях.

«Повтори предложение»

Ребенок должен повторить предложение, четко произнеся звук Ш.

«Рассмотри картинку и составь предложение»

Ребенку предлагается рассмотреть картинку и составить по ней предложение.

10. Расскажи.

Цель: автоматизация звука Ш в связной речи.

«Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь»

Чтобы Даша научилась правильно произносить звук Ш бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Это мишка, машинка, башенка, шашки, петушок. Расскажи о том, как бабушка и Даша покупали эти игрушки в магазине. Следи за правильным произношением звука Ш.

Цепной текст «Кошки-мышки», «Каша»

Логопед читает ребенку рассказ. Для того, чтобы он мог пересказать текст нужно помочь ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная цепочка предложений.

11. Собери паззлы, придумай рассказ.

Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи, способствовать развитию зрительного восприятия, пространственной ориентировки и мелкой моторики.

Ребёнок собирает паззлы, чётко называет слова со звуком [Ш]. Составляет предложения с этими словами. После уточнения смысла, составленные предложения объединяются в рассказ.

12. «Ходилки».

Цель: автоматизация звука Ш в словах.

«Ходилки»

В игре принимают участие два игрока. Игра начинается со слова старт, заканчивается словом финиш. Для игры понадобится кубик, фишки (машинки). Первый игрок бросает кубик и отсчитывает то количество квадратов, сколько выпадет, при этом называя предмет, который изображен на картинке. Далее вступает в игру второй игрок.

13. «Улитка».

Цель: автоматизировать произношение звука Ш в словах, развивать обобщающую функцию речи, грамматику, фонематический слух, обогащать словарный запас.

Ребенок называет слова, четко проговаривая звук Ш, которые изображены на панцире улитки.

Заключение

Результатом использования учебно-дидактического пособия является осмысление ребенком - логопатом необходимости правильного произношения звука «Ш» в речи.

Критерии оценки успешной автоматизации звука «Ш» :

- самостоятельность повторения (с помощью взрослого, с небольшой помощью, без помощи взрослого);

- скорость произнесения чистоговорок (произносит медленно или быстро, с запинками или без);

- чистота произнесения (во всех ли словах правильно произносится звук «Ш»).

При этом педагогам и родителям важно контролировать правильность произнесения ребенком звука «Ш» в самостоятельной речи.

Лэпбук привлекает интерес детей своим ярким внешним видом и является прекрасным способом подачи всей имеющейся информации в компактной форме.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проведённая работа с лэпбуком, внесет много положительных моментов в общее и речевое развитие детей:

1. Объединит детей, родителей и педагогов, то есть будет социально направлена.

2. У детей будет успешнее происходить процесс автоматизации звука. Они научатся находить информацию самостоятельно.

3. У детей развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.

4. Все игры в лэпбуке способствуют обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитию фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи.

Звуковой лэпбук «Шипелочка»
Фото «Шипелочка»
Звуковой лэпбук - фото
Публикации по теме:

Лэпбуки «Сельское хозяйство», «Театр» — новый метод изучения, запоминания определенной темы.Лэпбуки «Сельское хозяйство», «Театр» — новый метод изучения, запоминания определенной темы. Позитивная социализация ребенка, его всесторонне личностное, морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих.

Игры по звуковой культуре речи и обучению грамоте Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими.

Презентация «Логопедическое наглядно-игровое пособие-лэпбук «Шипелочка» Пояснительная записка Логопедическое наглядно-игровое пособие Лэпбук «Шипелочка» В последнне время дидактические игровые многофункциональные.

Лэпбук «Летние виды спорта», как современное средство обученияЛэпбук «Летние виды спорта», как современное средство обучения Лэпбук как современное средство обучения. Летние виды спорта. Подготовила Ирина Сидоренко. Дидактическое пособие лэпбук «Летние виды спорта».

Лэпбук «23 февраля — День защитника Отечества», как форма совместной деятельности взрослого и детейЛэпбук «23 февраля — День защитника Отечества», как форма совместной деятельности взрослого и детей Мастер класс на тему: "23 февраля день защитника отечества" Для чего нужны лэпбуки? - помогает ребенку лучше понять и запомнить материал.

Мастер-класс по изготовлению звуковой линейкиМастер-класс по изготовлению звуковой линейки Главной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их.

Занятие по грамоте «Звуковой анализ слова «Изба»» Оу ызметіні йымдастырулы техналогиялы картасы Технологическая карта организованной.

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [И]»Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [И]» Конспект занятия по звуковой культуре речи: Звук И Обучающая цель: Закрепить четкое произношение звука О. Показать артикуляцию звука И.

Презентация «Звуковой анализ слов» «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?» Цель: Успешное формирование у детей навыков выполнения звукового анализа. Задачи: Способствовать формированию.

Проект «Звуковой калейдоскоп» Оглавление 1. Краткая аннотация проекта 2. Обоснование необходимости проекта 3. Цель и задачи проекта 4. Основное содержание проекта 5.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Звуковой лэпбук «Шипелочка»
Опубликовано: 11 сентября 2018 в 08:22
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД