Лучший педагог года

Проект по экологическому воспитанию детей «Краски природы»

7 декабря 2011 в 12:18 - Галина Натальченко
article2038.jpg

Наш МАДОУ – детский сад №112 расположен вблизи лесополосы, совершая прогулки, экскурсии в лес мы видим картину потребительского отношения к природе / разбросанный мусор, поломанные деревья, разорены муравейники …/. Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе.  Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе,  о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое.

Как построить свою работу исходя из этой проблемы? Народная мудрость гласит: «Любить – значит знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что люди взрослые показывают пример детям, следовательно, необходимо не только работать с детьми, но и с взрослыми. Сделать так, чтобы взрослые/через детей/ поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.


Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Разработчик и руководитель проекта воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №112» Натальченко Галина Владимировна


Название проекта: «Краски природы»

Актуальность: «Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все – это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных ресурсов, результат потребления богатств земли, для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения.

Человек – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. А как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе.


Проблемная ситуация:  Наш МАДОУ – детский сад №112 расположен вблизи лесополосы, совершая прогулки, экскурсии в лес мы видим картину потребительского отношения к природе / разбросанный мусор, поломанные деревья, разорены муравейники …/. Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе.  Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе,  о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое.

Как построить свою работу исходя из этой проблемы? Народная мудрость гласит: «Любить – значит знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что люди взрослые показывают пример детям, следовательно, необходимо не только работать с детьми, но и с взрослыми. Сделать так, чтобы взрослые/через детей/ поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.

Руководитель проекта, воспитатель Натальченко Галина Владимировна вместе с детьми и родителями решили создать экологическую тропу в близлежащей лесополосе, свою «лесную полянку», с целью сохранения данного природного объекта.


Целеполагание: Только  при совместном взаимодействии с семьей и разных форм, методов и приемов работы: наблюдений, бесед, экологических игр, чтение художественной литературы экологического содержания, включения труда в природе в повседневную жизнь, мы можем говорить о формировании экологической культуры  у детей дошкольного возраста.

Цель проекта:Формирование у детей знаний о природе родного края, воспитание осознанно – бережного отношения к ней.

Основные задачи проекта:

1. Формировать и обогащать представления о значении леса в природе и жизни человека, о разнообразии растительного и животного мира Пермских лесов;

2. Дать детям знания о людях, охраняющих и восстанавливающих лесные богатства;

3. Познакомить с лесом как с сообществом растений и животных, с приспособлением животных к условиям определенной экологической ниши;

4. Расширить, уточнить знания о правилах поведения в лесу. Вызвать желание осознанно выполнять их, понимать последствия «хорошего» и «плохого» отношения к природе;

5. Формировать у детей осознанно – бережное отношение  к объектам природы;

6. Формировать у детей потребность видеть и понимать прекрасное в природе, в природоохранной деятельности.

7. Привлечение семьи  к сотрудничеству с ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников;

 

Тип проекта:

  • По доминирующему методу: практико – ориентированный;
  • По характеру содержанию: ребенок  + семья + природа;
  • По характеру участию ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;
  • По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей;
  • По количеству участников: фронтальный, групповой;
  • По продолжительности: долгосрочный.


Запланированный результат:   Разработанная экологическая тропа, приведенная в порядок «лесная полянка»,  как место для интересного проведения мероприятий объединяющих детей, педагогов  и родителей общими интересами для получения новых знаний о родном крае. Совместная исследовательская и трудовая деятельность по экологическому воспитанию

.

Возможные риски: Взрослые будут на мероприятиях соблюдать правила поведения в природе, а в жизни как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе,  хорошо, а в других плохо.


Комплектация воспитанников: дети / 27 человек/, родители  подготовительной к школе группы  МАДОУ «ЦРР - детский сад №112» г. Перми.

Количество  участников: 40 человек.

Длительность проекта: 1 год.

Дата проекта: 12.09.2010г. по 31.07.2011г.

Форма совместной деятельности: сотрудничество.


Введение.

На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней. Причины этого в экологической неграмотности человека, относящего к окружающему миру потребительски. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка представляются первоочередными.

Мы  работаем с особой категорией детей – дошкольниками и именно в этом возрасте необходимо заложить основы экологической культуры. Так как у малышей накапливаются эмоциональные впечатления, первые представления о природе, закладываются ценностные ориентации и отношение к окружающему миру. У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам  может помочь «древний источник познания» - природа.

Педагоги  группы №12 уже много лет работают по методической теме «Формирование осознанно бережного отношения к природе родного края  у детей дошкольного возраста».

Продолжением работы явилось организация в лесу, расположенного рядом с детским садом, экологической тропы и  «лесной полянки» /место для проведения  мероприятий нашей группы, отдыха жителей микрорайона/. Разработка экомаршрутов: деревьев, кустов, цветов, расположенных на территории лесополосы. Маршрут выбирался таким образом, чтобы показать многообразие растительного и по возможности животного мира Пермского края.


Цель: Формирование у детей осознанно-бережного отношения к природе, понимание единства природы и человека с помощью экологического маршрута.

Задачи:

1. Формировать у детей навыки экологически грамотного отношения и поведения в природе, воспитывать гражданскую позицию;

2. Разработать экологический маршрут, как источник познавательной информации;

3. Познакомить с методами изучения природных объектов.


Экологический маршрут осуществляется под руководством воспитателя. Особенность экологического процесса заключается в том, чтобы ребенок в естественных условиях получил информацию о правилах поведения в природе, о многообразии природного мира родного края. Достигается  это в ходе экскурсий, прогулок в лес, в сочетании разных видов деятельности /игровой,  трудовой, исследовательской/ и в общении с взрослыми и сверстниками.

Экологический маршрут позволит детям почувствовать себя первооткрывателями и пропагандистами экологических знаний. Позволит приобрести такие ценные качества личности как – ответственность, доброта, состродание.

Экологический маршрут рассчитан на все возрастные группы детского сада. Время и информация будут зависеть от возраста детей от простого к сложному.


Правила поведения на маршруте:

  • На маршруте можно смотреть, удивляться, получать новые знания и впечатления;
  • Приветствуются на маршруте такие страны как «Тишина», «Внимательность», «Наблюдательность», «Спокойствие».
  • На маршруте нельзя рвать, ломать, мусорить.


Начало маршрута /деревья/

1. Ива;

2. Дуб;

3. Ель;

4. Пихта;

5. Клен;

6. Береза;

7. Лиственница;

8. Туя.


Конец маршрута:

9. Сосна.


Начало маршрута /кусты/

1. Чубушник  /жасмин/;

2. Спирея рябинолистная;

3. Шиповник;

4. Малина лесная;

5. Боярышник.


Конец маршрута:

6. Можевельник.


Начало маршрута /полевые цветы/

1. Фиалка 3-х цветная;

2. Ландыш;

3. Одуванчик;

4. Гвоздика травянка;

5. Ромашка;

6. Цикорий;

7. Иван чай;

8. Герань луговая;

9. Лютик едкий;

10. Клевер луговой;

11. Иван – да -  Марья;

12. Колокольчик.


Конец маршрута:

13. Василек.


При разработке педагогического процесса по формированию основ экологической  культуры были учтены дидактические принципы: от близкого к далекому, от простого к сложному; от частного к общему.

Содержание и объем знаний подобран с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста. Эти знания способствуют накоплению экологических навыков и умений. Знания о правилах поведения в природе помогают детям оценить свое поведение и поведение других людей по отношению к природе, оказывают влияние на формирование осознанно – бережного отношения к растениям и животным. Формирование знаний – не самоцель в нашей работе главное – это формирование осознанно – бережного отношения ко всему, что окружает ребенка, это длительный и трудный процесс, но достичь результата возможно.


Приложение

Правила поведения в природе 


«КАК СОХРАНИТЬ ВОЗДУХ ЧИСТЫМ»

· Берегите растения, ведь они – зеленые легкие планеты! Листья растений выделяют на свету кислород, необходимый для дыхания. Кроме того, они очищают загрязненный воздух от пыли и копоти.

· Помогайте взрослым сажать цветы, кустарники и деревья.

· Не ломайте ветки, не вытаптывайте траву, не рвите цветы.

· Не бросайте в костер куски резины или пластмассы. При их горении выделяются очень ядовитые вещества, которые загрязняют воздух.

· На автомобилях нужно устанавливать фильтры, чтобы очищать отработанные газы.

· На фабриках и заводах должны работать специальные установки по очистке воздуха.


«КАК СОХРАНИТЬ ВОДУ ЧИСТОЙ».

· Не загрязняете воду и берега ручьев и рек, озер и прудов. Не бросайте в воду мусор, камни, ветки деревьев.

· Берегите родники, не замусоривайте землю возле них, берегите деревья на берегах рек и озер.

· Оберегайте открытые колодцы. Не бросайте в них мусор. Помните пословицу: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».

· Не оставляйте открытыми водопроводные краны, а если кран не исправен, то попросите взрослых его починить.

· Не расходуй воду зря. Помните, что запасы воды на Земле ограничены!

 

«КАК СБЕРЕЧЬ ПОЧВУ».

· Необходимо сажать растения. Корнями они скрепляют почву, не дают ветрам выдувать, а воде размывать ее, увеличивают слой перегноя.

· Нужно оберегать животных, обитающих в почве, - они увеличивают ее плодородность.

· В парках, скверах и садах нельзя сжигать опавшие листья. Перегнивая под действием микробов, они возвращают в почву минеральные соли, необходимые растениям.

· Нельзя распахивать почву на очень больших пространствах, так как тогда образуются пыльные бури, почва смывается, и появляются глубокие овраги.

· Нельзя вырубать леса – из-за этого мелеют реки и почва высыхает.

· На полях нужно сеять разные растения, чтобы почва не истощалась.

 

«КАК ПОМОЧЬ НАШИМ ЗЕЛЕНЫМ ДРУЗЬЯМ»

· Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человека ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям.

· Запомните правило: нужно стараться ходить только по тропинкам!

· Не рвите полевые цветы, не собирайте их букеты. Можно составлять только из садовых цветов.

· Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.

· Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников (например: божьих коровок). Ведь они опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.

· Не разоряйте муравейники.

· Оберегайте птиц, не заглядывайте в их гнезда, не трогайте яички. Весной и в начале лета не берите в лес собаку, не шумите в лесу – ведь там подрастают птенцы. Птицы – друзья растений, они спасают растения от насекомых-вредителей.

· Перед тем как собирать в лесу лекарственные растения, узнайте, нет ли среди них растений, которые занесены в Красную книгу.

· Берегите редкие виды лекарственные растений, например, ландыш майский, который зацветает на 28-30-й год жизни, валериану, первоцвет и многие другие.

· Посадите одно или несколько деревьев, учитесь ухаживать за комнатными и садовыми растениями.

· Помните! Растения – живые существа! Они все бескорыстно отдают людям, но они беззащитны и нуждаются в нашей помощи. 


 «КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ЛЕСУ, ЧТОБЫ НЕ ПРИЧИНИТЬ ВРЕДА ЕГО ОБИТАТЕЛЯМ».

· Старайтесь не шуметь, чтобы не побеспокоить зверей и их детенышей.

· Если вы нашли нору крота, барсука или другого животного, не подходите к ней близко, не пугайте лесных обитателей.

· Нельзя разводить в лесу костры, ломать ветки деревьев, кусты, вытаптывать траву, собирать букеты цветов.

· После привала нужно убирать за собой весь мусор, не оставляя его в лесу. Лес – это дом многих животных. Относитесь к чужому дому уважительно.


«КАК ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ»

 · Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки.

· Не прибивайте кормушку к стволу дерева.

· Сметайте с кормушки снег.

· Не кладите в кормушку куски хлеба, корки мандаринов, макароны. Птицы это не едят! Им нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы. Можно добавлять к семенам крошки белого хлеба, кусочки не соленого сала.


«КАК ОХРАНЯТЬ ПТИЦ».

· Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей.

· Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.

· Не прикасайтесь к гнездам, иначе птицы-родители могут его покинуть

· Весной вначале лета не берите в лес собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов.

· Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.

· Подкармливайте птиц зимой.

· В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах и парках.

· Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно погубили бы нашу планету.

 

«КАК СОХРАНИТЬ САМЫХ ДРЕВНИХ ОБИТАТЕЛЕЙ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ».

Не нужно рвать полевые цветы – будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар и пыльца нужна для питания.

 · Берегите зеленый наряд Земли: травы, кустарники, деревья, и вы поможете насекомым, которые живут среди растений.

· Не разоряйте муравейники, так как  муравьи уничтожают вредных насекомых. Муравьи – санитары лесов и садов, оберегайте их.

· Хотели бы вы, чтобы кто-нибудь ловил вас? Значит и вам не следует ловить мотыльков, бабочек, стрекоз и других насекомых.


«КАК СОХРАНИТЬ ЖИВЫЕ ЦВЕТОЧКИ В ПРИРОДЕ».

· Не рвите полевые цветы, не собирайте их в букеты, иначе останутся без пищи бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые.

· Берегите деревья. Не вытаптывайте траву возле них, не ломайте ветки. Они кормят и поят лесных обитателей.

· Собирая в лесу ягоды, грибы всегда помните о лесных обитателях, которые ими питаются. Оставляйте часть даров животным.

· Березовый сок можно брать только у взрослых деревьев. Отверстие должно быть не большим, и после того, как взяли сок, его нужно аккуратно замазать, иначе береза может засохнуть.

· Не обижайте животных, они помогают сохранить зеленый наряд планеты.

· Не сбивайте ногами мухоморы, так как ими лечатся дикие животные, например, лоси.

· Собирайте ягоды аккуратно, берегите ягодники. Вытоптанный ягодник сможет восстановиться и начать плодоносить только через 2-3 года. 

 

«КАК СОХРАНИТЬ СВЯЗИ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЫ».

· Берегите реки, ручьи, родники от загрязнения, чистая вода необходима всем живым существам.

· Не ловите насекомых, они опыляют растения и помогают им распространяться.

· Растения сохраняют влагу, не дают рекам и озерам пересыхать, скрепляют корнями почву, повышают ее плодородность.

· Не обижайте подземных жителей: дождевых червей, насекомых. Ведь они помогают почве получать влагу и «дышать» воздухом.

Дополнительно по теме экология в детском саду.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД