МААМ-картинки

Цикл занятий «Наши эмоции»

5 августа 2011 в 18:24 - ПЕДАГОГ
article1055.jpg

Тема ''Как понять настроение человека?''

Цикл занятий в подготовительной группе «Наши эмоции»

Программное содержание:

1. Учить распознавать эмоции по жестам, интонации, мимике, пантомимике и голосу.

Организация ощущений детьми мышечного напряжения и расслабления мышц.

2. Расширение активного словаря за счёт слов, обозначающих эмоции (грусть, веселье, усталость, капризы.

3. Тренировка регуляции двигательной активности и поведения.

4. Знакомство с релаксацией через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания.

5. Знакомство с эмпатией.

6. Воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование. Картинки «Страна Эмоций» Громова Т.В. Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. М., УЦ «Перспектива». 2002. Картинки, отображающие разные состояния природы (солнечная, пасмурная, дождливая, ветреная). Картинки и пиктограммы эмоций. Аудиозапись «Голоса природы».


Ход занятия:

Ритуал начала занятий «Дружба начинается с улыбки». Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и, молча, улыбаются:

«Возьмемся за руки, друзья!

Друг другу улыбнемся.

Мы пожелаем всем добра и скажем:

«Здравствуй, солнце!»

Беседа «Какие мы разные» с рассматриванием картинок.

Мы отличаемся друг от друга: характер, внешность, привычки, мысли, внутренний мир – у всех свои, разные. Что такое внутренний мир? Внешний мир: природа, небо, солнце. В нашем внутреннем мире тоже бывает солнце – хорошее настроение, мы радуемся, поём песенки. Если на солнце находят тучи – настроение портится, идёт дождь – бегут слёзки. От настроения зависит всё: в плохом настроении появляются плохие черты характера. У человека в плохом настроении надуты губы, человек грустит, капризничает, не играет (говорится капризным тоном).

Как выглядит грустный человек? Брови нахмурены, голова опущена. (Показ).

Как выглядит весёлый человек? Дети показывают, прыгают, смеются, обнимаются.

Как выглядит уставший человек?  Уф, выдохнули, согнулись пополам, как будто кто-то сидит на плечах, руки тяжёлые, упали, все, лежим, отдыхаем.

Мы передавали настроение с помощью жестов. Давайте, грустно помашем вслед рукой маме. На нашем лице – грусть. Это наша мимика. Покажем мимикой, какие мы сонные, глаза слипаются….

Ещё у нас есть интонация. Давайте голосом покапризничаем: «Мама, не хочу спать, хочу играть!». Все эти приспособления – жесты, интонация, мимика – действуют вместе. Мы все очень разные, уникальные, неповторимые.

Упражнение ''Назови и покажи эмоцию '' (работа с пиктограммами).

Игра «Огонь, вода, земля, воздух»

Цель: изображение внешнего мира с помощью средств понимания.

Играющие стоят по кругу. Ведущий договаривается с ними: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, напрячься, как бы врасти в землю; если скажет слово «вода», то вытянуть руки вперед и сделать «плавательное» движение; на слово «воздух» — поднять руки вверх - вдох; опустить - выдох; на слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Релаксация «Из семени в дерево» (аудиозапись). Работа с чувством эмпатии

Ведущий – «садовник» предлагает детям превратиться с маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть её руками). «Садовник» очень бережно относится к «семенам», поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С тёплым весенним солнышком «семечко» начинает медленно расти. (Поднимаются.) У него раскрываются «листочки» (руки тянутся кверху), растёт «стебелёк» (вытягивается тело), появляются «веточки» с «бутонами» (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и «бутоны» лопаются (резко разжимается кулачки), и росток превращается в прекрасный и сильный «цветок». Наступает лето, «цветок» хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается соседям- цветам (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. «Цветок» качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), «цветок сгибается, клонится к земле, и ложится на неё. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. «Цветок» опять превратился в маленькое «семечко» (свернуться на полу). Снег укутал «семечко», ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживёт!

Рефлексия.

Что тебе доставило удовольствие, радость?


Ритуал прощания «Эстафета дружбы».


Тема (продолжение) ''Волшебные'' средства взаимопонимания

Программное содержание:

  • Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.
  • Организация опыта осознанного переживания детьми ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц. Регуляции двигательной активности и поведения.
  • Знакомство с «волшебными средствами понимания – интонацией и мимикой». Развитие сочувствия и внимания к людям, умений описывать свои ощущения. Ввести понятие положительной и отрицательной эмоции.

Ход занятия:

Приветствие. Волшебный клубочек.

Психолог передаёт клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.

Упражнение «Друг к дружке» (см. Фопель К. Как научить детей сотрудничать)

Психолог: Любое общение, любой контакт начинается с приветствия.

Сегодня мы будем приветствовать друг друга в парах. Выберете себе пару взглядом, подойдите и пожмите партнёру руку. Можно приветствовать друг друга в парах самыми разными частями тела: ладонями- внутренней и тыльной стороной, локтями, плечами, спинами, бёдрами, коленями, носками, пятками, ушами, носами, затылками и т.п.

Психолог стимулирует творчество учащихся в придумывании необычных приветствий.

Знакомство с «Волшебными средствами понимания»

Что может помочь человеку, которому грустно, страшно, плохо? Что помогает вам, когда вас обидели, когда вы провинились? Что делают люди, с которыми вам приятно общаться?

«Волшебные средствами понимания»: улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый, ласковый голос, мягкие, нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека.

Педагог вводит понятие об интонации, затем детям предлагают по очереди произнести фразы (зло, радостно, с обидой) - Пойдем играть! - Дай мне игрушку!

Как можно еще узнать настроение человека? (По выражению лица).

Картинки-ситуациии «Страна Эмоций»,

отображающие эмоциональное состояние радости, удовольствия. Персонажи: Веселинка, Обидка, Раздражинка.

Этюды на различные позиции в общении.

Общение в парах идет в диалоговом режиме. Предлагаются темы: ''Моё любимое животное'', ''Мой самый радостный день''. Сначала дети сидят лицом друг к другу, потом один сидит, другой стоя рассказывает. В 3-м диалоге дети сидят спиной друг к другу. Как удобнее было разговаривать? Идёт обсуждение общения.

Игра ''Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся''.


Игра «Мы - силачи»

Дети встают в круг. Психолог предлагает им поиграть в «силачей». «Силачи» показывают всем, какие они сильные: набирают воздуха и напрягают мышцы рук, сгибая их в локте. Затем делают выдох и расслабляют руки, опуская их и тряся ими.

Упражнение «Угадай, что в мешочке».

По кругу передаётся мешочек, дети, ощупывая его, называют, что в нём (орехи, каштаны, крупа, семечки и т.п.

Игра «Волшебники»

Ход: Детям предлагают вообразить, что они - волшебники и могут исполнить свои желания и желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, Алеше - ловкости, и т.д.

Рефлексия.

За кого ты порадовался? Что тебя огорчило? Что тебе доставило удовольствие, радость? Что бы ты хотел изменить? Кто тебе помогал и кому ты помог?

Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД